Цель данной статьи — определить ключевые направления и механизмы формирования патриотических ценностей у студентов, обучающихся по направлению «Технология».
Патриотизм в современном контексте — это не только любовь к своей стране, но и уважение к её истории, культуре, традициям и достижениям. Это также гражданская ответственность, готовность защищать интересы своей страны и вносить вклад в её развитие [1].
Специфика формирования патриотических ценностей у будущих учителей труда (технологии) заключается в том, что их профессиональная деятельность связана с обучением детей и подростков основам материальной культуры, трудовым навыкам и проектной деятельности. Это накладывает особую ответственность за трансляцию позитивного образа страны, ее достижений в области науки и техники, а также за воспитание уважения к труду и инженерному делу. Важно развивать у будущих учителей труда (технологии) способность связывать учебный материал с историей и культурой России, использовать примеры выдающихся отечественных ученых и изобретателей, демонстрировать вклад российских специалистов в развитие мирового технического прогресса. Необходимо также формировать умение организовывать проектную деятельность учащихся, направленную на решение социально значимых задач, способствуя тем самым развитию чувства гордости за свою страну и осознанию своей роли в ее будущем [2].
Интеграция патриотического ценностей в учебный процесс может осуществляться различными способами:
1. Изучение истории и культуры России: включение в программу обучения тем, связанных с историей и культурой России, может помочь будущим учителям труда (технологии) понять и ценить национальные традиции и особенности. Это может быть изучение народных промыслов, архитектуры, живописи, музыки и литературы. В учебном плане профиля «Технология» присутствуют такие дисциплины как:
- история;
- основы российской государственности;
- применение в образовательной деятельности проблематики геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны на основе проекта «Без срока давности».
2. Практические занятия: организация практических занятий, связанных с традиционными российскими ремёслами и промыслами, может помочь будущим учителям труда (технологии) лучше понять их особенности и передать эти знания своим ученикам.
3. Проекты и исследования: организация проектов и исследований, связанных с историей и культурой России. Может помочь будущим учителям труда (технологии) развить навыки исследовательской работы и критического мышления.
4. Экскурсии и поездки: организация экскурсий и поездок по историческим и культурным местам России может помочь будущим учителям труда (технологии) увидеть своими глазами красоту и богатство страны.
5. Обсуждение актуальных тем: обсуждение актуальных тем, связанных с патриотизмом, может помочь будущим учителям труда (технологии) сформировать свою позицию и понять, как эти ценности могут быть интегрированы в учебный процесс и их профессиональную деятельность.
6. Работа с материалами и инструментами: обучение работе с традиционными материалами и приобщение к декоративно-прикладному искусству. Проведение мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству, посвящённых патриотической тематике, может привлечь внимание людей к истории и культуре своей страны. Также в учебном плане профиля «Технология» присутствуют такие дисциплины как:
- художественная обработка материалов и рукоделие;
- декоративно-прикладное творчество.
7. Участие в конкурсах и проектах: участие в конкурсах и проектах, связанных с патриотической тематикой, может помочь будущим учителям труда (технологии) проявить свои творческие способности и поделиться своими знаниями с другими.
8. Создание тематических уроков: разработка и проведение тематических уроков, посвящённых патриотизму, может помочь будущим учителям труда (технологии) заинтересовать своих учеников и передать им важные ценности.
9. Сотрудничество с другими специалистами: такими как историки, культурологи, художники и другие, может помочь будущим учителям труда (технологии) получить более глубокие знания и понимание патриотических ценностей.
10. Создание условий для самостоятельной работы: создание условий для самостоятельной работы, связанной с патриотической тематикой, может помочь будущим учителям труда (технологии) проявить свою инициативу и интерес к этой теме [3].
Внеучебная деятельность также может быть направлена на формирование патриотических ценностей. Это может включать в себя организацию тематических мероприятий, участие в волонтёрских движениях, сотрудничество с ветеранскими организациями и другими общественными объединениями. На факультете психолого-педагогического и специального образования ежегодно проводятся мероприятия, такие как «Международный патриотический форум «Победители», а также «Международный детский фестиваль - конкурс образовательных организаций «Наследники традиций». В рамках, которых происходит обобщение и распространение передового педагогического опыта по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, формирование у подрастающего поколения уважительного отношения к истории своего государства, героям России и Советского Союза, приобщение подрастающего поколения к культуре и традициям народов Поволжья.
Формирование патриотических ценностей у будущих учителей труда (технологии) — это важная задача, которая требует комплексного и системного подхода. Необходимо интегрировать патриотическое воспитание как в учебный процесс, так и во внеучебную деятельность.
Перспективы в этой области связаны с развитием новых форм и методов патриотического воспитания, использованием современных технологий и привлечением молодёжи к участию в общественных проектах.
В заключение можно сказать, что формирование патриотических ценностей у будущих учителей труда (технологии) является важной задачей, которая требует усилий со стороны преподавателей, студентов и общества в целом. Это поможет воспитать поколение, которое будет любить свою страну, уважать её историю и культуру, а также вносить вклад в её развитие.
Список литературы
- В. В. Сергеева Модель формирования патриотической культуры будущих педагогов и технология ее реализации в педагогическом вузе // МНКО. 2012. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-patrioticheskoy-kultury-buduschih-pedagogov-i-tehnologiya-ee-realizatsii-v-pedagogicheskom-vuze (дата обращения: 07.04.2025)
- В. Н. Саяпин, Т. С. Мирошниченко Профессиональное воспитание будущих учителей технологии как актуальная проблема в период их подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. – 2023. – Т. 11, №4
- Н. В. Саяпин Профессиональное саморазвитие будущих учителей технологии как актуальная проблема в процессе их подготовки / Н. В. Саяпин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2022. – Т. 11, №3 (43). – С. 271-276. – DOI 10.18500/2304-9790-2022-11-3-271-276