СТУДЕНЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ К СОБЛЮДЕНИЮ ПРИНЦИПОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

СТУДЕНЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ К СОБЛЮДЕНИЮ ПРИНЦИПОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

119

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 11 (212), Март ‘25

Поделиться

В статье рассматриваются различные подходы к формированию здорового образа жизни среди студентов. Разработаны и обоснованы методики анализа и оценки практик здорового образа жизни. С помощью комплекса диагностических технологий проведён опрос студентов, выявляющий их интерес к здоровому образу жизни. Также проанализирована социальная и педагогическая программа, способствующая укреплению здоровья студентов. В заключении подведены итоги исследования.

Актуальность. В современном обществе вопрос поддержания здорового образа жизни становится всё более актуальным. Согласно Всемирной организации здравоохранения, качество жизни человека в значительной степени зависит от его образа жизни. Здоровый образ жизни является неотъемлемой частью общей культуры личности и включает в себя не только физическую активность, но и рациональное питание, режим дня и отказ от вредных привычек.

Состояние здоровья студентов, их отношение к занятиям физической культурой и здоровому питанию, а также вовлечённость в здоровые привычки становятся важными индикаторами для определения перспектив развития образовательной и социальной политики.

Цель исследования: разработка, обоснование и экспериментальная проверка социально-педагогической программы, направленной на формирование здорового образа жизни среди студентов вуза.

Теоретическая база исследования. Вопросы сохранения и укрепления здоровья студентов в современном обществе занимают одно из ключевых мест. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, сохранение здорового образа жизни напрямую влияет на общее самочувствие каждого человека. Студенческая молодёжь, являясь важной частью учебно-воспитательного процесса, играет решающую роль в формировании здорового образа жизни нового поколения.

Роль мотивации в формировании здорового образа жизни. Важнейшим аспектом в сохранении здоровья является мотивация. Мотивация — это совокупность психологических факторов, которые влияют на поведение и деятельность человека, формируя его отношение к определённым аспектам жизни. В контексте здорового образа жизни мотивация делится на несколько составляющих: оздоровительную, познавательную и умелую.

Результаты исследования и их обсуждение.

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

В ходе исследования были разработаны и обоснованы методики анализа и оценки практик здорового образа жизни. С помощью комплекса диагностических технологий был проведён опрос студентов, выявляющий их интерес к здоровому образу жизни. Также была проанализирована социальная и педагогическая программа, способствующая укреплению здоровья студентов.

В результате исследования были получены следующие выводы:

  1. Здоровый образ жизни является неотъемлемой частью общей культуры личности.
  2. Мотивация играет важную роль в формировании здорового образа жизни.
  3. Социальная и педагогическая программы, направленные на укрепление здоровья студентов, могут быть эффективными.

Исследование мотивации студентов к здоровому образу жизни выявило ряд проблем, требующих комплексного подхода к их решению. Одной из ключевых проблем является недостаток знаний о своих индивидуальных особенностях, что затрудняет разработку оптимального режима для поддержания здоровья. Слабая мотивация к заботе о здоровье также приводит к тому, что студенты не осознают важность здорового образа жизни и не имеют чётких установок для его поддержания.

Недостаток информации о методах и средствах поддержания здоровья делает невозможным адекватную оценку своего состояния и выбор оптимального образа жизни.

Для решения этих проблем необходима мотивация, которая может быть создана только у тех студентов, которые осознают важность своего здоровья. Осознание необходимости заботиться о своём самочувствии формирует уверенность в важности здорового образа жизни, активной жизненной позиции и стремления к успеху в различных сферах жизни.

Наиболее эффективным подходом является целенаправленная работа, которая фокусируется на воспитании и сохранении как физического, так и морального здоровья.

Можно выделить три основных мотива, которые способствуют осознанию студентами важности регулярных физических упражнений:

  • Физические — желание улучшить свою физическую форму и устранить недостатки фигуры.
  • Психологические — развитие силы воли, самовоспитание и стремление к самосовершенствованию.
  • Социальные — стремление к достижению успеха, признание со стороны окружающих и ощущение своей значимости.

Для повышения мотивации к занятиям физической культурой можно использовать различные методы, такие как лекции, беседы, конференции, проводимые кафедрой физического воспитания и преподавателями спортивных дисциплин. Также важную роль играют спортивно-массовые мероприятия, физкультурные праздники, участие в спортивных секциях и кружках.

Ключевым моментом является вовлечение студентов в процесс формирования и укрепления здоровья с самого раннего возраста. Именно в высших учебных заведениях закладываются основы правильного отношения к своему здоровью, которые будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни.

Современные образовательные учреждения имеют большое влияние на формирование мировоззрения студентов, их отношения к здоровью и физической активности. Университеты обладают всеми необходимыми инструментами для того, чтобы направлять, мотивировать и поддерживать студентов в их стремлении к здоровому образу жизни.

Важно, чтобы каждый студент осознавал свою личную ответственность за своё здоровье, ведь оно поддерживается не только через социальные факторы, но и через активное участие самого человека.

Формирование мотивации к здоровому образу жизни у студентов — это сложная и многогранная задача, которая требует комплексного подхода, включающего в себя воздействие со стороны образовательных учреждений, социальной среды и семьи. Развитие позитивной мотивации к здоровому образу жизни среди студентов является важным условием для их личностного роста и успешной профессиональной подготовки.

Список литературы

  1. Апанасенко Г. Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика / Г. Л.Апанасенко // Валеология. - 2006. - № 1 за 2006
  2. Астафьев B.C., Верещагина Л.М. Потребность и мотив как внутренний побудитель двигательной активности человека // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 13
  3. Красноперова H.A. Педагогическое обеспечение формирования здорового образа жизни студента // Теория и практика физической культуры. 2005. № 6
  4. Федеральная целевая программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 21.01.15. № 30
  5. Хайруллин И.Т. О мотивации к физической культуре в вузе / А.И. Исяндавлетов, И.Т Хайруллин /В сборнике: Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, информационные технологии. Материалы Всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции. Казань, 2022. С. 203-206
  6. Чесебиева С.Т. Здоровый образ жизни как категория социологии культуры: автореф. дис. ... канд. социолог. наук. Майкоп: МГТУ, 2011. 17 с.
  7. Чесебиева С.Т. Здоровый образ жизни как приоритетная ценность в современном российском обществе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия Регионоведение: Философия, социология, культурология. 2011. Вып 2. С. 212-217
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее