Целью исследования является выявление принципиально важных особенностей двигательного режима студентов, относящихся к специальной медицинской группе.
Прохождение медицинского осмотра перед поступлением в высшее учебное заведение является обязательной для абитуриента процедурой. На основе полученных результатов обучающихся распределяют на три группы в зависимости от состояния их здоровья. В основной группе, как правило, занимаются студенты, не имеющих никаких ограничений в занятиях спортом; в подготовительной группе обучающимся предложена более щадящая программа занятий; в специальной группе занятия носят физкультурно-оздоровительный характер и направлены на студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья постоянного или длительного характера.
Специальная медицинская группа (СМГ) подразделяется на две подгруппы: “А” и “В”. К подгруппе “А” относятся студенты с нарушениями состояния здоровья постоянного или хронического характера, а также с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок. Студенты с нарушениями состояния здоровья постоянного или хронического характера, но без выраженных нарушений самочувствия, относятся к подгруппе “В”.
Ключевым отличием программы занятий для обучающихся в специальной медицинской группе является направленность на ослабление и прекращение функциональных нарушений, недостатков в физическом развитии. Такие занятия, в первую очередь, носят ярко выраженный оздоровительно-восстановительный характер. Студенты вовлечены в процесс занятий настолько, что самостоятельно изучают теорию о характере своего заболевания и составляют комплексы упражнений, ориентированных на стабилизацию состояния.
Для того, чтобы занятия физической культурой в специальный медицинской группе, давали результат, преподавателю необходимо внимательно изучить диагноз и рекомендации, указанные врачом. Преподавательскому составу следует помнить, что основной целью занятий студентов в СМГ (специальной медицинской группе) является формирование осознанного отношения к сохранению и укреплению здоровья. Для этого необходимо внедрить в образовательный процесс не только практические занятия, но и базовые теоретические аспекты с целью накопления обучающимися базы знаний в изучаемой области. Помимо всего сказанного, важным навыком для преподавателя в подобной ситуации будет умение мотивировать студентов продолжать занятия физической культурой не только в стенах университета, но и дома. Таким образом, оздоровительный эффект от физической активности будет более ярко выраженным.
При комплектации перечня упражнений необходимо придерживаться нескольких важных принципов. Прежде чем приступить к выполнению упражнений, для студентов СМГ нужно обязательно провести разминку на все тело. Также следует помнить, что нельзя злоупотреблять общеразвивающими упражнениями: они должны быть разнообразными, задействовать все группы мышц, включать в себя использование дополнительного спортивного инвентаря, не наносящего вред здоровью. Особую важность в адаптивной физической культуре является укрепление сердечной мышцы. Для студентов с отклонениями в физическом состоянии особую важность имеют кардио нагрузки. Нельзя также забывать следить за сердечным ритмом и пульсом на протяжении всего образовательного процесса. В зависимости от количества ударов в секунду преподавателям следует регулировать интенсивность и длительность упражнений.
Ключевым принципом адаптивной физкультуры является принцип последовательности. Под ним понимается постепенное увеличение продолжительности выполнения упражнений, усложнение техники их исполнения, добавление к упражнению дополнительных весов для тренировки разных групп мышц, в том числе сердечной мышцы. Эти увеличения интенсивности должны включать в себя чередующийся с активностью отдых. Такой подход помогает улучшить функциональное состояние организма, сделать его устойчивым к физическим нагрузкам в дальнейшем и не допустить ухудшений в общем состоянии студента.
При учете дидактических рекомендаций преподаватель достигает главную цель-происходит оздоровление студента с учетом его индивидуальных особенностей физического состояния; нарушения или ликвидируются полностью, или перестают быть ярко выраженными; организм адаптируется к физическим нагрузкам и становится более выносливым.
Список литературы
- Аукстер Д. Принципы и методы адаптивного физического воспитания и рекреации: моногр. / Д. Аукстер, Ж. Руфеч, С. Хейттинг. - 10-е изд. - М.: Краун Хилл; Нью-Йорк, 2005. - 240 с.
- Виленская Т. Е., Кудаев Э. А. Принципы формирования и организация физического воспитания в специальных медицинских группах // Теория и практика физической культуры, 2005. - №1. - С. 20-25