ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ, ВОСПИТЫВАЕМЫХ ОДИНОКИМ ОТЦОМ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ, ВОСПИТЫВАЕМЫХ ОДИНОКИМ ОТЦОМ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

31

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 15 (216), Апрель ‘25

Дата публикации 11.04.2025

Поделиться

В данной статье, предлагается рассмотреть психологические особенности родительского отношения к детям, воспитываемых одиноким отцом, как характерный феномен психики. Для более детального понимания специфики психологической работы с одинокими отцами. Данные предложены к рассмотрению, опираясь на основные периоды детского развития. Вынесены на обозрение: методы воспитания, характерные для мужчин, стили поведения, реагирования, характер решения задач по воспитанию, а также виды привязанности. Рассмотрены основные социальные и психологические проблемы, с которыми сталкивается одинокий отец, в процессе адаптации к комбинированной роли отца-матери, а также и воспитания, так как эти проблемы кардинально влияют на построение взаимоотношений между родителем и детьми.

По данным Росстата на 2021 г. в России 650 тысяч одиноких отцов [1]. На 11 апреля 2024 г. в России число одиноких матерей составляет 4,85 млн, а одиноких отцов уже 1,13 млн человек. «Правмир» [2]. Стоит отметить, что в сознании российского общества только недавно стало формироваться восприятие роли отца как полноценного родителя, а не только материального ресурса семьи.

 

Характерными общими проблемами для одиноких родителей обоих полов являются трудности совмещения разноплановых половых и социальных ролей: «кормилец» и «заботливая мать». Совмещение воспитательных функций с заботой о детях и построение карьеры повышает уровень переживаемого стресса и снижает эффективность исполнения родительских обязанностей. Кроме того, «одинокое родительство» часто обусловлено дефицитом таких ресурсов, как времени и финансов. В данной статье предлагается рассмотреть психологические особенности родительского отношения к детям, воспитываемых одинокими отцами, с целью более детального понимания специфики психологической работы с данной категорией клиентов/семей.

 

На данный момент в свободном доступе сети Интернет отсутствуют статистические данные касаемые пола и возраста детей, чаще остающихся жить с отцами. В связи с этим, в данной статье будут приведены примеры воспитания детей обоих полов на разных возрастных этапах (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст).

 

Можно выделить следующие причины, по которым мужчины становятся одинокими родителями:

  1. Собственное решение отца воспитывать ребенка в одиночку;
  2. Сложные жизненные обстоятельства, такие как: развод и/или отказ матери от исполнения родительских обязанностей, лишение матери родительских прав, отбывание матерью наказания в виде лишения свободы, безвестное её исчезновение, зависимость матери, ее заболевание, ограничивающее или полностью лишающее возможности воспитывать ребенка и т.д.;
  3. Смерть матери.

Родительское отцовское отношение к детям в период младенчества и раннего детства:

 

Оставшись с ребёнком, мужчина проживает стресс равный утрате близкого человека (и двойной, в случае реальной его смерти), соответственно, проходит через все стадии горевания. Находясь в неустойчивом психоэмоциональном состоянии, отец нуждается в социальной поддержке, так как выполнение функций матери автоматически переходит к нему. Теперь, помимо выполнения своих обычных и знакомых функций, ему приходится в ускоренном темпе обучаться новым навыкам, требующим сил и времени. В связи с тем, что у отцов объективно отсутствует опыт беременности, у них могут возникнуть трудности с формированием чувства привязанности к детям, на что влияет количество и качество проводимого вместе с ребенком времени, характер контакта, эмоциональное состояние родителя. (Так как для мужчины формирование привязанности к ребёнку связано не столько с тесным телесным контактом, а долгосрочным опытом построения отношений, отцам свойственно не придавать значение таким детским потребностям, как свободное выражение своих чувств и эмоций, что в будущем может негативно отразится на развитии эмоциональной сферы ребенка) [3].

