СПЕЦИФИКА ВОССОЗДАНИЯ БАРОЧНЫХ ЖАНРОВ В СОВРЕМЕННОМ ДЖАЗОВОМ ИСКУССТВЕ

СПЕЦИФИКА ВОССОЗДАНИЯ БАРОЧНЫХ ЖАНРОВ В СОВРЕМЕННОМ ДЖАЗОВОМ ИСКУССТВЕ

Авторы публикации

Рубрика

Культурология

Просмотры

28

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 10 (211), Март ‘25

Дата публикации 06.03.2025

Поделиться

Статья посвящена рассмотрению различных аспектов взаимодействия джаза и академической музыки, несмотря на декларируемую дистанцированность джаза от классики и превалирование в джазовом тезариусе музыкальных идиом, взаимодействие с барочной   моделью может выражаться в обогащении художественного синтеза джаза, так и в форме цитат, обработок и заимствования классических образцов.

Многие исследователи отмечают состояние искусства на грани ХХ и ХХI веков, как тенденцию к выходу за ее пределы. Интенсивное взаимопроникновение европейской и неевропейских культур привело к существенно новым культурным образованиям, ставшим неотъемлемой частью культурного кода ХХ века.  Стремительное расширение географического пространства, ощущаемого в ХХ столетии, привело к тому, что исторические и культурные изменения, происходившие в психологии европейцев, усилили восприятие к культуре внеевропейских народов. 

Одним из ярчайших видов музыки, органично объединивший в себе разные культурные пласты, стал синтез джаза и академической музыки. В связи с этим, музыкальный текст барокко и его трактовка джазовыми исполнителями — это новые исследования в данной области. Умение, мобильность и вариативность авторов адаптировать «чужой текст» в свой, открывает путь к воплощению широких творческих начал и развивающих ресурсов.

Баховские сочинения, обладая особыми свойствами, являют своего рода «матрицу» для последующих действий в создании различных исполнительских версий. Важно отметить, что именно данный тип текста, назовем его - редуцированный, обладает наибольшей возможностью активного с ним взаимодействия в направлении вариантного реконструирования.

Довольно часто, исследователи обращают внимание на функциональность нотной фиксации музыки барокко, которая воспринимается интерпретатором как некий творческий импульс и может расшифровываться индивидуально в зависимости от творческих замыслов композитора. Существующие в ту пору традиции, такие как: особые качества нотного текста с особыми правилами развертывания музыкального материала, предполагали проявление творческих возможностей и стимулировали воображение. Все это сформировало   высокий уровень музыкальных знаний и умений исполнителей в Германии в XVII-XVIII вв. Данные процессы не прошли бесследно, а вылились в ряд сочинений и руководств по приобретению разнообразных исполнительских навыков. Необходимо перечислить наиболее известные и дошедшие до нашего времени сочинения и руководства:

  • клавирные произведения И. С. Баха;
  • «Инвенции» «Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана Баха и Анны Магдалены Бах;
  • «Музыкальное руководство» Э. Нидта;
  • «Музыкальная азбука» И. К. Симона.

Учитывая специфику барочного текста, встречаемого в перечисленных пособиях, вырабатывался шаблон исполнительских преобразований. Умения, мобильность и импровизационность открывали путь к воплощению широких творческих начал и развивающих ресурсов.

Многие отечественные исследователи отмечают в клавирном творчестве И. С. Баха неограниченный художественный и зашифрованный потенциал, расшифровать который, принялись многие баховеды. Применимая в музыкознании система терминов и понятий семантического анализа, стала подразделять на смысловые структуры - особые единицы музыкального текста, реализуемые в сюжетно-ситуационных знаках, используемых в эпохе барокко. Примером могут служить «вопросно- ответные» модели диалогов. Ряд баховедов используют понятие интонационная лексика – комплекс интонационных формул, имеющих систему значений. Расшифровка словаря интонационного поля помогает исполнителю объективно выстроить или создать множество версий в опоре на уже сформировавшуюся установку «исполнитель=композитор». Данная позиция обеспечивает современному музыканту возможность выстроить различные варианты исполнения и варьирования авторского текста с целью новых интересных опытов исполнения и возрождения барочного искусства. Данные исследования можно представить в виде такой системы:

Анализ интонационного поля барокко бесспорно важен исполнителю, так как с одной стороны служит основой грамотного исполнения музыкального текста, а с другой - является многовариантным потенциалом для будущих сочинений.

В связи с этим, необходимо коснуться уже принятого в мировой музыкальной классике термина - Барокко-джаз.

Помимо уже существующих терминов, в музыковедческой литературе встречается еще один термин, введённый американским исследователем У. Саржентом - барокко-джаз («Jazzing the classics») означающий «оджазирование классики». В отечественной литературе чаще используется сокращенное название - джаззинг, определяющее современную авторскую композицию, материал которой базируется на использовании определенных известных джазовых лексем (свинг, фанк, блюз и др.) при этом сохраняя важные структурные принципы полифонической структуры. Оджазирование именно классической музыки волновала многих исследователей, в связи с полемикой о легитимности джазовой адаптации произведений классической музыки. Но, такие термины как «джазовый стиль», или «игра в джазовой манере» являются в некоем роде синонимами.  Яркие примеры джаззинга И. С. Баха встречаются в исполнениях Ж. Люсье и многих других исполнителей.

Это репрезентативный вариант транскрипции классических полифонических композиций, допускающий незначительный отход от авторской версии и привнесение в композицию элементов джазовой стилистики (артикуляция, штрихи, ритмика, гармония).

В творческом наследии композиторов ХХ века наблюдается композиции, в которых джазовые лексемы проникают в авторскую композицию, и при этом не изменяет центральный элемент – тему.

Какими же музыкальными средствами, аранжировщики смогли передать в полной мере инвенцию И.С. Баха?

Уровень привнесения элементов джазовых лексем влияет на особенности формы. Именно от композиторского чутья мышления можно выявить взаимодействие академической музыки с джазовой. Специфику понятия джаззинг-инвенции можно рассматривать через взаимодействие идиом джаза и структурных особенностей малых полифонических произведений. Прежде чем, необходимо коснуться первоочередного элемента – темы, поскольку она выступает определяющим фактором для джазового сочинения.

Структурная модель темы и ее принцип -развертывание, в эпоху барокко рассматривалась как зарубежными, так и отечественными исследователями. Эрнест Курт, Фишер  рассматривали в ракурсе линеарно-контрапунктической точки развития полифонии. Несколько в стороне находится, забытая позиция Фридриха Блуме, свидетельствующая о развертывании модели и ее развитии во внутренней связи мотивов на основе выведения одного из другого. И, «понятия ядро» и «развертывание» как важные функциональные разделы полифонического сочинения принадлежат советским музыковедам Л. Мазелю и В. Цуккерману. Обобщая свойства и качества классической структурной модели развертывания темы можно констатировать важные принципы: цельность, монолитность; тенденция к равноправию частей-фраз; свобода комбинирования; движение по кругу.

Типичная барочная структура «ядро - развертывание» была успешно заимствована в тему джазовой версии сочинения. Общим остался принцип концентрации оригинального материала в ядре темы и индивидуализированного в развертывании. Черты барочной эпохи проникли в джазовую модель характеризуя ее на непрерывном видоизменении тематического ядра.

Это можно отобразить в схеме:

Принятая в джазовом мире форма выражена следующим образом:

А А1 В (coda)

Помимо общих черт, связывающих барочное и джазовое искусство, также необходимо указать в таблице и другие способы взаимодействия музыкального текста:

Барочные традиции:

 

Джазовый вариант

Дублирование голосов

Дублировка с помощью различных инструментов

Регистровое

Регистровый диалог инструментов

Техника генерал-баса

джазовый «блуждающий бас»

Орнаментирование

Опевание блюзовых тонов

Приемы «ars combinatoria»

«игра с моделью», вариативность музыкального текста

Диалог голосов

Диалог со стилем

 

Реконструируя авторский текст, джазовые исполнители воплощают свою идею в образе трио или оркестра. разделяя на смысловые сегменты и соответственно на quasi-тембровое звучание. Способ трансформирования полифонического сочинения в оркестровую партитуру и разнообразные возможности моделирования текста в рамках стилистических норм способны развить навыки свободного музицирования и импровизации. Конечно, подобный творческий опыт мы наблюдаем уже несколько десятилетий.

Список литературы

  1. Барбан, Е. Черная музыка, белая свобода: музыка и восприятие авангардного джаза / Е. Барбан. – СПб., Композитор: 2007. – 283 с.
  2. Бирюков, С. Импровизационность в музыке // Сов.муз 1977, №3, с.118
  3. Каратыгина, М. Неевропейские влияния в современной поп- музыке и джазе // Популярная музыка и традиции неевропейских культур: пути развития и взаимодействия. Вып. 3. – М.: 1989. С. 22-34
  4. Конен, В. Д. Пути американской музыки: Очерки по истории музыкальной культуры США. 2-е изд., доп. – М.: Музыка, – 1965. – 524 с.
  5. Саржент, У. Джаз: генезис, музыкальный язык, эстетика / У. Саржент. Пер с англ. И примечание к книге Озерова В. – М.: Музыка, 1987. – 294 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее