Многокритериальные решения представляют собой методологический подход в области принятия решений, который ориентирован на решение сложных задач, учитывая множество разнообразных критериев и факторов. Этот подход используется в ситуациях, когда принятие решения требует учета нескольких, часто противоречивых, критериев, влияющих на конечные результаты [1].
Метод основан на иерархической структуре проблемы и используется для принятия решений в условиях определенности и многокритериальности. Он позволяет декомпозировать проблему на более простые составные части и дальнейшей обработке последовательности суждений эксперта по парным сравнениям. Метод анализа иерархий служит для обоснования принятия решений и позволяет установить приоритеты критериев и получить оценки для альтернативных решений [2].
Апробацию этого метода рассмотрим на примере компании ООО «Нестле Россия». Компания «Нестле Россия» это одна из крупнейших и наиболее известных мировых компаний в области продуктов питания, напитков и других потребительских товаров [3]. В связи с ростом конкуренции на рынке кондитерских изделий возник запрос выявления показателя значимости ООО «Нестле Россия» в нем.
Для рассмотрения положения компании ООО «Нестле Россия» на рынке кондитерских изделий был использован метод анализа иерархии Томаса Саати. Целью применения метода является показатель значимости с помощью факторов конкурентоспособности.
Для реализации метода были выбраны следующие факторы конкурентоспособности:
- Качество продукции и услуг;
- Ассортимент продукции и услуг;
- Продвижение на международном рынке;
- Репутация и узнаваемость на рынке;
- Ценовая политика.
Первым этапом является построение иерархической системы задачи выбора. Метод анализа иерархии представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Пример иерархической системы
После построения иерархической системы задачи выбора проводится экспертное оценивание на основе парного сравнения. Для каждой пары критериев необходимо заполнить матрицу с значениями, соответствующими сравнительной шкале. Матрица должна быть симметричной, что означает, что оценка важности первого критерия по отношению ко второму должна быть равна обратной оценке важности второго критерия по отношению к первому. Сравнительная шкала начинается с 1 – равная важность, 3 – умеренное превосходство, 5 – значительное превосходство, 7 – сильное превосходство и 9 – очень сильное превосходство. В промежуточных случаях ставятся четные оценки: 2, 4, 6, 8. Парное сравнение представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Парное сравнение критериев
Исходя из таблицы 1, можно сказать, что продвижение на международном рынке и качество услуг и продукции являются наиболее важными факторами, а наименее важным является ценовая политика.
Для того чтобы оценить качество и согласованность экспертных суждений нам понадобится рассчитать такие показатели как индекс согласованности и отношение согласованности. Индекс согласованности определяет, насколько достоверны и последовательны результаты парных сравнений. Величина отношения согласованности должна быть порядка 10% или менее, чтобы быть приемлемой. В некоторых случаях допускается значение отношения согласованности до 20%, но не более, иначе необходимо пересматривать экспертные суждения. Все критерии соответствуют допустимым значениям.
После стоит оценить показатель значимости компании ООО «Нестле Россия» на рынке кондитерских изделий. Для этого используем взвешенные суммы. Для этого стоит просуммировать произведения значимости каждого критерия для каждой компании на вес самого критерия. Результаты данного синтеза представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Синтез показателей значимости
В результате синтеза на рисунке 2 получили показатель значимости компании ООО «Нестле Россия» на рынке кондитерских изделий, который составляет 45,27%.
Таким образом, проведя анализ иерархии Томаса Саати, можно сделать вывод, что компания ООО «Нестле Россия» занимает практически половину рынка кондитерских изделий, а основным конкурентом является компания Красный октябрь.
Список литературы
- МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ. [Электронный ресурс] URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/159093/F_Shikhalev___Mnogokriterialnye_zadachi___elektr.variant.pdf?sequence=-1 (дата обращения 19.11.24)
- Лекция 1. Метод анализа иерархий. [Электронный ресурс] URL: https://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site216/html/media67140/lec1_is-2_2020 (1).pdf (дата обращения: 19.11.2024)
- Тайны «Шоколадной леди». [Электронный ресурс] URL: https://63.ru/text/style/2013/03/11/55939811/ (дата обращения: 19.11.2024)