 

Оставшись наедине с ребенком раннего возраста, отцы часто начинают испытывать неловкость, растерянность и стеснение, выполняя «женские дела». Необходимо отметить, что преимущественно социальные институты состоят из женщин (врачи, воспитатели, няни, и т.д.), что также не добавляет уверенности отцу, особенно в начале жизни без мамы. Данные чувства могут быть особенно интенсивными, если молодой отец сталкивается с критикой или негативной оценкой его методов воспитания и содержания ребенка. Бытовое обслуживание малолетних детей даётся отцам нелегко, особенно, если до этого всем этим функционалом занималась мать. Отец тесно сталкивается с чувством брезгливости в отношении своего ребёнка, особенно меняя подгузники, стирая одежду, производя уборку, а также начинает испытывать неудовлетворенность своей ролью. В результате мужчина может испытывать чувство вины и ложного стыда за свою несостоятельность, утрачивая веру в себя и снижая уровень самооценки. Могут начать проигрываться негативные проекции на ребёнка, имеющие под собой такие эмоциональные причины, как обида и злость на мать ребёнка, даже в случае её смерти. При подобных состояниях отцам свойственно впадать в отчаяние, апатию, социальную дезадаптацию, и даже изоляцию. В подобных состояниях растёт уровень раздражённости и появляется агрессия на ребёнка и его поведение. Отец может начать нервозно и резко, с пренебрежением, выполнять уход за ребёнком, создавая атмосферу напряжённости и нелюбви.  Уровень эмоциональной зрелости мужчины определяет степень подверженности подобным состояниям. Овладение навыками эмоциональной и когнитивной саморегуляции оказывает позитивное влияние на устойчивость к подобным состояниям. Замечено, что в данный период раннего детства отцы практически одинаково воспитывают мальчиков и девочек, существенное различие начинается после 3-х лет, что связано началом процесса психологического отделения от близкого взрослого и формированием гендерной идентичности ребенка.

 

Общими из характеристик особенностей отцовского отношения следует выделить:

  • сниженный уровень эмоциональной вовлечённости в построение контакта и доверительных отношений;
  • низкий уровень понимания эмоциональных потребностей ребёнка;
  • более спокойное отношение к крикам, дискомфорту, болезням и потребностям ребёнка;
  • более стойкую позицию в отношении детских манипуляций;
  • более рациональный и прагматический подход к удовлетворению основных потребностей. Исключение могут составлять отцы сенситивного типа.

Мужчине важны конкретные действия от детей, эмоциональная сфера кажется ему мало понятной и мало важной, поэтому отцы обычно уделяют меньше времени «сюсюканью», менее терпимы к детям и их шалостям, предпочитаемой воспитательной стратегией чаще всего выступают ограничения и запреты. Отец стремиться уже в этот период привить самостоятельность, умение постоять за себя (особенно сыну), культивировать такие качества как выдержка, целеустремленность, решительность и сила воли. Нередко родитель переоценивает возможности ребёнка усваивать преподаваемые им навыки. Невзирая на кажущуюся строгость в отношениях с детьми, отцы умеют и могут показывать свои чувства, обнимают, целуют, беседуют, и т.д., но делают это более сдержано, чем матери. На прогулках, детских площадках и детских комнатах, отцы демонстрируют вовлечённость в процесс игрового взаимодействия детей, наблюдают, устанавливают зрительный контакт с ребёнком, подсказывают варианты решения ситуативных задач. В домашних условиях отцы стараются придерживаться режима, так как у мужчин слабо развита интуитивная составляющая родительства, а превалирует структурно-логическая.

 

Следует заметить, что отцовская любовь (в отличие от материнской) — обусловленная, основанная на принципе «я люблю тебя, потому что ты отвечаешь моим ожиданиям». Об этом свидетельствовал Э. Фромм в книге «Искусство любить» [4, с. 24], где он пришел к выводу, что материнская любовь лишена всякой объективности – ребенка любят просто за то, что он есть, когда отцовская любовь более взыскательна и справедлива – ребенка любят за достоинства и заслуги. В ребёнке мужчина видит потенциал взрослости, именно его он скорее всего и будет любить. Об этом могут свидетельствовать такие выражения: «Что ты расплакался как маленький/ая»? «Будь мужчиной. Ты уже взрослый». Поэтому отцы редко успокаивают понимающим сожалением ребёнка, получившего синяк или порез, так как ориентированы на то, чтобы ребёнок стойко мог переносить удары судьбы в будущем. Воспитательная стратегия отцов ориентирована не на процессе, а на результате, который должен быть выполнен любой ценой. Дети, воспитанные отцами, как правило, отличаются самостоятельностью и ответственностью уже в раннем возрасте. Они скорее готовы прислушиваться к их советам, социально взрослеют быстрее, чем их сверстники.

