Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем более, что на решение задач отводится значительная часть учебного времени. Поэтому при подготовке к уроку учителю следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы.
Основная задача школы не только научить, но и подготовить учащихся к реальной жизни, сформировать личность школьника, поэтому беседы нравственного характера очень важны не только на классных часах и воспитательных мероприятиях, но и на уроках, в частности, на уроках математики.
Учащимся можно предложить самостоятельно составить задачи о бережном отношении к животному и растительному миру, о профессиях, о родном крае, достижениях науки, спорте, здоровье, задачи патриотической направленности. Такая работа способствует развитию творческого воображения школьников, расширяет их кругозор, укрепляет связь обучения с жизнью, и, конечно, повышает мотивацию к изучению учебного предмета.
В своей работе, я с успехом применяю историко-краеведческий материал для подготовки к урокам математики, для подготовки учеников к экзаменам, в исследовательской деятельности.
В нашем регионе (Пензенской области) реализуется множество замечательных региональных проектов. Один из них – «А мы из Пензы. Наследники победителей». Собирая материал, для Книги Памяти, ученики заинтересовались фактами из истории своих семей во время Великой Отечественной войне. Моя ученица написала научно-исследовательскую работу «Не померкнет их слава в сердцах…». В ходе работы, мы с девочкой составили множество математических задач, основанных на цифрах и фактах Великой Отечественной войны, и выпустили печатный сборник задач для 5-9 классов. Я предложила своим коллегам использовать сборник на уроках математики. Решение задач из сборника вызвало огромный интерес школьников. Решение задач, составленных на основе реальных событий и дат Великой Отечественной войны, способствует развитию математических способностей, углублению знаний о войне, воспитанию патриотизма подрастающего поколения.
Кроме того, мы создали электронное приложение с данными задачами, которое можно использовать на компьютерах, смартфонах и планшетах, что как нельзя более актуально в сегодняшних реалиях. Школьники скачивали приложение и решали задачи. Опрос ребят, показал, что им действительно интересно решать подобные задачи, и, вдвойне интересно пользоваться электронным приложением.
Примеры задач, составленных моими учениками.
Задача.
На высоте 209,7 в Воронежской области танк командира взвода вступил в сражение с отрядом гитлеровцев, состоящим из 70 человек. 20 из них были убиты напарником нашего земляка, а 10 остались в живых. Сколько вражеских солдат были убиты нашим земляком - моим прадедом?
Задача.
Разность возрастов моего прадеда (на момент получения им ордена «Красной звезды») и меня (на данный момент) равна 4. Квадрат суммы наших возрастов равен 1024. Найдите, сколько лет было моему прадеду, когда он был награжден орденом «Красной звезды».
Задача.
Реши уравнение
Задача.
За годы войны 205 человек из Пензенской области получили звание Героя Советского Союза, жители Сердобского района составляют 6,3% этого количества. Сколько жителей Сердобского района получили звание Героя Советского Союза? (Ответ округлите до целых).
Задача.
В годы войны в Сердобском районе работало 4 госпиталя (2 в городе Сердобске и 2 в с.Куракино), что составляет 4,4% количества госпиталей, работавших на территории Пензенской области Сколько госпиталей работало на территории Пензенской области в годы войны? Результат округлите до целых.
Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, как дидактическая игра.
Мы с учениками участвуем в еще одном региональном проекте «Культурная суббота». В рамках проекта проводятся различные экскурсии, мероприятия, посвященные достопримечательностям родного края. Работая над проектом, мы с учениками решили создать настольную игру, играя в которую можно успешно подготовиться к ОГЭ по математике.
В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию.
Примеры задач, из настольной игры «МОйГород – Это моя родина».
Задача.
Решите систему уравнений: и вы узнаете, в каком году состоялось торжественное открытие архитектурного ансамбля, посвященного Задача.
Выписаны несколько последовательных членов арифметической прогрессии: .Найдите . Запишите ответ в строчку дважды и вы узнаете, в каком году основан Сердобский краеведческий музей.
Задача.
Решите уравнение: ,и вы узнаете, на каком расстоянии от центра города находится Майский родник.
Задача.
Одна из сторон параллелограмма равна 8, а другая на 3 больше. Найдите периметр параллелограмма, и вы узнаете, сколько человек было в штате Сердобской пожарной части в 1922 г.
Задача.
Вычислите:, и вы узнаете, в каком году в Сердобске установлен памятник, представляющий собой бюст Николая Васильевича Гоголя.
Задача.
К окружности с центром в точке О проведены касательная АВ=8см и секущая АО=17 см. Найдите радиус окружности, и вы узнаете, бюсты скольких человек установлены на Аллее Героев в Сердобске.
Задача.
Выписаны несколько последовательных членов геометрической прогрессии:
.Найдите и вы узнаете, в каком году во вновь построенном храме в честь Казанской иконы Божией Матери прошла первая литургия.
Задача.
Решите уравнение: ,и вы узнаете, какого числа инженер Яблочков П.Н. подарил миру электрический свет.
Задача.
Решите уравнение: , запишите ответ в строчку дважды, и вы узнаете, в какое количество стран мира поставлялись сердобские часы «Кукушка».
Задача.
Решите уравнение: , увеличьте больший корень в 2 раза, и вы узнаете, сколько лет продолжалось строительство Михайло-Архангельского Собора.
Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой учащийся может ощутить радость маленького открытия, неожиданного решения задачи. Возникающие при этом чувство радости и удовлетворения от творческого труда оказывают сильное воспитательное воздействие, так как формируют у человека потребность в творческом труде.
Применение историко-краеведческого материала на уроках математики, во внеурочной деятельности, при подготовки к экзаменам, стимулирует познавательную активность, школьников, развивает интерес к научно-исследовательской деятельности, повышает мотивацию к изучению математики, расширяет знания учащихся об истории и культуре страны, родного края, способствует патриотическому воспитанию школьников.
Познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию. Познавательный интерес является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности.
Список литературы
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
- Вейкшан, В. А. Л.Н.Толстой о воспитании обучении / Академия пед. наук РСФСР, Инт-т теории и истории педагогики. - М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1968.
- Выприцкая С.В. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10835 (дата обращения: 19.04.2019).
- Санникова, А. И. Развитие творческого потенциала учащихся в образовательном процессе. - М.: Флинта, 2001.
- Сухомлинский, В. А. О воспитании. - М., 1975.