МОНИТОРИНГ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК НА ПРЕДМЕТ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

МОНИТОРИНГ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК НА ПРЕДМЕТ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Авторы публикации

Рубрика

Высшее образование

Просмотры

5

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 34 (36), Октябрь ‘21

Дата публикации 20.10.2021

Поделиться

Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование закупочного процесса в стране стало формироваться относительно недавно, и законодательная часть вопроса еще не до конца совершенна, и постоянно вносятся изменения на законодательном уровне.

Объектом исследования является государственные и муниципальные закупки. Предметом исследования является организация и контроль проведения муниципальных закупок.

Целью изучения темы,  является выявить нарушения законодательства в сфере муниципальных закупок на примере Администрации муниципального образования «Холм-Жирковский район» Смоленской области.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

  1. Изучить нормативно-правовую базу в сфере муниципальных закупок.

  2. Раскрыть понятие финансового и технического контроля в контрактной сфере закупок и выделить основные этапы организации муниципальных закупок.

  3. Провести финансовый мониторинг учреждения на основе аналитических, статистических и отчетных документов, и в итоге дать общую характеристику.

Проанализировать работу контролирующих органов и сформулировать основные меры по повышению прозрачности муниципальных закупок в Администрации муниципального образования «Холм-Жирковский район» Смоленской области как муниципального заказчика по №44-ФЗ (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Муниципальные (государственные) закупки – это тщательно регламентированная процедура, для проведения которой используются специальные правила, в том числе зафиксированные в действующих нормативных актах. Кроме того, проведение регламентации тех или иных закупочных процедур осуществляется с помощью специальных требований, которые формулирует сам заказчик. Проведение муниципальных закупок регулируется, в первую очередь, как федеральном, так и на местном уровне. Такое регулирование осуществляется для того, чтобы сделать проводимые в интересах удовлетворения потребностей государства (муниципального образования) закупки максимально прозрачными, так как главная цель проводимых в настоящее время изменений системы муниципальных закупок – это изменение всей существующей контрактной системы. На сегодняшний день проводимые трансформационные процедуры в сфере муниципальных закупок нужны для того, чтобы максимальным образом сделать прозрачным весь процесс осуществления закупок для всех участников проводимых закупочных процедур

На данный момент в России развитие контрактной системы занимает одно из главных мест среди ключевых вопросов, который в настоящее время все время совершенствуется. Такая заинтересованность в совершенствовании муниципальных закупок обусловлена потребностью в упрощении процесса закупок и повышения их честности и прозрачности на законодательном уровне, что позволит более эффективно и с возможной экономией распределять средства бюджета. Муниципальные закупки призваны обеспечивать государственные и муниципальные нужды – эта форма размещения заказов на покупку работ, товаров и услуг подразумевает конкурентную борьбу за счет бюджетных средств по заранее подготовленным условиям в документах и в установленные сроки на принципах состязательности, конкуренции, справедливости и эффективности на законодательном уровне.

Для проверки на нарушение законодательства, одним из основных контролирующих органов и органов контроля в организации является Финансовое управление Администрации муниципального образования «Холм-Жирковский район» Смоленской области и Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области осуществляющие контроль и взаимодействие с административными органами.

Предметом плановой и внеплановой проверок является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности, а в случае проведения внеплановой проверки исполнения ранее выданного предписания.

Ежегодно Финансовым управлением по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами проводятся плановые и внеплановые проверки на выявление нарушений законодательства.

Органы контроля по взаимодействию с административными органами в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Смоленской области, иными областными законами, указами и распоряжениями Губернатора Смоленской области, постановлениями и распоряжениями Администрации Смоленской области, а также Положениями районных нормативно-правовых документов.

Правонарушения в области муниципальных закупок, несмотря на схожие объекты посягательства, затрагивают различные правоотношения, охраняемые как гражданские и административными правовыми, так и уголовно-правовыми нормами права, значительно усложняющим процесс обеспечения экономической безопасности в данной сфере. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости проведения работы по научной разработке и теоретическому обоснованию классификации правонарушений в сфере муниципальных закупок, выработке действенных методов постоянного мониторинга выявления, а также современных экономико-правовых механизмов профилактики нарушений законодательства в сфере муниципальных закупок (рис.1 ).

Рис.1. Количество внеплановых проверок проведенных финансовым органом и УФАС по Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами за период 2018-2020 гг.

Основными принципами закона о контрактной системе являются: принципы открытости и прозрачности закупок, принцип обеспечения конкуренции. Для реализации этих принципов и исключения правонарушений по этим принципам требуется добросовестная работа заказчика.

Для повышения открытости и прозрачности закупок и повышения конкуренции участников закупок, а так же для снижения правонарушений необходим ряд организационно – управленческих мероприятий:

1. Минимизировать  закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя в рамках ст.93 №44 – ФЗ, путем законодательного решения о размещении закупок в единой информационной системе и на электронных торговых площадках, для всех субъектов РФ.

2. Создания жестких ограничительных мер в превышении возможных лимитов при закупок товаров, работ, услуг по п. 4, 5 ч.1 ст.93 № 44 – ФЗ.

3. Расширение каталога товаров, работ, услуг в единой информационной системе с ссылкой на ОКПД2.

4. Создание более широкой библиотеки типовых контрактов, хотя, в 2022 году НПА планируется отменить.

5. Типизация описания объектов закупки для более понятного чтения характеристик и требований.

6. Разработки методических шаблонов и рекомендаций для реализации закупочной деятельности.

7. При принятии постановлений и приказов об ограничении или запрете для участия в закупках, в рамках национального режима, разрабатывать инструкции к применению и подробному разъяснению нормативно - правовых актов в ЕИС.

8. При разработке документации о закупках дорогостоящего товара, работы или услуги, привлекать на контроль и согласование к размещению в единой информационной системе соответствующие контролирующие органы в сфере закупок с привлечением узко профильных специалистов имеющих знания о закупаемом товаре, работе или услуги, а также проверку подготовленной документации на ГОСТы и СНИПы.

9. Создание единого реестра цен на товары, работы, услуги, для более точного определения Н(м)ЦК для всех заказчиков.

10. Введения блокирующего контроля с сохранением данных на всех этапах закупки.

11. Увеличение количества совместных закупочных процедур, как на местном, так и на региональных уровнях, для консолидированных закупок одинакового вида закупок.

12. Сокращение сроков проведения закупочных процедур в 2 раза.

13. Возобновить возможность заказчикам заключить контракт с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, в случаи признания процедуры несостоявшийся по причине отсутствия заявок от участников после 2-х раз, без использования лимита п.4, п.5 ч.1 ст. 93 №44 – ФЗ. Установив ограничение в сумме контракта до 300 000 рублей, но с обязательным согласованием контролирующего органа в сфере закупок, на данный момент 600 000 рублей.

14. Обучающая и просветительская деятельность в сфере закупок как для заказчиков, так и для участников закупки, сформированная на базе департамента Смоленской области в сфере закупок.

15. Одним дополнительным контролем за нарушением законодательства ФЗ, ограничением участия участников закупки эффективным было бы привлечение контролирующих органов в сфере закупок, на этап разработки документации закупки дорогостоящего товара, работы или услуги, а так же на приемку товара, работы или услуги. Что позволило бы избежать нарушения законодательства.

Список литературы

  1. «СИСТЕМА ГОСЗАКАЗ — СОВМЕСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ ЧИНОВНИКОВ, ЗАКАЗЧИКОВ, ЭКСПЕРТОВ И ПРАКТИКОВ» электронное платное издание, https://mini.1gzakaz.ru.
  2. Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование // Интернет-издание: [Электронный ресурс]. ‒ 2017. ‒ URL: http://pandia.ru/text/77/431/12988.php (дата обращения 17.09.2021)
  3. Становление рыночной системы государственных закупок в России / под ред. В.И. Смирнова, Н.В. Нестеровича, И.М. Ахметзянова. – Казань: НПО «БизнесИнфоСервис». – 2017.
  4. Финансовый мониторинг. Том I // Коллектив авторов ‒ «Юстицинформ», 2019 ‒ (Бакалавр и магистр, академический курс). ‒ с. 62-63
  5. Консультант плюс (платная версия). Нормативно-правовые документы.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее