Многие исследователи отмечают состояние искусства на грани ХХ и ХХI веков, как тенденцию к выходу за ее пределы. Интенсивное взаимопроникновение европейской и неевропейских культур привело к существенно новым культурным образованиям, ставшим неотъемлемой частью культурного кода ХХ века. Стремительное расширение географического пространства, ощущаемого в ХХ столетии, привело к тому, что исторические и культурные изменения, происходившие в психологии европейцев, усилили восприятие к культуре внеевропейских народов.
Одним из ярчайших видов музыки, органично объединивший в себе разные культурные пласты, стал синтез джаза и академической музыки. В связи с этим, музыкальный текст барокко и его трактовка джазовыми исполнителями — это новые исследования в данной области. Умение, мобильность и вариативность авторов адаптировать «чужой текст» в свой, открывает путь к воплощению широких творческих начал и развивающих ресурсов.
Баховские сочинения, обладая особыми свойствами, являют своего рода «матрицу» для последующих действий в создании различных исполнительских версий. Важно отметить, что именно данный тип текста, назовем его - редуцированный, обладает наибольшей возможностью активного с ним взаимодействия в направлении вариантного реконструирования.
Довольно часто, исследователи обращают внимание на функциональность нотной фиксации музыки барокко, которая воспринимается интерпретатором как некий творческий импульс и может расшифровываться индивидуально в зависимости от творческих замыслов композитора. Существующие в ту пору традиции, такие как: особые качества нотного текста с особыми правилами развертывания музыкального материала, предполагали проявление творческих возможностей и стимулировали воображение. Все это сформировало высокий уровень музыкальных знаний и умений исполнителей в Германии в XVII-XVIII вв. Данные процессы не прошли бесследно, а вылились в ряд сочинений и руководств по приобретению разнообразных исполнительских навыков. Необходимо перечислить наиболее известные и дошедшие до нашего времени сочинения и руководства:
- клавирные произведения И. С. Баха;
- «Инвенции» «Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана Баха и Анны Магдалены Бах;
- «Музыкальное руководство» Э. Нидта;
- «Музыкальная азбука» И. К. Симона.
Учитывая специфику барочного текста, встречаемого в перечисленных пособиях, вырабатывался шаблон исполнительских преобразований. Умения, мобильность и импровизационность открывали путь к воплощению широких творческих начал и развивающих ресурсов.
Многие отечественные исследователи отмечают в клавирном творчестве И. С. Баха неограниченный художественный и зашифрованный потенциал, расшифровать который, принялись многие баховеды. Применимая в музыкознании система терминов и понятий семантического анализа, стала подразделять на смысловые структуры - особые единицы музыкального текста, реализуемые в сюжетно-ситуационных знаках, используемых в эпохе барокко. Примером могут служить «вопросно- ответные» модели диалогов. Ряд баховедов используют понятие интонационная лексика – комплекс интонационных формул, имеющих систему значений. Расшифровка словаря интонационного поля помогает исполнителю объективно выстроить или создать множество версий в опоре на уже сформировавшуюся установку «исполнитель=композитор». Данная позиция обеспечивает современному музыканту возможность выстроить различные варианты исполнения и варьирования авторского текста с целью новых интересных опытов исполнения и возрождения барочного искусства. Данные исследования можно представить в виде такой системы:
Анализ интонационного поля барокко бесспорно важен исполнителю, так как с одной стороны служит основой грамотного исполнения музыкального текста, а с другой - является многовариантным потенциалом для будущих сочинений.
В связи с этим, необходимо коснуться уже принятого в мировой музыкальной классике термина - Барокко-джаз.
Помимо уже существующих терминов, в музыковедческой литературе встречается еще один термин, введённый американским исследователем У. Саржентом - барокко-джаз («Jazzing the classics») означающий «оджазирование классики». В отечественной литературе чаще используется сокращенное название - джаззинг, определяющее современную авторскую композицию, материал которой базируется на использовании определенных известных джазовых лексем (свинг, фанк, блюз и др.) при этом сохраняя важные структурные принципы полифонической структуры. Оджазирование именно классической музыки волновала многих исследователей, в связи с полемикой о легитимности джазовой адаптации произведений классической музыки. Но, такие термины как «джазовый стиль», или «игра в джазовой манере» являются в некоем роде синонимами. Яркие примеры джаззинга И. С. Баха встречаются в исполнениях Ж. Люсье и многих других исполнителей.
Это репрезентативный вариант транскрипции классических полифонических композиций, допускающий незначительный отход от авторской версии и привнесение в композицию элементов джазовой стилистики (артикуляция, штрихи, ритмика, гармония).
В творческом наследии композиторов ХХ века наблюдается композиции, в которых джазовые лексемы проникают в авторскую композицию, и при этом не изменяет центральный элемент – тему.
Какими же музыкальными средствами, аранжировщики смогли передать в полной мере инвенцию И.С. Баха?
Уровень привнесения элементов джазовых лексем влияет на особенности формы. Именно от композиторского чутья мышления можно выявить взаимодействие академической музыки с джазовой. Специфику понятия джаззинг-инвенции можно рассматривать через взаимодействие идиом джаза и структурных особенностей малых полифонических произведений. Прежде чем, необходимо коснуться первоочередного элемента – темы, поскольку она выступает определяющим фактором для джазового сочинения.
Структурная модель темы и ее принцип -развертывание, в эпоху барокко рассматривалась как зарубежными, так и отечественными исследователями. Эрнест Курт, Фишер рассматривали в ракурсе линеарно-контрапунктической точки развития полифонии. Несколько в стороне находится, забытая позиция Фридриха Блуме, свидетельствующая о развертывании модели и ее развитии во внутренней связи мотивов на основе выведения одного из другого. И, «понятия ядро» и «развертывание» как важные функциональные разделы полифонического сочинения принадлежат советским музыковедам Л. Мазелю и В. Цуккерману. Обобщая свойства и качества классической структурной модели развертывания темы можно констатировать важные принципы: цельность, монолитность; тенденция к равноправию частей-фраз; свобода комбинирования; движение по кругу.
Типичная барочная структура «ядро - развертывание» была успешно заимствована в тему джазовой версии сочинения. Общим остался принцип концентрации оригинального материала в ядре темы и индивидуализированного в развертывании. Черты барочной эпохи проникли в джазовую модель характеризуя ее на непрерывном видоизменении тематического ядра.
Это можно отобразить в схеме:
Принятая в джазовом мире форма выражена следующим образом:
А А1 В (coda)
Помимо общих черт, связывающих барочное и джазовое искусство, также необходимо указать в таблице и другие способы взаимодействия музыкального текста:
Барочные традиции:
|
Джазовый вариант |
Дублирование голосов |
Дублировка с помощью различных инструментов |
Регистровое |
Регистровый диалог инструментов |
Техника генерал-баса |
джазовый «блуждающий бас» |
Орнаментирование |
Опевание блюзовых тонов |
Приемы «ars combinatoria» |
«игра с моделью», вариативность музыкального текста |
Диалог голосов |
Диалог со стилем |
Реконструируя авторский текст, джазовые исполнители воплощают свою идею в образе трио или оркестра. разделяя на смысловые сегменты и соответственно на quasi-тембровое звучание. Способ трансформирования полифонического сочинения в оркестровую партитуру и разнообразные возможности моделирования текста в рамках стилистических норм способны развить навыки свободного музицирования и импровизации. Конечно, подобный творческий опыт мы наблюдаем уже несколько десятилетий.
Список литературы
- Барбан, Е. Черная музыка, белая свобода: музыка и восприятие авангардного джаза / Е. Барбан. – СПб., Композитор: 2007. – 283 с.
- Бирюков, С. Импровизационность в музыке // Сов.муз 1977, №3, с.118
- Каратыгина, М. Неевропейские влияния в современной поп- музыке и джазе // Популярная музыка и традиции неевропейских культур: пути развития и взаимодействия. Вып. 3. – М.: 1989. С. 22-34
- Конен, В. Д. Пути американской музыки: Очерки по истории музыкальной культуры США. 2-е изд., доп. – М.: Музыка, – 1965. – 524 с.
- Саржент, У. Джаз: генезис, музыкальный язык, эстетика / У. Саржент. Пер с англ. И примечание к книге Озерова В. – М.: Музыка, 1987. – 294 с.