 

В дошкольном возрасте (3-7 лет) между отцом и детьми выстраивается более глубокая личностная привязанность. Это обусловлено первыми самостоятельными продуктивными действиями ребёнка, в том числе помощь по дому и выполнение поручений. Построению диалога и возможности установления договорённостей способствует повышение уровня развития детской речи Кризис «я-сам» переживается мужчинами более спокойно, чем женщинами, так как отцам свойственно поощрять самостоятельность в детях. На этапе активной социализации детей (начало посещения дошкольных учреждений) отношения начинают приобретать характер наставничества, где отец часто выступает в роли «тренера», объясняющего правила социума. В этот период отец начинает понимать свою нужность, экспертность, повышается уровень удовлетворённости ролью отца. Дочка может стать «папиной помощницей», выполняя вспомогательную роль при выполнении бытовых дел. Совместная деятельность в этот период значительно сближает детей и родителя, однако психологи и педагоги советуют в этом возрасте заниматься обучающими и развивающими программами с детьми в игровом формате, то есть ориентируясь на ведущий вид деятельности. От уровня восприимчивости ребёнка к новым знаниям зависит уровень вовлечённости отца в процесс обучения. Замечено, чем ниже уровень восприимчивости, тем ниже уровень интереса. Не видя плодов труда обучения, мужчина быстро выгорает и перестаёт вкладывать усилия в обучение, ожидая помощи от образовательных организаций.

 

Из-за бытовых и домашних дел у мужчины остаётся мало времени на выстраивание надёжного типа привязанности и работу с эмоциональной сферой ребёнка. Мужчине не свойственно эмоционально глубоко погружаться в мир ребёнка и центрировать на нём своё внимание. Отцы редко получают удовольствие от воспитательного взаимодействия с детьми, так как воспринимают этот род деятельности как рутинную работу. Больше всего сближает отцов и детей совместная игровая деятельность и «мужские» занятия: подвижные игры, физические упражнения, прогулки, путешествия, планирование и решение социальных задач, обучение самообороне и способам выживания в окружающем мире. В каждом периоде жизни отцы стараются обучить ребёнка необходимым физическим навыкам, необходимым в первую очередь для выживания. Поэтому мужское воспитание более дисциплинированное и жёсткое [5].

 

В возрасте 6-8 лет, в период активной учебно-познавательной деятельности, когда ребёнок соприкасается с системой школьного образования и испытывает значительный стресс, в отношениях с родителем ему крайне важно получить поддержку и уверенность. Однако родитель также испытывает стресс в связи с переходом на новый уровень взросления своего ребенка и выбирает одну из позиций - гипо/гиперпротекции в процессе обучения. Либо он включается в процесс, контролирует, помогает разбираться в заданиях, или даже сам решает их, либо отстраняется и возлагает всю ответственность за учебный процесс на ребёнка и образовательные организации.

 

В первом случае взаимоотношения могут выстраиваться по авторитарному, авторитетному или гиперопекающему стилям. В таких отношениях обычно присутствует эмоциональная близость, но она может стать препятствием предоставлению свободы ребёнку для его полноценного развития и становления личности. Вовлечение в процесс обучения ребёнка напрямую зависит как от уровня образованности и статуса самого родителя, так и его занятости. Выполняя домашние задания с ребёнком, мужчина директивен, требователен, может проигрывать роль начальника или командира, закрываясь тем самым от манипуляций ребёнка и его эмоций. С другой стороны, такой подход закрывает детскую потребность в адекватных ограничениях, структурированности повседневной жизни, а также обязанностях согласно возможностям ребенка.

 

Во втором случае – отстранения от обучающего процесса, отцом проигрываются попустительский, индифферентный и хаотичный стили. В результате ребёнок привыкает к бесконтрольности, чувствует себя не нужным и не любимым, ощущает проявление равнодушия и пренебрежения к себе со стороны отца. Может быть принята идея, что удовлетворение своих желаний и капризов является основополагающим во взаимоотношениях и становлении личности. В наблюдении, как ребёнок «становится другим», родитель может принимать различный спектр доступных ему воздействий, в том числе деструктивных (насилие, полное отстранение, уход в зависимости). На данном этапе крайне важно отследить схему поведения, для своевременной коррекции, во избежание закрепления сценария реагирования [6].

 

В возрасте 9-12 лет отношения с ребёнком приобретают структуру, аналогичную с дружескими, где у каждого имеются свои права, границы, цели, желания, и т.д., и обо всём этом необходимо теперь договариваться заранее. Ребёнок начинает искать свое место в обществе и внимательно наблюдает за социумом, сравнивает своего отца с другими, становится более уязвимым в отношении критики, особенно если она родительская. Поэтому теперь отцовская критика (а она жёсткая и директивная) может восприниматься как унижение и отвержение, что далеко не так. Данный период предподростковый, и задачи перед родителем стоят поистине взрослые, так как по данным статистических исследований, интерес к порнографии и первые пробы ПАВ начинаются уже в этом возрасте даже в благополучных семьях. Ключевым фактором, помогающим отцу уберечь ребёнка от пагубного влияния – это уровень доверия, который в свою очередь зависит от сформированного типа привязанности. В противном случае родитель становится чужим для ребёнка и отношения разрушаются. Дополнительной трудностью становится и то, что между отцом и детьми в этот период начинается тестирование новых границ, где со стороны детей идёт проверка насколько далеко, они могут зайти и отстоять свою независимость, а со стороны отца – насколько он способен их сдержать, не допустив хаоса и вседозволенности. Особенно мужчина теряется в данном вопросе при воспитании дочери, когда. выполняя свои функции заботы и помощи, он сталкивается со вполне здравой реакцией подрастающей дочери, требующей личного и неприкосновенного пространства. Отец, сталкиваясь с проверкой своих границ на прочность может воспринимать это как покушение на территорию и самость, в таком случае попытки будут жёстко пресекаться, что опять-таки негативно сказывается на доверии. Мужчина, способный к беспристрастному анализу и самокритике, может вывести отношения в более безопасное и функциональное русло путём ненавязчивого и искреннего диалога с целью долгосрочного выстраивания надёжной привязанности и укрепления дружбы. Ключевыми инструментами отца могут стать более качественное совместное время, досуг, хобби, поездки, путешествия, спортивные или творческие состязания. При воспитании мальчиков, отцы зачастую культивируют в них отношение к способности любить, дружить, испытывать грусть и уязвимость, как слабость, что в последствии может сказаться на уровне понимания своих эмоциональных потребностей и эмпатии. Отцы с более развитым чувством эмпатии понимают, как важно дать возможность ребёнку проявлять свои чувства и не бояться быть уязвимым, слабым, расстраиваться из-за конфликтов и не скрывать эмоции [7].

 

В подростковом возрасте отношения можно назвать детско-партнёрскими, где отец слегка ослабляет контроль, чтобы дать возможность ребёнку проявить самостоятельность и скорректировать в моменте неудавшееся выполнение задач. Однако имеется опасность переутомления родителя, и попытка требований от детей взрослой (партнерской), а не детской позиции, что чревато возложению на них порой непосильных задач. Также отец делегирует уже значительную часть обязанностей по хозяйству и спрашивает, как со взрослого, приучая к ответственности. В данном возрасте подростку льстит идея взрослости и самостоятельности, и отцы довольно успешно закрывают эту потребность, формируя здоровую самооценку. В случае гиперопеки данная потребность фрустрируется, повышается уровень напряженности и недовольства, которые выходят через агрессию подростка и протестное поведение с требованием свободы, и признания. Ключевой преградой к экологичному исполнению родительских обязанностей нередко становятся страхи: не справиться с воспитанием, причинить вред ребёнку, испортить отношения, иметь проблемы с законом из-за детских провинностей и т.д. В данный период построения взаимоотношений особо ярко могут проигрываться проекции родителя, переносимые на детей, что может негативно сказываться на стиле воспитания (данные стили будут отдельно рассмотрены в другой статье). Также следует отметить возможные смешанные проблемные воспитательные аспекты, обусловленные взаимоотношениями родителей. Одним из распространённых выступает препятствие контактам ребенка с матерью, вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от неё качеств в ребёнке. Отношения с ребёнком могут быть обусловлены неприязнью к бывшей партнёрше, а следствием становится двойственное отношение к ребенку. Имеется риск в глазах детей обесценить мать и женскую роль, что впоследствии может стать причиной формирования отношений с противоположным полом по принципу поверхностных контактов, позицией пренебрежения и потребления. Поэтому, если в жизни одинокого отца появляется ресурсное окружение женщин, это позитивно сказывается на формирование картины мира детей и позитивной его оценки, что особенно важно в случае воспитания отцом дочери [8].

 

Крайне труден данный период отцам, воспитывающих дочерей. Девочки более младшего возраста обычно охотно делятся с отцами своими переживаниями, но с наступлением полового созревания им необходим женский взгляд, так как мужчина не в силах в полной мере оценить суть переживаний и понять их проблематику. Если дочь не получает понимания от отца, она станет искать его на стороне. Мужчине важно в отношениях с повзрослевшей дочерью соблюдать позицию её родителя, а не её мужчины, так как неосознанно он может начать ревновать дочь к мальчикам, конкурировать с ними за её внимание, удерживать её рядом с собой манипулятивными методами. Считается эффективным и экологичным детальное обговаривание условий совместного проживания отца с повзрослевшей дочерью, бережное отношение к личным границам девочки-подростка, не смешивание ролей дочери и партнерши. Самонаблюдение и самоанализ помогают отцам своевременно отслеживать повышенный сексуальный интерес к персоне ребёнка и работать с этим у профилированных специалистов. В вопросе воспитания, излишняя опека, задаривание подарками, стремление наряжать дочь могут привести к тому, что она может начать воспринимать отца, как мужчину/партнёра, а не как папу, станет ожидать и требовать соответствующих действий от него, что помешает ей выстроить отношения со сверстниками [9].

 

Подводя итоги, можно резюмировать: отцовское отношение к детям, в экологичном варианте воспитания, формирует в ребёнке уверенность в своих силах, чувство безопасности и защищенности; личные границы; самоидентификацию; сценарий личных отношений; самореализацию; отношения с социумом. Отличительной психологической особенностью отцовского отношения к детям является так называемая условная (заслуженная) любовь; практическая подготовка ребёнка к различным видам выживаемости в различной среде (как природной, так и социальной); видение потенциала развития личности и проявление уважения именно к этому потенциалу; сниженный уровень симбиотический привязанности; строгое соблюдение принципов иерархии и личных границ; ориентация на социализацию ребёнка; формирование моральных ценностей и обучение жизненно важным навыкам; преимущественно авторитарный и авторитетный стили воспитания; сниженный уровень эмоциональной вовлечённости в ситуативные переживания ребёнка; прогматико-логический подход в планировании развития навыков в долгосрочной перспективе.

Список литературы

  1. Татьяна Владыкина Как живут и воспитывают детей одинокие папы. 06.10.2021. Росстат. [сайт]. – 2021. – URL: https://rg.ru/2021/10/06/kak-zhivut-i-vospityvaiut-detej-odinokie-papy.html?ysclid=m7oqqv1cmb758963162 (дата обращения: 19.03.2025). – Текст: электронный
  2. Минтруд: в России почти 5 млн матерей-одиночек. 11 апреля, 2024. Новостная служба «Правмир». [сайт]. – 2024. – URL: https://www.pravmir.ru/mintrud-v-rossii-pochti-5-mln-materej-odinochek/?ysclid=m7oqtnb7xn252463239 (дата обращения: 19.03.2025). – Текст: электронный
  3. Савенышева, С. С., Шумик, А. Р., Иманалиева, Г. Ф. Привязанность отца к ребенку до и после его рождения // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №62-3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/privyazannost-ottsa-k-rebenku-do-i-posle-ego-rozhdeniya (дата обращения: 19.03.2025)
  4. Фромм, Э. Искусство любить. – Москва: Издательство АСТ. – 151 c.
  5. Натсак, О. Д. Одинокие отцы в России: социальное положение и проблемы // Научный результат. Социология и управление. – 2024. – Т. 10, №4. – С. 144-166. – DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-4- 0-8 – URL: https://rrsociology.ru/media/sociology/2024/4/Натсак.pdf (дата обращения: 19.03.2025)
  6. Пьянкова, Л. А. Воспитание отцом в неполных семьях // Евразийский Союз Ученых. – 2015. – №5-6 (14). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-ottsom-v-nepolnyh-semyah (дата обращения: 19.03.2025)
  7. Гроздей, Е.В. Особенности воспитания детей отцом-одиночкой [сайт]. – 2024. – URL: https://conf.grsu.by/alternant/index-121.htm (дата обращения: 19.03.2025). – Текст: электронный
  8. Дети одиноких родителей: опыт внедрения услуги «Социально-психолого-педагогического сопровождения семей, где дети воспитываются одним родителем» методические рекомендации для специалистов, работающих с семьей. Барнаул, 2014. [сайт]. – 2014. – URL: https://отцыроссии.рф/netcat_files/138/67/h_700b1ec652a9045fd299b63594da173b (дата обращения: 19.03.2025). – Текст: электронный
  9. Зотова, Ю., Летучева, М. Все дело в папе. Работа с фигурой отца в психотерапии. Исследования, открытия, практики. – Москва, Издательство АСТ, 2023. – 448 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее