Спортивный лабиринт – вид спорта, в котором в одинаковой мере сочетаются основные режимы человеческой деятельности: энергетический, сенсомоторный и интеллектуальный. В нем, для ориентирования, используются специальные искусственные объекты. Искусственная местность состоит из совокупности стандартных объектов типа «стена», расположенных на небольшой ровной открытой площадке. Эти объекты создаются с целью запутать спортсмена и усложнить процесс ориентирования. Задача ориентировщика – как можно быстрее отыскать с помощью карты-схемы и компаса контрольные пункты, расположенные на местности и обозначенные на карте-схеме. Для этого спортсмену необходимы хорошо развитые физические качества (выносливость, сила, ловкость, координация, быстрота) и ряд особых психических качеств, обеспечивающих глубокое освоение навыков работы с компасом и картой-схемой и позволяющих безошибочно выполнять сложные мыслительные операции в кратчайшие сроки и с наилучшим результатом. Результаты участников определяются по времени прохождения дистанции, в определенных случаях с учетом штрафного времени или штрафных кругов.
Успех ориентирования в «Спортивном лабиринте» зависит от того, как правильно участник ориентирует карту. Карту можно сориентировать по входу, по месту старта, так же в помещении (спортзал) и по окнам, если они прорисованы.
При прохождении Лабиринта существуют общие правила, которые необходимо соблюдать. Сначала обучающиеся стоят на месте и ориентируют карту, затем делают поворот либо влево, либо вправо по команде и следят за правильной ориентацией карты. В процессе движения по четырехугольнику спортивного зала обучающиеся идут с картой, выполняют повороты и внимательно следят пальцем за своим местоположением. Учащийся перемещается с картосхемой спортзала, на которой отмечены дистанция или точки контрольных пунктов, и важно правильно ориентироваться.
Даже тем детям, которые раньше не имели опыта в ориентировании, эти правила помогут преодолеть спортивный лабиринт и успешно завершить дистанцию.
Таблица 1.
Система оценки прохождения стандартного тренировочного лабиринта
Уровень программы |
Период диагностики |
Оценка |
||
удовлетворительно |
хорошо |
отлично |
||
Стартовый |
На входе |
Прошел без учета времени |
||
На выходе |
5 мин |
3м 30с |
2мин |
|
Базовый |
На входе |
5 мин |
3м 30с |
2мин |
На выходе |
4 мин |
3 мин |
1мин 30с |
|
Продвинутый |
На входе |
4 мин |
3 мин |
1мин 30с |
На выходе |
3 мин |
2 мин |
1 мин |
Спортивный лабиринт – это универсальный инструмент для развития физических, интеллектуальных и социальных навыков у детей и подростков. Правильно спланированное и организованное мероприятие станет не только запоминающимся событием, но и важным шагом на пути к формированию здорового образа жизни и активной гражданской позиции.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что знание факторов, влияющих на мотивационную сферу спортсмена, особенностей мотивации соревновательной деятельности и выявление ведущих мотивов позволит тренеру более эффективно использовать потенциал ориентировщика при формировании его мотивационно-ценностной сферы личности.
Список литературы
- Николаев А.Н. Методика оценки мотивов спортивной деятельности // Психологические основы педагогической деятельности: материалы 30-й науч. конф. СПб., 2003. Вып. 7. С. 55-58
- Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов-ориентировщиков. М.: Физкультура и спорт, 1978. 112 с.
- Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. 240 с.
- Яблонских А.М. Корреляционный анализ спортивного результата и уровня личной тревожности спортсмена-ориентировщика // Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыт и перспективы: сб. науч. тр. молод. ученых, посв. 50-летию УралГУФК. Челябинск: Изд-во УралГУФК, 2020. С. 248-251