В Институте физической культуры, спорта и восстановительной медицины теория и методика физической культуры и спорта являются ключевыми предметами обучения.
Процесс подготовки студентов в области физической культуры обычно состоит из двух основных компонентов: практического и теоретического.
Первый компонент — это развитие практических навыков, то есть достижение определённого уровня физической подготовки. Второй компонент — это формирование соответствующего уровня теоретических знаний.
Эти два компонента подготовки специалиста в области физической культуры развиваются в противоположных направлениях.
При поступлении в физкультурный вуз абитуриенты уже имеют определённый уровень физической подготовки. Большинство из них имеют спортивные разряды и их уровень физической подготовки значительно выше, чем у студентов, не занимающихся спортом.
Более того, многие абитуриенты стремятся улучшить свою физическую подготовку, чтобы достичь высоких результатов в спорте, что является их главной целью.
Однако теоретическая подготовка абитуриентов, находится на относительно низком уровне. Поэтому студенты младших курсов не проявляют особого интереса к теоретическим дисциплинам.
Однако по мере изучения таких предметов, как анатомия, физиология, педагогика, психология, теория физической культуры, гигиена и других, студенты постепенно начинают понимать суть теоретической подготовки в области физической культуры и спорта.
Они анализируют выполняемые физические упражнения, обсуждают их с другими студентами и демонстрируют свои знания.
Умение анализировать двигательные действия является важным аспектом становления будущего специалиста в области физической культуры.
Процесс подготовки студента в институтах является комплексным. Теоретическая и практическая подготовка на начальном этапе обучения представляют собой противоположные процессы, которые постепенно сближаются.
Студенты старших курсов начинают проявлять больший интерес к теоретическим аспектам, в то время как практическая подготовка отходит на второй план.
После окончания вуза и с течением времени соотношение теоретической и практической подготовки специалистов в области физической культуры начинает меняться в сторону уменьшения практической составляющей.
К определённому возрасту как специалисты в области физической культуры, так и детские тренеры уже не могут идеально демонстрировать технику физических упражнений. Поэтому они часто обращаются за помощью к более опытным коллегам.
Однако у преподавателей физической культуры в этот период происходит бурное развитие способности анализировать двигательные действия.
Тренеры в области спорта и преподаватели физической культуры, если не будут уделять внимание повышению своего теоретического уровня, столкнутся с трудностями в своей профессиональной деятельности.
Таким образом, в процессе обучения в вузе, особенно на начальном этапе педагогической деятельности, практическая подготовка стремительно снижается, а теоретическая — неуклонно растёт. Это является особенностью подготовки будущих специалистов в области физической культуры и основой их успешной карьеры.
Теория и методика физической культуры и спорта — это фундаментальная дисциплина, которая формирует педагогическое мировоззрение и мышление студентов.
Мировоззрение означает «видеть мир». У всех людей формируется определённое мировоззрение, но в рамках этой дисциплины мы формируем ещё и педагогическое мировоззрение, то есть взгляд на педагогическую деятельность и жизнь.
Педагогическая профессия — одна из самых древних и уважаемых в мире. Учитель, как сказал Л. Н. Толстой, — это зеркало, в котором формируется новый человек. Каждый из нас хотел бы быть похожим на своего учителя.
Учитель не имеет права делать то, что делают многие.
Теория и методика физической культуры и спорта как профилирующая дисциплина ставит перед собой задачу формирования педагогического мировоззрения.
Список литературы
- Абзалов Р.А., Абзалов Н.И. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_1425963137/Kurs.lekcij.po.teorii.i.metodike.FKiS.pdf