1. Актуальность темы:
В условиях активного развития российского фондового рынка наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа компаний, проходящих процедуру листинга — процесса допуска ценных бумаг к организованным торгам на бирже, регламентированного ст. 14 Федерального закона № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». В рамках данной процедуры биржа осуществляет экспертизу финансово-экономических показателей эмитента, включая анализ чистого дохода, стоимости активов, ликвидности выпускаемых инструментов и иных критериев, установленных Положением Банка России № 534-П, с целью минимизации рисков для инвесторов и обеспечения рыночной стабильности.
Рост числа листингуемых эмитентов, особенно малых и средних компаний, сопровождается повышением волатильности рынка. Это обусловлено тем, что капитализация таких компаний, в отличие от системообразующих участников (например, ПАО «Лукойл», ПАО «Сбербанк России», ПАО «Газпром»), в значительной степени зависит от оперативного отражения в котировках как позитивных (расширение производства, выход на новые рынки), так и негативных факторов (санкционное давление, макроэкономические шоки). Подобная динамика создаёт условия для краткосрочных спекулятивных операций, усиливая асимметрию информации.
Особое значение в контексте системных рисков приобретает доминирование «голубых фишек» (blue chips) в структуре индекса МосБиржи (IMOEX). Указанные компании, формируя свыше 40% капитализации индекса (по данным Московской биржи за 2025 г. ПАО «Лукойл» - 14,74%, ПАО «Сбербанк России» - 13,15%, ПАО «Газпром» - 13,74%), оказывают мультипликативный эффект на котировки зависимых эмитентов. Например, корпоративные решения ключевых игроков (дивидендная политика, M&A-сделки) или изменения цен на сырьевые товары провоцируют синхронные колебания широкого круга активов.
В этой связи обладание инсайдерской информацией, подпадающей под действие ст. 185.3 УК РФ, позволяет не только прогнозировать динамику акций отдельных эмитентов, но и моделировать рыночные тренды в масштабах всего индекса, создавая угрозу нарушения принципов справедливого ценообразования (п. 2 ст. 3 Федерального закона № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации»).
Расширение влияния вышеупомянутых компаний, а также выход на российский фондовый рынок новых участников формирует дополнительные каналы несанкционированного использования инсайдерских данных. Подобные практики, нарушающие принципы равного доступа к информации (ст. 6 Федерального закона № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») (далее – Федеральный Закон № 224) , способствуют дестабилизации рыночных механизмов, провоцируя дисбаланс в ценообразовании и снижая уровень доверия со стороны институциональных и частных инвесторов.
Следует отметить, что инсайдерская информация не является единственным фактором, оказывающим значимое воздействие на волатильность рынка. Помимо этого, существенное влияние на котировки акций российских эмитентов оказывают политические риски, включая:
— введение новых санкционных режимов со стороны США, ЕС и их союзников (например, ограничения на операции с долговыми инструментами);
— заявления официальных лиц иностранных государств, затрагивающие стратегические отрасли экономики (энергетика, финансовый сектор, IT);
— изменения в международных соглашениях, которые могут как ограничить, так и расширить сотрудничество российских компаний с зарубежными контрагентами (например, соглашения в рамках ЕАЭС или проекты с азиатскими партнёрами).
Указанные события, будучи публичными, тем не менее, создают краткосрочные «шоки» ликвидности и требуют от регулятора оперативных мер по минимизации их негативных последствий для рыночной инфраструктуры (п. 3 ст. 25 Федерального закона № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Ключевой проблемой остается асимметрия информации, когда одни участники рынка (крупные игроки, инсайдеры) обладают преимуществом перед частными инвесторами. Это не только подрывает доверие к рыночным механизмам, но и увеличивает риски для неквалифицированных инвесторов, которые не могут оперативно реагировать на скрытые изменения. В условиях цифровизации, когда данные распространяются мгновенно через социальные сети и мессенджеры, контроль за информационными потоками становится сложнее, что усугубляет дисбаланс.
2. Цель исследования:
Основной целью работы является количественная и качественная оценка влияния инсайдерской информации на российский фондовый рынок, а также разработка предложений по совершенствованию системы регулирования для минимизации связанных с ней рисков. В рамках исследования планируется:
1.Определить степень воздействия инсайдерских данных на ключевые рыночные показатели;
2. Выявить слабые места в действующем регулировании и предложить механизмы их устранения.
Перед тем как перейти к основным вопросам данной статьи нужно понять, что вообще такое инсайдерская информация?
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона № 224-ФЗ: «Инсайдерская информация – инсайдерская информация - точная и конкретная информация, которая не была распространена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну) и распространение которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг (далее - эмитент), одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - управляющая компания) либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров).»
А инсайдер –«это человек или юрлицо, у которого есть доступ к служебной информации, которая не является общедоступной. Такую информацию получают некоторые сотрудники компании-эмитента, которые, например, подготавливают отчетность компании, планы ее развития или участвуют в проработке сделок с контрагентами».[1]
В 1965 году американским экономистом Юджином Фама была выдвинута «Гипотеза эффективного рынка (EMH) — финансовая теория, согласно которой вся существенная информация немедленно и в полной мере отражается на рыночной курсовой стоимости ценных бумаг. Одним из основных положений данной теории было то, что «все участники рынка обладают равным доступом и количеством информации все участники рынка обладают равным доступом и количеством информации».[2]
Однако в адрес этой гипотезы сразу появилось много критик и одним из самых главных аргументов было то, что на реальных рынках доступ ко всей информации имеют не все участники, так как очень много скрытой информации (для закрытого круга участников рынка), такие как топ-менеджеры корпораций, высокопоставленные сотрудники Правительства, центрального банка, Государственной Думы, а также члены совета директоров крупных компаний, которые либо целенаправленно, либо случайно получают информацию, которая глобально может повлиять на цены акций. Многие из них используют информацию в своих целях, тем самым нарушая баланс на фондовом рынке, а также по факту осуществляют мошеннические действия.
Например, 13 ноября 2020 года компания «Распадская» объявила о старте программы обратного выкупа ценных бумаг по фиксированной цене 164 рубля за единицу. Данное решение спровоцировало резкий скачок стоимости акций на Московской бирже — за сутки котировки увеличились на 18,3%. Однако за четыре дня до официальной публикации информации о байбэке (с 9 по 13 ноября) была зафиксирована активная скупка активов лицами, предположительно располагавшими закрытыми данными. За этот период цена бумаг выросла с 115 до 155 рублей, что могло принести участникам сделок незаявленную прибыль до 30%. В результате расследования ЦБ РФ временно ограничил операции по брокерским счетам причастных лиц, а также обязал руководство компании и независимых аудиторов усилить внутренний контроль для исключения подобных ситуаций в дальнейшем.
Подобные случаи не являются редкостью как на российском, так и на международном фондовом рынке. Ярким примером служит решение совета директоров ПАО «Газпром», принятое 22 мая 2022 года, об отказе от выплаты дивидендов по итогам года. Это привело к значительному падению котировок компании: стоимость акций снизилась на 4%, достигнув отметки в 165,4 рубля за штуку. Примечательно, что за сутки до официального объявления решения была зафиксирована масштабная продажа ценных бумаг. Данный факт вызывает обоснованные подозрения в причастности участников сделки к использованию инсайдерской информации, так как реализация активов на фоне роста компании и в преддверии ожидаемых дивидендных выплат противоречит рациональной инвестиционной стратегии
Ярким примером подобных ситуаций является случай с ПАО «Магнит» и обвалом котировок в октябре 2017 года. Акции компании тогда впервые за долгое время опустились ниже отметки в 9000 рублей, спровоцировав значительные колебания на российском фондовом рынке. Это произошло на фоне публикации отрицательных финансовых результатов:
«Чистая прибыль «Магнита» упала на 53,3% за квартал — до 6,9 млрд руб., отчиталась компания. Чистая прибыль оказалась ниже консенсус-прогноза аналитиков, составленного «Интерфаксом», — 12,9 млрд руб. EBITDA за квартал сократилась на 27,9% — до 20,66 млрд руб., рентабельность показателя составила 7,23% против 10,67% за аналогичный период 2016 г. За девять месяцев чистая прибыль увеличилась на 6,4% — до 841 млрд руб. С начала года ритейлер открыл 1638 магазинов. Общее количество магазинов сети на 30 сентября — 15 697».[3]
Несмотря на статус лидера рынка, опубликованные результаты оказались неожиданными для участников торгов: в день отчётности котировки «Магнита» рухнули на 12% на Московской бирже и более чем на 10% — на Лондонской. Примечательно, что за несколько дней до публикации документации наблюдалась аномально высокая продажа акций. Данный факт вызывает обоснованные подозрения в использовании инсайдерской информации, так как сделки совершались в условиях отсутствия публичных негативных сигналов — аналитические прогнозы и рыночные позиции компании не предвещали столь резкого падения. Это указывает на возможное злоупотребление конфиденциальными данными ограниченным кругом лиц с целью манипуляции рынком и незаконного извлечения прибыли.
Вышеупомянутые мной примеры, а также увеличение злоупотреблений инсайдерской информацией на российском фондовом рынке создает негативные последствия:
1. Влияние на ликвидность малых и средних предприятий;
2. Снижение доверия инвесторов;
1. Резкие колебания котировок, вызванные инсайдерскими утечками или политическими событиями, нарушают рыночное равновесие. Например:
— В 2022 году акции «Газпрома» потеряли 3-5 % за сутки на фоне слухов о санкциях против СП-2, что предшествовало официальному заявлению ЕС.
— Изменения в налоговом законодательстве (повышение НДПИ для металлургов в 2021 г.) привели к падению капитализации «Норникеля» на 8% до публикации законопроекта.
Для малых и средних компаний такие скачки усугубляют проблему ликвидности: их акции становятся менее привлекательными из-за высоких спредов и низкой торговой активности (по данным Cbonds, 30% малых эмитентов МосБиржи теряют до 15% ликвидности после информационных шоков
2. Систематические манипуляции на фондовом рынке, включая использование инсайдерской информации, доступной ограниченному кругу институциональных игроков, создают условия для снижения доверия частных инвесторов. Неравный доступ к данным провоцирует асимметрию информации, что усиливает пессимистичные настроения и сокращает приток капитала в компании. В долгосрочной перспективе это приводит к дефициту финансирования секторов экономики, снижению эффективности бизнеса и системным рискам для макроэкономической стабильности государства.
Стоит отметить, что эти проблемы и пробелы известны и регулируются со стороны государства, путем улучшения законодательства и включения новых норм и санкций,
например:
- Федеральный закон от 27.07.2010 №224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- п. 18.3 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 г. №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
- Указание Банка России от 22.04.2019 г. № 5130-У "О порядке направления в Банк России инсайдерами уведомления, содержащего инсайдерскую информацию, которая не раскрывается";
- Ст.185.3. УК РФ «Манипулирование рынком»;
- Статья 185.6. УК РФ «Неправомерное использование инсайдерской информации» и т.д.
- Участие Российской Федерации в соглашениях IOSCO, сотрудничество с FATF.
Однако данные акты, нормы и соглашения несовершенны и не всегда регулируют все отношения касательно инсайдерской информации на фондовом рынке. В связи с чем мной выдвинуты несколько способов улучшения регулирования инсайдерской информации:
1. Для законодателя (государства)
— Усиление санкций: Введение прогрессивных штрафов за инсайдерские сделки (до 10-кратного размера незаконной прибыли) и уголовной ответственности для топ-менеджеров (по аналогии со ст. 185.3 УК РФ).
— Цифровизация контроля: Внедрение алгоритмов AI для анализа паттернов торговли (например, подозрительный рост объёмов сделок перед публикацией отчетности) и интеграция блокчейна для фиксации времени раскрытия информации, ведь именно блокчейн может помочь отследить первоисточник инсайдерской информации.
— Публичность расследований: Регулярная публикация отчётов ЦБ о выявленных нарушениях (с обезличенными кейсами) для демонстрации эффективности надзора.
2. Для компаний и бизнеса в Российской Федерации:
— Культура комплаенса: Обязательное обучение сотрудников по противодействию инсайдерским практикам (включая тестирование) и создание внутренних «горячих линий» для анонимных сообщений о нарушениях (whistleblowing — это сообщение о неправомерных действиях, неэтичном поведении или незаконной деятельности внутри организации)
— Аудит информационных систем: Внедрение DLP-систем (Data Loss Prevention) для защиты данных и регулярный кибер-аудит с привлечением независимых экспертов (например, по стандарту ISO 27001).
3. Для научного сообщества
— Исследования на основе открытых данных: Разработка моделей прогнозирования инсайдерских рисков с использованием данных Московской биржи и международных баз (Thomson Reuters).
— Роль AI в обнаружении манипуляций: Создание открытых алгоритмов для анализа соцсетей и Telegram-каналов на предмет утечек (например, выявление аномальной активности в дискуссиях перед резкими изменениями котировок).
Такие меры обеспечат комплексный подход от превентивного контроля до восстановления доверия через прозрачность.
3. Вывод:
Инсайдерская информация, создавая неравные условия для участников рынка, подрывает базовые принципы справедливой конкуренции и прозрачности, что напрямую угрожает устойчивости не только российскому фондовому рынку, но и всей российской финансовой системе. Проблема инсайдерских практик не является нерешаемой. Её преодоление требует не изолированных действий регулятора, а системного взаимодействия государства, бизнеса и общества. Только такой подход позволит восстановить доверие инвесторов, обеспечить приток капитала и укрепить позиции России как полноценного участника глобальных рынков.
[1] «Банки ру», статья «Кто такие инсайдеры и могут ли они торговать на фондовом рынке», Максим Алексеев, С.1 /Режим доступа: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10986844 (дата обращения: 25.03.2025)
[2] «Smart-Lab»/Режим доступа: https://smart-lab.ru/finansoviy-slovar/EMH (дата обращения: 26.03.2025)
[3] «Ведомости», Статья: «Котировки «Магнита» рухнули на 12 % из-за неожиданного падения прибыли» / Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/10/20/738792-kotirovki-magnita (дата обращения: 27.03.2025)
Список литературы
- Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»
- «Банки ру», статья «Кто такие инсайдеры и могут ли они торговать на фондовом рынке», Максим Алексеев, С.1 /Режим доступа: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10986844 (дата обращения: 25.03.2025)
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком»
- «Smart-Lab»/Режим доступа: https://smart-lab.ru/finansoviy-slovar/EMH (дата обращения: 26.03.2025)
- Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 185.3, 185.6)
- «Ведомости», Статья: «Котировки «Магнита» рухнули на 12 % из-за неожиданного падения прибыли» / Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/10/20/738792-kotirovki-magnita (дата обращения: 27.03.2025)
- Указание Банка России от 22.04.2019 № 5130-У «О порядке направления в Банк России инсайдерами уведомления, содержащего инсайдерскую информацию»
- ISO/IEC 27001:2013 «Информационные технологии — Методы обеспечения безопасности — Системы управления информационной безопасностью»
- Данные Московской биржи за 2025 год
- Отчеты Cbonds о ликвидности малых эмитентов
- Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO)
- Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF)