Применение историко-краеведческого материала на уроках математики и во внеурочной деятельности

Применение историко-краеведческого материала на уроках математики и во внеурочной деятельности

Одним из способов повысить интерес к изучению математики, повысить учебную мотивацию школьников, является использование историко-краеведческого материала.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 34 (36), Октябрь ‘21

Поделиться

Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем более, что на решение задач отводится значительная часть учебного времени. Поэтому при подготовке к уроку учителю следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы.

Основная задача школы не только научить, но и подготовить учащихся к реальной жизни, сформировать личность школьника, поэтому беседы нравственного характера очень важны не только на классных часах и воспитательных мероприятиях, но и на уроках, в частности, на уроках математики.

Учащимся можно предложить самостоятельно составить задачи о бережном отношении к животному и растительному миру, о профессиях, о родном крае, достижениях науки, спорте, здоровье, задачи патриотической направленности. Такая работа способствует развитию творческого воображения школьников, расширяет их кругозор, укрепляет связь обучения с жизнью, и, конечно, повышает мотивацию к изучению учебного предмета.

В своей работе, я с успехом применяю историко-краеведческий материал для подготовки к урокам математики, для подготовки учеников к экзаменам, в исследовательской деятельности.

В нашем регионе (Пензенской области) реализуется множество замечательных региональных проектов. Один из них – «А мы из Пензы. Наследники победителей». Собирая материал, для Книги Памяти, ученики заинтересовались фактами из истории своих семей во время Великой Отечественной войне. Моя ученица написала научно-исследовательскую работу «Не померкнет их слава в сердцах…». В ходе работы, мы с девочкой составили множество математических задач, основанных на цифрах и фактах Великой Отечественной войны, и выпустили печатный сборник задач для 5-9 классов. Я предложила своим коллегам использовать сборник на уроках математики. Решение задач из сборника вызвало огромный интерес школьников. Решение задач, составленных на основе реальных событий и дат Великой Отечественной войны, способствует развитию математических способностей, углублению знаний о войне, воспитанию патриотизма подрастающего поколения.

Кроме того, мы создали электронное приложение с данными задачами, которое можно использовать на компьютерах, смартфонах и планшетах, что как нельзя более актуально в сегодняшних реалиях. Школьники скачивали приложение и решали задачи. Опрос ребят, показал, что им действительно интересно решать подобные задачи, и, вдвойне интересно пользоваться электронным приложением.

Примеры задач, составленных моими учениками.

Задача.

На высоте 209,7 в Воронежской области танк командира взвода вступил в сражение  с отрядом гитлеровцев, состоящим из 70 человек. 20 из них были убиты напарником нашего земляка, а 10 остались в живых. Сколько вражеских солдат были убиты нашим земляком - моим прадедом?

Задача.

Разность возрастов моего прадеда (на момент получения им ордена «Красной звезды») и меня (на данный момент) равна 4. Квадрат суммы наших возрастов равен 1024. Найдите, сколько лет было моему прадеду, когда он был награжден орденом «Красной звезды».

Задача.

Реши уравнение и узнай, сколько дивизий, сформированных в Пензенской области, участвовали в войне.

Задача.

За годы войны 205 человек из Пензенской области получили звание Героя Советского Союза, жители Сердобского района составляют 6,3% этого количества. Сколько жителей Сердобского района получили звание Героя Советского Союза? (Ответ округлите до целых).

Задача.

В годы войны в Сердобском районе работало 4 госпиталя (2 в городе Сердобске и 2 в с.Куракино), что составляет 4,4% количества госпиталей, работавших на территории Пензенской области Сколько госпиталей работало на территории Пензенской области в годы войны? Результат округлите до целых.

Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, как дидактическая игра.

Мы с учениками участвуем в еще одном региональном проекте «Культурная суббота». В рамках проекта проводятся различные экскурсии, мероприятия, посвященные достопримечательностям родного края. Работая над проектом,  мы с учениками решили создать настольную игру, играя в которую можно успешно подготовиться к ОГЭ по математике.

В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию.

Примеры задач, из настольной игры «МОйГород – Это моя родина».

Задача.

Решите систему уравнений: и вы узнаете, в каком году состоялось торжественное открытие архитектурного ансамбля, посвященного Задача.

Выписаны несколько последовательных членов арифметической прогрессии: .Найдите . Запишите ответ в строчку дважды и вы узнаете, в каком году основан Сердобский краеведческий музей.

Задача.

Решите уравнение: ,и вы узнаете, на каком расстоянии от центра города находится Майский родник.

Задача.

Одна из сторон параллелограмма равна 8, а другая на 3 больше. Найдите периметр параллелограмма, и вы узнаете, сколько человек было в штате Сердобской пожарной части в 1922 г.

Задача.

Вычислите:, и вы узнаете, в каком году в Сердобске установлен памятник, представляющий собой бюст Николая Васильевича Гоголя.

Задача.

К окружности с центром в точке О проведены касательная АВ=8см и секущая АО=17 см. Найдите радиус окружности, и вы узнаете, бюсты скольких человек установлены на Аллее Героев в Сердобске.

Задача.

Выписаны несколько последовательных членов геометрической прогрессии:

.Найдите и вы узнаете, в каком году во вновь построенном храме в честь Казанской иконы Божией Матери прошла первая литургия.

Задача.

Решите уравнение: ,и вы узнаете, какого числа инженер Яблочков П.Н. подарил миру электрический свет.

Задача.

Решите уравнение: , запишите ответ в строчку дважды, и вы узнаете, в какое количество стран мира поставлялись сердобские часы «Кукушка».

Задача.

Решите уравнение: , увеличьте больший корень в 2 раза, и вы узнаете, сколько лет продолжалось строительство  Михайло-Архангельского Собора.

Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой учащийся может ощутить радость маленького открытия, неожиданного решения задачи. Возникающие при этом чувство радости и удовлетворения от творческого труда оказывают сильное воспитательное воздействие, так как формируют у человека потребность в творческом труде.

Применение историко-краеведческого материала на уроках математики, во внеурочной деятельности, при подготовки к экзаменам, стимулирует познавательную активность, школьников, развивает интерес к научно-исследовательской деятельности, повышает мотивацию к изучению математики, расширяет знания учащихся об истории и культуре страны, родного края, способствует патриотическому воспитанию школьников.

Познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию. Познавательный интерес является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности.

Список литературы

  1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
  2. Вейкшан, В. А. Л.Н.Толстой о воспитании обучении / Академия пед. наук РСФСР, Инт-т теории и истории педагогики. - М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1968.
  3. Выприцкая С.В. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10835 (дата обращения: 19.04.2019).
  4. Санникова, А. И. Развитие творческого потенциала учащихся в образовательном процессе. - М.: Флинта, 2001.
  5. Сухомлинский, В. А. О воспитании. - М., 1975.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary