ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТА (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИГИТАЙЗЕРА) В РАБОТЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДЕТЬМИ ОВЗ

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТА (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИГИТАЙЗЕРА) В РАБОТЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДЕТЬМИ ОВЗ

Авторы публикации

Рубрика

Образование

Просмотры

105

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (214), Март ‘25

Поделиться

Применение технологии эдьютейнмента (edutainment – сочетание образования и развлечений) с использованием дигитайзера в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В центре внимания – повышение эффективности и доступности коррекционных мероприятий за счет интерактивных методов обучения, основанных на принципах игровой деятельности и возможностях современных цифровых технологий.

Понятие edutainment состоит из двух объединённых в одно слов: образование и развлечение. Это понятие обозначает «обучение через развлечение» и предполагает внедрение игровых практик в образовательный процесс с целью повышения его эффективности. [1, с. 65].

Эдьютейнмент — это метод включения игры в образовательный процесс с целью повышения его эффективности. Сама идея повышения интереса у воспитанников к учёбе через игру не нова, но сегодня, принцип «учиться играя» становится уже одним из ключевых элементов системы образования (в том числе и детей с ОВЗ).

Целью эдьютейнмента является – повышение мотивации воспитанников к процессу получения новых знаний, через изменение самого процесса их усвоения (большая увлекательность, разнообразие, доступность). Известно, что в условиях реализации игровой деятельности информация запоминается и усваивается намного легче и быстрее. Все это обуславливает несомненную пользу использования игрового обучения в практике работы с воспитанниками (в том числе и с ОВЗ) в образовательных организациях разного уровня.

Использование эдьютейнмента (edutainment) в работе педагога-психолога ДОУ, учителя-логопеда и учитиеля-дефектолога с использованием дигитайзера открывает широкие возможности для повышения эффективности и привлекательности психологических, дефектологических и логопедических занятий с детьми.  Дигитайзер позволяет создавать интерактивные задания, игры, которые делают процесс обучения более увлекательным и запоминающимся. [2, с. 8].

В своей работе мы используем интерактивные игры, которые направленны на развитие эмоционального интеллекта, социальных навыков, мелкой моторики и познавательных функций. 

Одним из преимуществ компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца.

Особо хочется отметить принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов или символов, исключающих субъективную оценку. Ребенок видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие занятия

Игра «Распознай эмоции по лицам» для развития эмоционального интеллекта у детей.  С помощью дигитайзера создаются карточки с изображениями лиц, выражающих различные эмоции (радость, грусть, гнев, страх, удивление, отвращение).  Педагог показывает картинку, а ребенок называет эмоцию, изображенную на лице.  Можно усложнить игру, предложив детям описать, что могло вызвать данную эмоцию у человека на картинке.

Дигитайзер: Позволяет легко создавать и редактировать карточки, добавлять звуковое сопровождение (например, звуки, соответствующие эмоциям), создавать интерактивные элементы (например, правильный ответ подсвечивается).

Рисунок 1. «Найди эмоцию»

Интерактивная игра для развития когнитивных процессов «Танграм». Интерактивная игра «Танграм» для развития когнитивных процессов с использованием дигитайзера открывает множество возможностей для создания увлекательного и эффективного обучающего инструмента.  На дигитайзере создается изображение классического танграма Задания представлены в виде картинок, которые нужно собрать из элементов танграма.  Правильное решение подсвечивается и сопровождается звуковым сигналом. 

Ребенок перетаскивает фигуру на игровое поле, пытаясь собрать предложенную картинку. Данное упражнение развивает пространственное мышление, логику, планирование, решение задач, креативность.

Рисунок 2. «Танграм»

Дигитайзер позволяет быстро создавать и изменять материалы, адаптируя их под нужды конкретного ребенка. Развивая мелкую моторику используя метод рисования или раскрашивания, открывает новые возможности для создания увлекательных и разнообразных вариантов этого упражнения игры. На дигитайзере создаются контурные изображения различных предметов.  Цвета для раскрашивания можно выбирать из палитры.  Развитие мелкой моторики: упражняет точность движений, координацию глаз и рук, укрепляет мышцы пальцев. [4, с. 12].

Рисунок 3. «Раскрась кораблик»

Применение технологии эдьютеймент с использованием дигитайзера позволяет создавать интерактивные тесты и игры, что делает процесс диагностики более увлекательным для ребенка и позволяет получить более точные данные.  Диагностика когнитивных процессов у детей — сложная задача, требующая использования различных методов и инструментов.  Выбор методики зависит от возраста ребенка, целей диагностики и имеющихся ресурсов. Дигитайзер позволяет создавать интерактивные тесты с различными стимулами и уровнями сложности. 

Рисунок 4. «Посчитай сколько предметов»

В целом, использование технологии эдьютейнмента с применением дигитайзера представляет собой перспективный подход к работе педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога ДОУ, способный сделать психологические, логопедические, дефектологические занятия более эффективными и интересными для детей.  Однако, необходимо грамотно планировать его применение и учитывать возрастные особенности и потребности детей.

Список литературы

  1. Кармалова Е. Ю. Эдьютейнмент: понятие, специфика, исследование потребности в нем целевой аудтории / Е. Ю. Кармалова, А. А. Ханкеева // Вестник Челябинске государственного университета. - 2016. - № 7 (389). - Филологические науки. - Вып. 101. - С. 64-71
  2. Нищева, Н. В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. [Текст] / Н. В. Нищева — 3. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2017 — 624 c.
  3. Сайт #занятия Коняхиной. Пособия для детей с особыми потребностями. Для бесплатного распространения. – Режим доступа: https://vk.com/club152635295
  4. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Ю. Борякова — 3. — Москва: АСТ, 2008 — 51 c.
  5. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Стребелева Е. А. — 2. — Москва: Академия, 2001 — 312 c.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее