Криптовалюты, как новая форма цифровых активов, привлекают внимание как замедленных, так и правозащитников. С их ростом и популяризацией возникает необходимость в правовом регулировании, которое способствовало бы защите прав граждан и стимулировало развитие рынка. Мальта, известная своим прогрессивным подходом к регулированию криптовалют, стала одной из первых стран, разработавших четкие правовые рамки для этой сферы. В данной статье мы рассматриваем правовые проблемы, связанные с криптовалютами, а также особенности их регулирования в Мальте.[1]
Начнем с определения криптовалюты и уточнения законодательства Республики Мальты.
Криптовалюта – это цифровая валюта, которая использует криптографию для обеспечения безопасности транзакций и управления созданием новых единиц. Она работает независимо от центральных банков и правительств, основываясь на децентрализованной сети компьютеров. Одной из самых известных криптовалют является биткойн.
Токены представляют собой основную функциональную сущность, присущую блокчейн-платформам, — систематически новые технологии, которые, несомненно, определят основной вектор развития постиндустриальной эпохи. Это, безусловно, приводит к доктринальному обоснованию и детализации правового регулирования с целью устранения коллизий, возникающих из-за их непоследовательного применения участниками в коммерческой практике. В настоящее время активно внедряются блокчейн-технологии, и в ближайшие несколько десятилетий они будут постоянно проникать во все сферы повседневной жизни и экономики, поэтому крайне важно сразу проанализировать тенденции и перспективы развития (Кончева В.А. и др., 2019, с. 787-790). Внедрение новых технологий улучшит работу инфраструктуры, повысит ее безопасность, надежность и эффективность (Дудин М.Н. и др., 2019, с. 1704-1713). [2]
Например, какие-то ваучеры торговых сетей, бонусы (баллы), которые получают постоянные клиенты фирм за совершение определённых транзакций, которые в настоящее время можно легко перевести в традиционные (не цифровые) деньги, на самом деле являются фиатными, то есть выполняющими функции токенов.
Мальта – одна из немногих стран Евросоюза, где создана чёткая законодательная база для работы с криптовалютами. В 2018 году правительство Мальты объявило о готовности к переходу на цифровую экономику и стало первым государством, разработавшим полную нормативно-правовую базу для использования блокчейна и токенизации активов. Это привлекло внимание многих компаний, занимающихся разработкой и внедрением блокчейн-технологий, которые начали открывать свои офисы на Мальте. Например, там обосновалась крупнейшая криптовалютная биржа OKEx. Премьер-министр Мальты Джозеф Маскат даже назвал свою страну «блокчейн-островом» на 73-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Теперь разберёмся в особенностях правовой базы Мальты для работы с криптовалютами, а также в специфике её законодательства для юридических и физических лиц.[3]
Основные принципы регулирования криптовалютного сектора и развития инновационных технологий Республики Мальта изложены в четырех законах.
1. Закон о создании Управления цифровыми инновациями Мальты — MDIA, который был принят в июле 2018 года. MDIA содействует разработке и применению инновационных технологий, согласовывает национальную правовую политику с международными законами, а также защищает репутацию Мальты в области инновационных технологий.
2. Закон об инновационных технологических механизмах и услугах — ITAS. Данный закон также был принят в 2018 году и является ключевым документом, определяющим правовую основу для реализации инновационных технологических соглашений и цифровых финансовых услуг. Он создает общие правила для регистрации организаций, предоставляющих инновационные технологические услуги (поставщиков), услуг системных аудиторов и сертификации технологических механизмов.[4]
Закон «Об инновационных технологиях и услугах» также устанавливает процедуры для компаний, желающих провести ICO на территории Мальты. Эти компании должны пройти финансово-регуляторный тест, чтобы определить, к какому типу относится токены их инвестиционного проекта: утилитарные (встроенные в систему или именуемые как appcoins), обладающие характеристиками эмиссионной ценной бумаги (security) или эквивалентные электронным деньгам (e-money). На основании результатов теста компания определяет, какую лицензию ей нужно получить у мальтийского цифрового регулятора MDIA.[5]
3. Закон о виртуальных финансовых активах — VFA. Данный закон вступил в силу во второй половине 2018 года, включающий основные правила для управления цифровыми финансовыми активами, а также определяет требования к их выпуску и обращению. Например, этот закон требует от эмитентов ICO предоставления детального плана инвестиций и передачи основных финансовых данных регулятору. Важным аспектом этого закона является создание комплексной системы, позволяющей регуляторам прямо или косвенно управлять рынком цифровых финансовых активов, включая контроль над проведением ICO.
По закону «О виртуальных финансовых активах», криптовалюта может рассматриваться как виртуальный финансовый актив. Виртуальный финансовый актив (VFA) определяется как любая запись на цифровом носителе, используемая в качестве цифрового средства обмена, расчетной единицы или способа хранения ценностей, которая не является электронными деньгами, финансовым инструментом или виртуальным токеном. Также закон определяет понятие «виртуальный токен». Виртуальный токен (VT) - это запись на цифровом носителе, использование и значение которой ограничены приобретением товаров или услуг либо исключительно на платформе DLT, где он был выпущен или связан с ней, или в ограниченной сети этой платформы. Платформа DLT понимается как система баз данных, в которой информация записывается, совместно используется и синхронизируется между несколькими узлами.[6]
4. Закон о предотвращении отмывания денег от 23 сентября 1994 года — PML и План действий по предотвращению отмывания денег и финансирования терроризма (AML/CFT policy), вступивший в силу в феврале 2018 года, формируют общие принципы государства Мальта в отношении прозрачности и защиты операций с криптоактивами.
Благодаря трем мальтийским законодательным актам в сфере блокчейна и виртуальных финансовых активов появился перечень для руководства деятельностью участников крипктовалютных операций. Однако следует указать на то, что цифровая валюта (криптовалюта) не признается и не является законным платежным средством, т. е. не рассматривается как альтернатива традиционным (фиатным) деньгам, но при этом признается в качестве средства обмена с не совсем ясным пока порядком налогообложения.
Многие компании, работающие с криптовалютами на Мальте, регистрируются как частные общества с ограниченной ответственностью (Ltd). Такие компании могут быть зарегистрированы либо непосредственно их владельцами, либо через уполномоченных представителей, таких как юристы или бухгалтеры. Регистрация происходит в Malta Business Registry (MBR).
Для предоставления услуг, связанных с виртуальными финансовыми активами, компания должна пройти лицензирование. Существуют лицензии четырех классов, которые отличаются минимальной суммой уставного капитала и перечнем доступных услуг:
- от €25 000 — предоставление финансовых и инвестиционных консультаций, а также получение и передача заказов, связанных с виртуальными финансовыми активами (VFA);
- от €125 000 — одноранговый обмен, предоставление криптокошельков и управление инвестиционными портфелями;
- от €730 000 — осуществление внебиржевых сделок, создание рынков — за исключением обмена цифровых активов;
- от €730 000 — обмен цифровых активов любого типа и контроль активов пользователя.[7]
После принятия Закона VFA криптовалюта стала функциональным инструментом для рядовых граждан. У местных жителей и гостей острова есть возможность расплачиваться за услуги и товары с помощью криптовалютных активов. Хранение и использование криптовалюты — абсолютно легальный процесс.
Цифровые монеты для физических лиц, проживающих на Мальте, не облагаются подоходным налогом. В случае операций по обмену или торговле криптовалютными активами в составе определенной бизнес-модели, применяется стандартная ставка подоходного налога — 35%.
В июле 2018 года разработчики мальтийского стартапа Moon Zebra установили на острове первый двусторонний криптовалютный банкомат. То есть пользователи получили возможность обменивать обычные деньги на криптовалюту через свой криптовалютный кошелек и наоборот. Пока банкомат работает только с биткоином.
Несмотря на лояльность мальтийских законов в отношении криптовалют, пользователи все же жалуются на консервативность некоторых банков. Так, наблюдаются трудности с открытием счетов для дальнейшего вывода цифровых средств. В частности, местный банк может заблокировать криптовалютную транзакцию или прислать уведомление с предупреждением о возможном закрытии счета клиента.[8]
Криптовалюта на Мальте фигурирует в судебных разбирательствах и может являться предметом наследования. В мае 2018 года для оптимизации логистики общественного транспорта и лучшего информирования граждан мальтийское правительство заявило о сотрудничестве с блокчейн-проектом Omnitude. В июне 2019 года для обеспечения безопасности и сохранности личных данных граждан регистрация договоров аренды жилья на Мальте была полностью переведена на блокчейн.
Одной из основных правовых проблем, связанных с криптовалютами, является их классификация. В зависимости от того, как именно будет определено понятие криптовалюты, могут возникнуть различные правовые последствия. Классификация криптовалют также влияет на налоговые обязательства. Например, если криптовалюта будет признана валютой, она может принести за собой одни налоговые последствия, в то время как колебания ее товара могут привести к другим последствиям.[9]
Вторая проблема заключается в первичных предложениях монет (ICO), так как они стали популярным способом привлечения инвестиций в криптовалютные проекты. Однако отсутствие четкого регулирования в этой области создает риски как для остановки, так и для самих компаний. Мальта разработала законодательство, регулирующее ICO, которое позволяет обеспечить более высокий уровень защиты для остановки.
На Мальте создана Комиссия по предоставлению услуг (MFSA), которая отвечает за перемещение и надзор за криптовалютными компаниями. MFSA играет ключевую роль в соблюдении законодательства и защите прав потребителей. Она также проводит регулярные проверки и мониторинг компаний, работающих в сфере криптовалют, что позволяет выявлять и предотвращать мошеннические схемы.
Кроме того, MFSA активно сотрудничает с другими международными организациями и регуляторами, что способствует обмену опытом и лучшими практиками в области регулирования криптовалют.
Налогообложение криптовалют по-прежнему является важной темой, требующей внимания. Мальта предлагает привлекательные налоговые условия для криптовалютных компаний, что делает привлекательную позицию для бизнеса в этой сфере. Например, компании, работающие с криптовалютами, могут воспользоваться низкими ставками налога на прибыль и налоговыми льготами.
Однако, несмотря на это, существует необходимость в более четком регулировании системы криптовалют, чтобы избежать неопределенности и обеспечить справедливое налогообложение для всех участников рынка.
Также Мальта приняла ряд мер по защите прав человека. В частности, законодательство стран требует от компаний, компаний и криптовалют предоставления прозрачной информации о своих продуктах и услугах. Это включает в себя обязательное раскрытие рисков, связанных с инвестициями в криптовалюты, а также предоставление информации о лицензиях и регистрации компаний.[10]
Таким образом, криптовалюты представляет собой новый и динамично развивающийся объект уголовного права, который требует тщательного подхода к регулированию. Мальта, благодаря своему прогрессивному законодательству и активной работе регуляторов, создает условия для безопасного и прозрачного рынка криптовалют. Тем не менее, остаются нерешенные правовые проблемы, такие как классификация криптовалют и налоговые обязательства, которые требуют дальнейшего изучения и разработки. Важно продолжать работу над созданием четких условий, обеспечивающих защиту гражданских прав и стимулирующих развитие инновационных технологий в этой области.
[1] Вайпан В. А. Правовое регулирование цифровой экономики: история, теория, практика // Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / колл. авт.; Московское отделение Ассоциации юристов России, МГУ имени М. В. Ломоносова, Ассоциация Российских дипломатов; отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2022. 372 с. С. 25
[2] Stanislav V. Odintsov Tokens: actual problems of determining the legal status and classification // modern law, 2022. C.25-38
[3] Одинцов С. В. Особенности правового регулирования цифровых технологий (на примере законодательства Республики Мальта и Княжества Лихтенштейн) // Современное право. 2021. No 2. С. 125-130
[4] Одинцов С. В. Особенности правового регулирования цифровых технологий (на примере законодательства Республики Мальта и Княжества Лихтенштейн) // Современное право. 2021. No 2. С. 125-130
[5] Егорова М.А., Ефимова Л.Г. Понятие криптовалют в контексте совершенствования российского законодательства // Совершенствование законодательства. 2022. N 7(152). С. 132. – Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.10.2024)
[6] Одинцов С. В. Особенности правового регулирования цифровых технологий (на примере законодательства Республики Мальта и Княжества Лихтенштейн) // Современное право. 2021. No 2. С. 125-130
[7] Егорова М.А., Кожевина О.В. Место криптовалюты в системе объектов гражданских прав // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 1. С. 81-91. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.10.2024)
[8] Богатова Е. Криптовалюты: что дальше? // kapital.kz: [сайт] – 04.01.2022. – URL: https://kapital.kz/tehnology/101413/kriptovalyutychto-dal-she.html (дата обращения: 11.10.2024)
[9] Маньковский И.А. Криптовалюта как объект гражданского оборота: перспективы легализации в рамках ЕАЭС // Экономика. Право. Общество. 2020. №2 (22). С. 56-65
[10] Самолысов П.В. Правовое регулирование майнинга криптовалют // Право и цифровая экономика. 2020. №3. С. 13-20. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.10.2024)
Список литературы
- Вайпан В. А. Правовое регулирование цифровой экономики: история, теория, практика // Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / колл. авт.; Московское отделение Ассоциации юристов России, МГУ имени М. В. Ломоносова, Ассоциация Российских дипломатов; отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2022. 372 с.
- Stanislav V. Odintsov Tokens: actual problems of determining the legal status and classification // modern law, 2022. C. 25-38
- Егорова М.А., Ефимова Л.Г. Понятие криптовалют в контексте совершенствования российского законодательства // Совершенствование законодательства. 2022. №7 (152). С. 132
- Одинцов С. В. Особенности правового регулирования цифровых технологий (на примере законодательства Республики Мальта и Княжества Лихтенштейн) // Современное право. 2021. №2. С. 125-130
- Егорова М.А., Кожевина О.В. Место криптовалюты в системе объектов гражданских прав // Актуальные проблемы российского права. 2020. №1. С. 81-91
- Богатова Е. Криптовалюты: что дальше? // kapital.kz: [сайт] – 04.01.2022. – URL: https://kapital.kz/tehnology/101413/kriptovalyutychto-dal-she.html (дата обращения: 11.10.2024)
- Маньковский И.А. Криптовалюта как объект гражданского оборота: перспективы легализации в рамках ЕАЭС // Экономика. Право. Общество. 2020. №2 (22). С. 56-65
- Самолысов П.В. Правовое регулирование майнинга криптовалют // Право и цифровая экономика. 2020. №3. С. 13-20