К ВОПРОСУ О ДЕНЕЖНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ УЧАСТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ

К ВОПРОСУ О ДЕНЕЖНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ УЧАСТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

109

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (215), Апрель ‘25

Поделиться

Данная статья посвящена рассмотрению денежного обеспечения участников СВО. Описаны основные виды материальной поддержки и выявлены ключевые проблемы.

В настоящее время меры поддержки военнослужащих, в частности участников СВО, которые имеют разносторонний характер, является животрепещущей и актуальной темой для обсуждения. Особняком в этом вопросе является денежное обеспечение участников СВО. Для данной категории лиц государство предусмотрело более 10-ти различных видов финансовой поддержки, и сюда следует относить: денежное довольствие, единовременные выплаты при заключении контракта, страховые и социальные выплаты и др. Следует отметить, что этот перечень не является исчерпывающим, так как предусмотрены преференции, которые предоставляют субъекты РФ и органы местного самоуправления. Рассмотрим более подробно основные виды материальной помощи.

Ключевой и наиболее важной финансовой поддержкой участников СВО является денежное довольствие, так как именно оно представляет собой главное средство их материального обеспечения. В соответствии с Указом Президента №647 выплата денежного довольствия мобилизованных равна выплате денежного довольствия лиц, которые проходят военную службу по контракту в рядах Вооруженных Сил РФ, и составляет 195 000 руб. в месяц. Следует отметить, что это минимальный порог выплаты, и конечная её сумма будет зависеть от звания, должности и других условий [4].

Следующей не менее важной денежной выплатой является единовременная выплата при заключении контракта. Размер этой выплаты в настоящее время составляет 400 000 руб. (федеральный уровень), выплачивается она один раз при заключении контракта впервые. Сумма в 400 тыс. руб. не всегда была такой и ранее составляла 195 000 руб. На основании Указа Президента РФ N 1111 единовременная выплата при заключении контракта также предусмотрена в субъектах РФ и должна составлять не менее 400 000 руб. По всей вероятности, законодатель в формулировке «не менее 400 000 руб.» исходил из возможностей регионов и установил нижний предел данной выплаты [5]. Так, например, в Рязанской области сумма выплаты составляет 400 000 рублей, в Московской области – 1 900 000 руб., в Ханты Мансийском АО – 2 200 000 руб., Самарской области – 3 600 000 руб. Проанализировав сумму выплат в различных регионах нашей страны, можно утверждать, что в большинстве своем регионы установили минимальный размер выплаты – 400 000 руб. Однако некоторые их них установили внушительно крупные суммы, достигающие одного и более миллионов рублей. С точки зрения закона – противоречий нет, но с позиции равенства и справедливости – есть сомнения. Мы полагаем, что такие колоссальные различия в единовременных выплатах регионов при заключении контракта ставит в неравное положение одних военнослужащих перед другими, хотя фактически все они находятся в одних и тех же условиях и несут службу в тех же обстоятельствах. Именно поэтому мы считаем, что будет целесообразным установить единовременную выплату регионов при заключении контракта равную для всех субъектов во избежание спорных ситуаций и конфликтов.

В этой связи стоит упомянуть еще одну проблему, требующую разрешения. До того, как был принят Указ Президента РФ N 787, военнослужащим давали возможность заключать контракты лишь сроком от 3-х до 11-ти месяцев. Соответственно те, лица, которые заключили контракт от 3-х до 11-ти месяцев, и после издания вышеназванного Указа Президента не могли рассчитывать на выплату в размере 400 000 руб., так как он не предусматривает распространение своего действия на правоотношения, возникшие до его издания, и данная выплата положена только в случае, если был заключен контракт от 1 года и более. Исходя из этого, участники СВО по объективным причинам не могли рассчитывать на получение выплаты (даже в период, когда размер данной выплаты составлял 195 000 руб.). Но если военнослужащий заключил контракт повторно на год и более, когда уже Указ Президента N 787 вступил в законную силу, он имел право получить 400 000 руб. Удачно, если участнику СВО представлялось возможным повторно заключить контракт и получить выплату, однако у многих уже не получалось вернуться на фронт по различным причинам, и как следствие они не получали единовременную выплату. В связи с этим, уместным будет внести в законодательство изменения и изложить пункт 1 в следующей редакции: «Произвести единовременную денежную выплату в размере 400 тыс. руб. военнослужащим, заключившим контракты до издания данного указа, а также тем, кто подписал контракты сроком от 3 до 11 месяцев» [3].

Также стоит обратить внимание на такую выплату, как выплата вследствие получения ранения. Она также предусмотрена как на федеральном, так и на региональном уровне. Говоря о федеральном уровне, то её размер зависит от тяжести ранения, которую определяет военно-врачебная комиссия: тяжелое и опасное для жизни увечье – выплачивается 3 000 000 руб.; легкое увечье – 1 000 000 млн.; иные травмы – 100 000 руб. Следует отметить, что такое деление увечий было не всегда: до принятия Постановления Правительства N 1534 степень тяжести увечья не имела значения и выплата была единой – 3 000 000 руб. Что касается выплаты от региона, то здесь также существует разбор в суммах. Так, в Рязанской области – 500 000 руб. (независимо от тяжести); для сравнения в Самарской области сумма выплаты будет зависеть от тяжести полученного увечья: тяжелые травмы или инвалидность первой группы – 500 тыс. руб.; средняя тяжесть или инвалидность второй группы – 250 тыс. руб.; легкие ранения или инвалидность третьей группы, а также чьи травмы не входят в специальный перечень – 100 тыс. руб. [1].

В отношении страховых выплат, то они предусмотрены в случае гибели (смерти) участника СВО, получения ранения или инвалидности, а социальные выплаты положены лишь мобилизованным и её размер составляет 158 000 тыс. [2].

Также хотелось бы затронуть вопрос, который после окончания специальной военной операции с большей вероятностью будет остро стоять на повестке дня. Не секрет, что в настоящий момент участники СВО получают денежные средства, во много раз превышающие среднюю величину заработных плат, и соответственно стабильно зарабатывая четверть миллиона в месяц, военнослужащие и их семьи могут обеспечить себе достойный уровень жизни (по крайне мере выше среднего). За годы ведения специальной военной операции данная категория населения привыкла к сравнительно высокому качеству жизни. В обозримом будущем СВО закончится и доходы участников СВО заметно резко сократятся, что отразится на их покупательной способности. И в этой связи возникает закономерный вопрос: сможет ли государство поддержать примерно одинаковый уровень жизни бойцов и их семей, который был в период СВО, и что оно сможет им предложить, чтобы избежать спорных моментов?

Таким образом, обобщая все вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что наше государство оказывает разностороннюю материальную помощь участникам СВО, как ответное действие за их мужество, отвагу, смелость, а также желание защищать Родину. Однако, вместе с тем, денежное обеспечение не лишено недостатков, которые следует оперативно устранить, чтобы избежать негативных последствий.

Список литературы

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.11.2024 № 1534 "Об утверждении размеров единовременной выплаты лицу, которому в соответствии с указом Президента Российской Федерации установлена единовременная выплата при получении увечья (ранения, травмы, контузии), в зависимости от степени тяжести увечья (ранения, травмы, контузии)" // СПС «КонсультантПлюс» - (Электронный ресурс). - Режим доступа: – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_490304/?ysclid=m8n6kf4d4y790304574 (дата обращения 04.04.2025)
  2. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 19.12.2022 № 780 "Об определении Порядка осуществления ежемесячной социальной выплаты гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс» - (Электронный ресурс). - Режим доступа: – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_438026/?ysclid=m8n6j17wm0837899713 (дата обращения 29.01.2025)
  3. Указ Президента РФ от 2 ноября 2022 г. N 787 "О единовременной денежной выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс» - (Электронный ресурс). - Режим доступа: – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_494483/?ysclid=m8khyiw4u537062861 (дата обращения 04.04.2025)
  4. Указ Президента РФ от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс» - (Электронный ресурс). - Режим доступа: – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_426999/?ysclid=m8n64lfgqi540166693 (дата обращения 04.04.2025)
  5. Указ Президента РФ от 26.12.2024 N 1111 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 2 ноября 2022 г. N 787 "О единовременной денежной выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации" и Указ Президента Российской Федерации от 31 июля 2024 г. N 644 "О единовременной денежной выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс» - (Электронный ресурс). - Режим доступа: – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_494483/?ysclid=m8khyiw4u537062861 (дата обращения 04.04.2025)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее