Защита прав собственников при изъятии земельных участков для государственных нужд — сложный вопрос, требующий баланса между общественными интересами и соблюдением законных прав граждан. Государство, действуя в рамках законодательства, может инициировать изъятие земли для реализации проектов, имеющих стратегическое значение: строительства инфраструктуры, объектов энергетики или социальной сферы. Однако такая процедура не должна превращаться в механизм нарушения прав тех, кто добросовестно владеет и пользуется участками.
Одним из ключевых принципов, в процедуре изъятия земельных участков, на наш взгляд является справедливая компенсация.
Компенсация при изъятии земельных участков для государственных нужд — центральный элемент защиты прав собственника. Её размер и условия должны не просто формально соответствовать закону, но и реально покрывать все потери, которые несёт владелец. Основу составляет рыночная стоимость участка, которая определяется с учётом его местоположения, категории земли, наличия построек и других характеристик [1]. Однако важно понимать, что «рыночная стоимость» — не абстрактная цифра. Она обязана отражать реальные цены на аналогичные участки, а также потенциальную выгоду, которую собственник мог бы получить, если бы сохранил право владения. Например, если на изымаемой земле планировалось строительство коммерческого объекта, это должно быть учтено в расчётах. Вместе с тем, по мнению некоторых ученых, помимо компенсации непосредственно стоимости изымаемого земельного участка, собственник последнего также может претендовать и на возмещение морального вреда. Так, например, С. Д. Афанасьева в рамках сравнения изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в России и США отмечает, что «увеличение размера компенсации необходимо для возмещения так называемого «морального ущерба» частному собственнику в связи с отчуждением его земли и является своего рода показателем уважения государством интересов своих граждан [2].
Разумеется, собственник земельного участка может быть не согласен с конечной суммой, которая может быть ему предложена в качестве компенсации и поэтому законодатель наделяет его правом провести собственную оценку изымаемого земельного участка, и при несогласии уполномоченных на такую сделку органов, привести собственные расчеты в качестве доказательства, но уже в судебном процессе. Возражения правообладателя относительно размера возмещения вполне обоснованы с позиции экономической науки. Оценочная деятельность по установлению рыночной стоимости зиждется на трех методологических подходах: затратный, сравнительный и доходный. Применение этих подходов к оценке имеет ряд недостатков, в частности, ни один из них не может гарантировать получение наиболее вероятной цены объекта на рынке недвижимости. Подтверждением этого является существенная разница стоимости, рассчитанная с применением разных подходов, тогда как признаком развитого рынка является схожесть результатов применения трех подходов [3]. Очень верной, на наш взгляд, кажется позиция А.А. Завьялова, который в своей работе указывает на то, что размер компенсации за изъятое строение должен определяться не стоимостью самого строения с учетом его износа, а затратами гражданина на возведение строения с аналогичными потребительскими свойствами на предоставленном для этих целей земельном участке. Размер компенсации за изымаемый земельный участок, определенный в денежной форме, в отличие от земельных участков, используемых в предпринимательских целях, должен быть рассчитан как величина, достаточная для приобретения аналогичного земельного участка на дату заключения соглашения или принятия судебного акта об определении условий компенсации [4].
Процедура оценки — важный этап. Несмотря на то, что закон требует привлекать независимых оценщиков, исходя из всего вышеизложенного, по нашему мнению, на практике было бы целесообразнее, собственнику самому инициировать альтернативную экспертизу, особенно если предложенная государством сумма вызывает сомнения. Расхождения в оценках могут стать основанием для переговоров или судебного спора. Вместе с тем, важно чтобы расчеты основывались на актуальных данных, а не на формальных критериях. При этом расходы на независимого оценщика, будут возмещены собственнику, если суд признает позицию последнего обоснованной [5].
Если рассматривать возмещение в натуре, то новый надел должен быть равноценным по площади, качеству земли и расположению — например, нельзя предлагать болотистую местность вместо участка в развивающемся районе. Однако ряд принятых нормативных актов свидетельствует о том, что государство стремится заменить натуральную компенсацию исключительно денежной, исходя из рыночной оценки стоимости изымаемого имущества [6]. И на это есть все основания, т.к. невозможно предоставить земельный участок, например, с идентичным домом и усадьбой – это банально затруднит процесс расчетов и последующую компенсацию, поэтому, как нам кажется, справедливо был сделан упор именно на компенсацию в денежном виде, что, на наш взгляд, более отвечает интересам непосредственно самого собственника, который сможет в полной мере, исходя из своих интересов, распорядится денежными средствами.
Также необходимо обратить внимание и на сроки выплаты. Компенсация должна быть перечислена до фактического изъятия участка, чтобы у владельца были ресурсы для адаптации к новым условиям. При чем данное положение прямо закреплено в отечественном законодательстве [7], что указывает на то, что законодателем была проведена серьезная работа, по защите собственников изымаемых земельных участков.
Не менее значима процедурная сторона: собственник должен быть своевременно уведомлен о планах государства, иметь возможность участвовать в обсуждении альтернативных вариантов и получать полную информацию о целях изъятия. Законодательство обязывает органы власти рассматривать возражения и документально фиксировать каждый этап процесса. Это позволяет минимизировать риски злоупотреблений и гарантировать, что изъятие действительно продиктовано общественными нуждами, а не частными интересами.
Таким образом, защита прав собственников при изъятии земельных участков для государственных нужд представляет собой сложный правовой механизм, балансирующий между общественными интересами и законными правами граждан.
В основе этого механизма лежит принцип справедливой компенсации, которая должна не просто формально соответствовать закону, но и реально покрывать все потери собственника. При этом денежная форма компенсации, хотя и является наиболее удобной для государства, не должна быть единственным вариантом — законодательство гарантирует право собственника на выбор между деньгами и предоставлением альтернативного участка в натуре, если это технически возможно.
Особую роль играет процедура оценки, которая часто становится зоной риска для собственников. Независимая оценка, инициируемая владельцем участка, становится критически важным инструментом для оспаривания заниженных сумм компенсации. При этом существующие методологические подходы к оценке (затратный, сравнительный и доходный) не всегда способны точно отразить реальную ценность участка, что создает почву для споров и судебных разбирательств.
В современной практике наблюдается тенденция к монополизации денежной формы компенсации, что противоречит принципу свободы выбора и может ущемлять интересы собственников, нуждающихся именно в земле. Кроме того, несовершенство оценочных механизмов и субъективизм в определении “рыночной стоимости” часто приводят к судебным спорам, что замедляет реализацию государственных проектов.
В конечном счете, государство, изымая землю для государственных нужд, обязано не только следовать букве закона, но и обеспечивать реальную защиту прав собственников и справедливое возмещение всех видов ущерба.
Список литературы
- Шершеневич, Г. Ф. Учебник русского гражданского права в 2 т. Том 1. Общая часть / Г. Ф. Шершеневич. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 148 с.
- Афанасьева А.С., Изъятие земельных участков для публичных нужд в России и США: Некоторые актуальные вопросы защиты конституционных прав // СКО. 2010. №1 (74)
- Вахитов Д.Р., Проблемы в подходах к оценке недвижимости в российской экономике / Д.Р. Вахитов, А.3. 3иннатуллин // Научное обозрение. - 2016. № 12. - С. 193
- Завьялов А.А., О принципах компенсации убытков собственникам земельных участков при их изъятии для государственных нужд / А. А. Завьялов // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2010. – № 5(104). – С. 53-57
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СПС «Гарант» (дата обращения 10.03.2025)
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СПС «Гарант» (дата обращения 10.03.2025)
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10 2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.12.2024) // СПС «Гарант» (дата обращения 10.03.2025)