В современных условиях развития российского государства вопросы противодействия коррупции и конфликта интересов на государственной службе приобретают особую актуальность. Несмотря на значительное количество принятых нормативных правовых актов и созданных институтов противодействия коррупции, существует ряд проблем в правовом регулировании данной сферы.
Действующее законодательство предусматривает комплексную систему противодействия коррупции, включающую:
- профилактику коррупционных правонарушений (разработка и внедрение мер, направленных на предотвращение коррупции еще до того, как она произойдет);
- выявление и пресечение коррупционных правонарушений (механизмы, направленные на активное расследование и пресечение коррупционных действий);
- минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений (возврат незаконно полученных средств, восстановление справедливости для пострадавших сторон и принятие мер по улучшению системы управления) [1].
Однако существующая нормативно-правовая база требует дальнейшего совершенствования в виде актуализации законодательства, интеграции современных технологий, устранения пробелов и противоречий, усиления ответственности для коррупционеров, вовлечения гражданского общества, его обучения и просвещения.
Первоочередно необходимо уточнение понятийного аппарата, внести более четкое определение ключевых понятий, таких как: «конфликт интересов», «личная заинтересованность», «противодействие коррупции».
Следует конкретизировать виды ситуаций, которые могут быть признаны конфликтом интересов, включая не только имущественные, но и нематериальные выгоды. Важно прописать четкие критерии оценки потенциальной выгоды и механизмы выявления конфликта интересов на ранних стадиях. А для своевременного предотвращения коррупционных рисков целесообразно было бы использовать понятие «потенциальный конфликт интересов» и установить четкие границы ответственности за несвоевременное раскрытие конфликта интересов.
В части личной заинтересованности требуется детализировать её формы, включая не только прямое получение выгоды, но и опосредованные способы получения преимуществ, определить критерии существенности личной заинтересованности. Необходимо установить временные рамки, в течение которых лицо может считаться заинтересованным, и утвердить порядок проверки достоверности предоставленных сведений.
Понятие «противодействие коррупции» следует расширить, включив в него не только меры по выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, но и превентивные меры, направленные на предупреждение коррупции. Важно обозначить роль различных субъектов в противодействии коррупции и установить четкие критерии эффективности принимаемых мер.
Кроме этого, введение понятия «группа риска» в контексте государственного служащего позволило бы определить категории служащих, наиболее подверженных коррупционным воздействиям, что позволит сосредоточить усилия на мониторинге и профилактике коррупционных действий именно в этих группах, а также:
- унифицировать правоприменительную практику (единые критерии, стандарты и подходы к оценке коррупционных рисков);
- повысить эффективность выявления коррупционных правонарушений;
- обеспечить единообразное толкование правовых норм;
- создать четкую правовую основу для профилактических мероприятий (понимание того, какие группы служащих подвержены рискам, позволяет разрабатывать целевые программы и мероприятия, направленные на профилактику коррупции для конкретных групп с определенными положениями);
- усилить ответственность государственных служащих за несоблюдение антикоррупционных требований (для осознания ими риска и прямых неблагоприятных последствий своих действий);
- внедрить меры, которые будут способствовать более строгому контролю и ответственности за коррупционные действия среди руководителей (лица, занимающие высокие должности, обладают значительными полномочиями и ресурсами, что делает их более уязвимыми для коррупционных проявлений).
Четкое определение групп риска способствует тому, что все участники правоприменительного процесса будут иметь общее понимание, какие категории служащих требуют особого внимания и в каких ситуациях. Это уменьшит вероятность правовых упущений и несоответствий в интерпретации норм и позволит разрабатывать целевые программы и мероприятия, направленные на точечную профилактику коррупции.
Важным шагом к эффективному противодействию коррупции является создание четкой, гибкой и всеобъемлющей правовой базы, адаптированной к современным условиям и новым вызовам. Законы должны быть актуальными, понятными и обеспечивать жесткие меры ответственности за коррупционные правонарушения, что также включает в себя необходимость устранения правовых пробелов и дублирования норм, которые могут быть использованы для уклонения от ответственности.
Необходимо, чтобы различные законы и нормативные акты, касающиеся борьбы с коррупцией, были согласованы между собой. Для выявления недостатков в правоприменительной практике и своевременных правок в законодательстве важно обеспечить постоянный мониторинг и анализ применения антикоррупционных норм. Для этого можно создать независимые структуры, которые будут осуществлять контроль за деятельностью государственных органов и выявлять новые коррупционные схемы. В том числе граждане должны иметь возможность участвовать в процессе борьбы с коррупцией, что может быть реализовано через создание общественных наблюдательных советов, которые будут контролировать деятельность государственных органов и давать рекомендации по улучшению правоприменительной практики.
Создание специализированных антикоррупционных органов, обладающих полномочиями по расследованию дел, связанных с коррупцией среди высокопоставленных должностных лиц, позволит обеспечить более тщательный и независимый контроль. Эти органы должны иметь право проводить расследования без вмешательства со стороны руководителей, что повысит их эффективность.
Следует создать механизмы, позволяющие гражданам сообщать о коррупционных правонарушениях без страха преследования. Защита информаторов и создание безопасных каналов для сообщения о коррупции – важный шаг к повышению уровня прозрачности.
Кроме этого, граждане в этом вопросе могут сыграть и другую ключевую роль. Дополнительный уровень контроля со стороны общества способствует более ответственному поведению государственных служащих, для этого стоит развивать платформы с открытыми данными, что позволит гражданам и организациям легче получать информацию о деятельности государственных органов, расходах бюджета и других важных аспектах. Открытые данные – это информация, доступная для свободного использования и распространения.
Говоря об адаптации методов борьбы с коррупций в современных реалиях, стоит отметить необходимость совершенствования систем открытого электронного документооборота, которые обеспечат более прозрачный и быстрый обмен информацией между различными органами, что снизит вероятность коррупционных схем и повысит уровень ответственности гражданских служащих, которые будут понимать и принимать контроль за их действиями.
Цифровые технологии контроля, такие как системы мониторинга в реальном времени, могут значительно повысить эффективность контроля за деятельностью государственных служащих и позволят предотвратить коррупционные действия на ранних стадиях. Разработка и внедрение аналитических инструментов и дашбордов для мониторинга деятельности государственных органов и анализа рисков коррупции поможет повысить уровень контроля и ответственности, так как способны визуализировать данные о расходах, контрактах и других показателях, облегчая их анализ.
Искусственный интеллект может стать мощным инструментом в борьбе с коррупцией. Его системы способны анализировать большие объемы данных, выявлять закономерности и предсказывать потенциальные коррупционные действия. Например, искусственный интеллект может помочь в анализе финансовых потоков, выявлении подозрительных транзакций, отклонений и несоответствий, а также в минимизации человеческого фактора, который может приводить к ошибкам или коррупционным схемам, что значительно упростит работу контрольных органов и повысит эффективность их деятельности.
Резюмируя, цифровизация процессов и увеличение прозрачности играют немаловажную роль в противодействии коррупции. Применение современных технологий и открытых данных поспособствует формированию более прозрачной и подотчетной системы управления государством.
Несмотря на внедрение мер и совершенствование правового регулирования противодействия коррупции и конфликта интересов на государственной службе, прежде всего необходимо воздействовать на благоразумность государственных служащих, в том числе через создание системы мотивации к добросовестной службе, демонстрации успешных примеров честного исполнения государственных обязанностей и построения карьеры на основе заслуг и достижений, а не коррупционных связей.
Ключевым фактором успеха является формирование профессионального сообщества, основанного на принципах прозрачности и ответственности и создание такой среды, где коррупционное поведение становится не только невозможным юридически, но и неприемлемым морально для большинства государственных служащих, что может быть достигнуто благодаря следующим методам:
- систематическое развитие антикоррупционного мировоззрения через формирование устойчивых морально-этических принципов и понимания недопустимости коррупционных действий;
- создание четких этических ориентиров путем внедрения кодекса этики госслужащего, проведения этических комиссий и создания культуры добросовестного исполнения обязанностей и поведения;
- развитие профессиональной гордости и чувства ответственности;
- поддержка инициатив по противодействию коррупции;
- поощрение добросовестного исполнения служебных обязанностей (внедрение прозрачной системы оценки эффективности работы, разработка гибкой системы материального стимулирования за высокие результаты, создание специализированных информационных платформ для освещения достижений добросовестных госслужащих, публикация историй успеха в СМИ и социальных сетях и прочее);
- введение программ поощрения для государственных служащих и граждан за активное участие в борьбе с коррупцией и демонстрацию высоких стандартов этики и ответственности (материальные награды, публичные признания их вклада в борьбу с коррупцией и прочее).
Создание среды, в которой ценности честности, открытости и подотчетности становятся основополагающими, поможет развить у служащих чувство гордости за свою профессию. А формирование открытой и безопасной среды для обсуждения вопросов коррупции и этических дилемм, в виде анонимных каналов, поможет служащим чувствовать себя комфортно, делясь своими мыслями и опасениями.
Дав возможность государственным служащим участвовать в разработке антикоррупционных стратегий и инициатив, можно повысить их чувство ответственности за результаты своей работы. Когда служащие увидят, что их мнение учитывается, они станут более вовлеченными и заинтересованными в успехе антикоррупционных мер.
Важно обеспечить понимание не только правовых норм, но и их практического применения в реальной жизни, последствий нарушений, а также механизмов защиты законных интересов. Необходимо детально разъяснять репутационные, карьерные, финансовые последствия коррупции. Например то, что участие в коррупционных схемах может негативно сказаться на карьере государственного служащего: доверие, которое служащий заработал на протяжении своей карьеры, может быть разрушено за считанные дни, что затруднит его дальнейшую профессиональную деятельность; потеря работы в результате коррупционного скандала может оставить человека без источника дохода, что создаст дополнительные финансовые трудности; карьерные перспективы таких служащих могут быть серьезно подорваны даже если они не будут привлечены к уголовной ответственности, информация об их участии в коррупционных схемах может стать препятствием для продвижения по службе.
Следует проводить информационные кампании, которые помогут изменить общественное мнение и создать нулевую терпимость к коррупционным действиям, которая предполагает, что любые коррупционные действия будут осуждены обществом и приведут к соответствующим последствиям. Важно, чтобы культура противодействия коррупции стала неотъемлемой частью государственной службы.
Только такой комплексный подход и взаимодействие всех заинтересованных сторон – государства, гражданского общества и частного сектора позволит достичь устойчивых результатов в противодействии коррупции на государственной службе.
Превращение правовых норм в действенный инструмент борьбы с коррупцией возможно только при условии их постоянного совершенствования, эффективного применения и активного участия граждан. Важно помнить, что борьба с коррупцией – это не только задача государства, но и обязанность каждого гражданина. Только совместными усилиями мы сможем создать общество, свободное от коррупции.
Список литературы
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/