Лечебная мотивация
Чаще всего бывает так, что пациент формально соглашается с нами, кивает высказывая полное внешнее одобрение, что всё, что мы сказали нужно делать. Но как доходит, до каких-то реальных рекомендаций то все слова медицинского специалиста, теряются и пациент делает, то что хочет или то, что считает нужным.
Существует такое понятие как сила мотивации
- Мотивация знания
Это когда пациент знает, что нужно делать и зачем, но не делает этого.
- Мотивация действия
Это то, что пациент делает.
От силы мотивации зависит, будет ли пациент соблюдать режим лечения или делать что-то иное.
На силу мотивации влияют множество факторов:
- особенности заболевания и его лечение;
- социальное окружение;
- возраст пациента;
- личностные особенности.
Наиболее значима в этом случае личностная позиция, которую занимает пациент.
Что значит личностная позиция? Лучше всего показать это может модель Эрика Берна, который описал как ведет себя человек в разных ситуациях и от чего это конкретно зависит.
Личность по Берну состоит из 3-х ключевых сторон, которые формируются по ходу роста и развития организма.
- Ребенок
- Взрослый (роль сверху)
- Родитель (роль на равных)
Все три стороны присутствуют в личности каждого человека и различаются мотивацией, эмоциями, стилем поведения.
Как это проявляется
Ребенок – эмоции преобладают над разумом, в поведении преобладает непосредственность, нуждается в опеке и заботе, зависимый и беззащитный.
Хочу и буду делать то, что хочу.
Родитель – опекает, заботиться, диктует свои условия, запреты и ограничения, угроза наказания и наказания.
Взрослый – гибкость поведения, человек ведет себя не в соответствии с эмоциями, а в соответствии с разумом, опираясь на цель, которую перед собой ставит и рациональные пути ее достижения. Действует на равных, самостоятелен. Может сам принимать решения, но при этом, не навязывая ничего другим.
Каждая из этих сторон является адекватной в определенных ситуациях.
Родитель – в общении с собственными детьми;
Взрослый – в общении с коллегами;
Ребенок – общение в кругу друзей.
Наиболее часто в медицине общение строиться сверху вниз, как общение родителя с ребенком. Врач занимает доминирующую позицию (эксперта, контролера, учителя), а пациент в свою очередь занимает зависимую позицию.
Позиция Пациент – Ребенок ключевые характеристики
(как можно распознать)
- пассивная, зависимая позиция – «Доктор, помогите мне!»;
- легкомысленное отношение к обсуждаемым проблемам и рекомендациям врача – «И так, сойдет);
- встраивание «каникул», перерывов в лечении – берет некие паузы «Пусть организм отдохнет»;
- капризы, обиды на медицинский персонал или родных;
- взрослого человека могут сопровождать родственники и даже отвечать вместо него;
- обман врача.
Нередко врач начинает вести себя неконструктивно под влиянием пациента, который подталкивает его к позиции родителя или ребенка.
Если мы поддаемся, то теряем возможность рационально влиять на ситуацию.
Позиция Врач – родитель
(стратегия поведения с пациентом – Ребенком)
- берет пациента под опеку «Ну не волнуйтесь, полечимся и все, будет в порядке»;
- ругает за невыполнение предписаний;
- угрожает осложнениями.
Позиция Врач – Ребенок ключевые характеристики
(как можно распознать)
- проявляет неуверенность, тревогу «Ой как-плохо-то у вас ничего себе! Прямо не знаю, что с вами делать»;
- обижается на пациента, который не выполняет его указания, тоже пугает осложнениями «Смотрите, до инвалидности себя доведете»;
- занимает несерьезную позицию, шутит неконструктивно ситуации «Ну и сколько можно рыть себе могилу?».
Следствием родительской позиции врача становится еще большее погружение пациента в позицию ребенка со всеми вытекающими.
Что же делать в этой ситуации?
Пациент пытается нас спровоцировать на позицию родителя или детскую позицию. При этом наша ключевая задача сохранить позицию взрослого, которую у нас отбирают – это залог успеха. Если мы сохраним внутри себя рациональность, целесообразность, гибкость поведении, отношение к пациенту как к равному нам.
В этом случае не сразу пациент будет вынужден перейти на позицию взрослого.
Позиция взрослого позволяет врачу более эффективно контактировать с пациентом и постепенно переводить на уровень взрослого.
Главный признак взрослой позиции – сохранение конструктивности особенно в сложных ситуациях.
Находясь в позиции взрослого врач способен:
- сопереживать пациенту, без лишней опеки;
- выявлять противоречия в словах пациента (колебания и сомнения по поводу проблем) и работать сними;
- избегать споров, прямого убеждения и попыток доказать;
- уменьшить сопротивление;
- поддерживать, развивать самостоятельность пациента в принятии и реализации решений.
Помощь пациенту в выходе на позицию взрослого
Вопросы, помогающие изменить позицию пациента.
- Чего я сам хочу добиться – цель изменений
- Зачем мне это нужно – смысл изменений
- Что конкретно надо делать – содержание деятельности
- Что мне для этого необходимо – ресурс изменений
- Что может мне помешать и как с этим справится – препятствия изменениям.
Не мы ставим цель пациенту, а он обозначает её
Пациент может занимать не только позицию ребёнка, но иногда и родителя. Она встречается реже, но сильнее отражается на собственном благополучии врача. Работать с такими пациентами крайне сложно.
Пациент – родитель
Работа с этой категорией пациентов самая сложная и может негативно влиять на психологическое состояние медицинского персонала.
Эта позиция характерна для пациентов руководителей, учителей, врачей и других «командиров», а так же авторитарных или недоверчивых людей.
Позиция пациент-родитель эта позиция давления и указания, она предъявляет больше требований к нашим ресурсам и нашему эмоциональному благополучию.
Позиция Пациент – Родитель ключевые характеристики
(как можно распознать)
- выраженное желание настоять на своем, споры с врачом по различным поводам, фразы «Да, но»;
- неготовность услышать чужую точку зрения (в том, числе рекомендации врача), излишняя уверенность в своей правоте;
- требование от врача выполнения своих указаний «Вы мне должны назначить капельницы»;
- обвинение врача в недостаточной компетентности «Я изучал вопрос, вы мне не то назначили»
- угрозы в адрес врача «Я буду на вас жаловаться в Минздрав».
Пациент – Родитель также провоцирует врача на занятие неконструктивной позиции, позиции – Ребенка или Родителя.
Врач – Родитель (стратегия поведения с пациентом – Родителем)
- спорит с пациентом, игнорирует его доводы «Да не говорите ерунды, вам стало плохо совсем не из-за этого препарата! Это вы просто слишком эмоциональный»;
- подчеркивает свой профессионализм и некомпетентность пациента «Вы у меня наверно тысячный больной и думаете, что можете мне подсказывать, что вам назначать».
Список литературы
- Берн Э.Л. Трансактный анализ в психотерапии. – С. 311, https://www.labirint.ru/books/322020/
- Берн, Э.Л. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.– Москва: Эксмо, 2022. – 573, [1] с. –ISBN 978-5-699-18299-2, https://www.lib.omsk.ru/libomsk/node/23350#gsc.tab=0
- Якуба В.А., Как убедить пациента за 7 минут, электронная книга, издательство Синергия Стор 2020 г. https://www.litres.ru/book/vladimir-yakuba/kak-ubedit-pacienta-za-7-minut-68797743/(дата обращения: 14.03.2025)
- Медицина и общество О.В. Сайно, О.Е., Морунов Психология общения врача и пациента Кафедра поликлинической терапии Лечебного факультета ФГАОУВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" МЗ РФ, Москва, https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-obscheniya-vracha-i-patsienta/ (дата обращения: 14.03.2025)
- Гедулянов М.Т. Межкультурное взаимодействие врача, научная статья по специальности «Психологические науки», https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnoe-vzaimodeystvie-vracha (дата обращения: 14.03.2025)