БЕЗОПАСНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИМИ СООРУЖЕНИЯМИ

БЕЗОПАСНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИМИ СООРУЖЕНИЯМИ

Авторы публикации

Рубрика

Сельское хозяйство

Просмотры

55

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 11 (212), Март ‘25

Дата публикации 11.03.2025

Поделиться

В данной работе рассмотрены ключевые аспекты безопасной эксплуатации и интеллектуального управления гидротехническими сооружениями. Гидротехнические сооружения играют важную роль в обеспечении водоснабжения, защиты от наводнений и управления водными ресурсами.

Гидротехнические сооружения (ГТС) играют жизненно важную роль в управлении водными ресурсами, защите от наводнений, производстве электроэнергии и обеспечении благосостояния общества. Однако при неправильной эксплуатации и управлении эти сооружения могут представлять значительную угрозу для безопасности людей, собственности и окружающей среды.

Цель и область применения

Настоящие руководящие принципы предназначены для обеспечения безопасной эксплуатации и интеллектуального управления ГТС. Они охватывают методологии, технологии и процедуры, необходимые для предотвращения аварий, смягчения их последствий и повышения эффективности работы сооружений.

Принципы безопасной эксплуатации и интеллектуального управления

Безопасная эксплуатация и интеллектуальное управление ГТС основываются на следующих основных принципах:

  • предотвращение аварий;
  • обнаружение и реагирование на аварийные ситуации;
  • оптимизация производительности;
  • очастие заинтересованных сторон;
  • непрерывное совершенствование.

Предотвращение аварий. Анализ и управление рисками

Ключевым элементом предотвращения аварий является всесторонний анализ рисков, который включает:

  • идентификацию опасностей;
  • оценку уязвимости;
  • оценку вероятности и последствий аварий.

При анализе учитывается влияние растущей растительности, состояние бетонных поверхностей (например, трещины, полости, открытая арматура) и стальных элементов (коррозия, износ).

Учёт мелиорированных земель ведётся несколькими структурами: Минсельхозом России, Росреестром, Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) и имеет значительные расхождения данных о наличии мелиорированных земель в РФ.

Инспекция и мониторинг

Регулярные инспекции и мониторинг позволяют выявлять потенциальные признаки повреждений или ухудшения состояния сооружений. Программы инспекций и мониторинга должны основываться на оценке рисков и включать:

  • визуальные осмотры;
  • инструментальные испытания;
  • геотехнический мониторинг.

Техническое обслуживание и ремонт

Надлежащее техническое обслуживание и ремонт необходимы для поддержания целостности ГТС. Планы технического обслуживания должны включать:

  • периодические осмотры и испытания;
  • замену и ремонт компонентов;
  • модернизацию и реконструкцию.

Обнаружение и реагирование на аварийные ситуации. Системы раннего предупреждения

Системы раннего предупреждения позволяют быстро обнаруживать аварийные ситуации и инициировать надлежащие действия по реагированию. Эти системы включают:

  • датчики для обнаружения утечек, деформаций или других признаков аварии;
  • системы связи для передачи предупреждений операторам.

Планы аварийного реагирования

Всеобъемлющие планы аварийного реагирования обеспечивают четкие процедуры для реагирования на аварийные ситуации. Эти планы должны включать:

  • специальные задачи и обязанности персонала;
  • протоколы связи;
  • процедуры эвакуации и оказания первой помощи.

Системы автоматического реагирования

Системы автоматического реагирования могут автоматически активироваться в ответ на аварийную ситуацию и принимать упреждающие меры, такие как:

  • перекрытие затворов;
  • активация насосов;
  • отправление предупреждений.

Оптимизация производительности. Мониторинг и анализ данных

Непрерывный мониторинг и анализ данных о работе ГТС позволяют операторам принимать обоснованные решения для оптимизации производительности.

Эти данные включают:

  • уровни воды;
  • расходы;
  • показания датчиков.

Моделирование и прогнозирование

Моделирование и прогнозирование позволяют операторам прогнозировать поведение ГТС в различных условиях. Эти инструменты можно использовать, для:

  • оптимизации режима эксплуатации;
  • обеспечения безопасности в критических ситуациях;
  • планирования технического обслуживания и ремонтов.

Интеграция систем управления

Интегрированные системы управления связывают различные компоненты ГТС и позволяют операторам централизованно контролировать и оптимизировать работу сооружений. Эти системы обеспечивают:

  • удаленный мониторинг и управление;
  • автоматизацию задач;
  • хранение и анализ данных. 

Список литературы

  1. Гидромелиорация земель и водное хозяйство: коллективная монография / Москва: РГАУ-МСХА, 2022. – 405 с.
  2. Совершенствование технологий и техники орошения в современных условиях землепользования / Сборник подготовлен по материалам международного научно-практического семинара «Опыт и перспективы использования поливной техники на орошаемых землях», а также по результатам выполнения научно-исследовательских работ в 2005 году // Сборник научных трудов ФГНУ РосНИИПМ, Новочеркасск: ФГНУ «РосНИИПМ», 2005. – 281 с.
  3. СП 58.13330.2019 «Гидротехнические сооружения. Основные положения» – М. Минстрой России, 2020
  4. СП 20.13330.2016.- Нагрузки и воздействия (актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*) – М. Минстрой России, 2016
  5. Черных, О. Н. Проведение обследований при оценке безопасности гидротехнических сооружений: Учебное пособие / О. Н. Черных, В. И. Волков // М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2017. – 160 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее