Местное самоуправление является ключевым элементом конституционного устройства России, обеспечивается, защищается и функционирует на протяжении всей территории страны.
Местное самоуправление в России представляет собой механизм реализации властных полномочий гражданами на местном уровне в соответствии с положениями Конституции РФ, федеральными законами, и когда это предусмотрено федеральными законами, законодательством субъектов Федерации. Это позволяет населению самостоятельно и на основе личной ответственности принимать решения по управлению местными делами, учитывая общественные интересы и воплощая местные традиции и исторические особенности в решениях местного значения.
Принцип разнообразия структур местного самоуправления составляет фундамент для создания его системы. Он является ключевым в архитектуре местного управления и предоставляет жителям возможности выбирать подходящие формы представления их интересов в муниципальной сфере.
В соответствии с первой частью 34 статьи Федерального закона № 131-ФЗ, принятого 6 октября 2003 года и озаглавленного "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организационная структура местного самоуправления включает в себя: представительный орган муниципального образования, главу муниципального образования, местную администрацию, которая выступает в роли исполнительно-распорядительного органа, контрольный орган муниципального образования, а также другие органы и выборные должностные лица местной власти, задачи и полномочия которых определены в уставе муниципального образования и направлены на решение вопросов, имеющих локальное значение.
В состав организационной структуры муниципального управления Кожевниковского района, находящегося в Томской области, входят следующие ключевые элементы: представительный орган - Дума района, исполнительная власть, возглавляемая Главой района, Администрация района, которая занимается текущим управлением, и Контрольная комиссия, осуществляющая надзор за законностью муниципальных решений и финансовой деятельностью.
- Дума Кожевниковского района является избранным представительным органом местного управления, имеющим полномочия выражать интересы жителей района и осуществлять принятие решений от их имени, которые имеют силу на его территории.
Законодательный орган Кожевниковского района — Дума, формируется через муниципальные выборы, где депутаты избираются гражданами на пятилетний срок. Выборы проводятся в соответствии с принципами всеобщего, равного права голоса и заключаются в тайном бюллетене. В соответствии с нормативными актами, представительство от каждого населенного пункта ограничено таким образом, что его депутаты не могут составлять более 40% от общей численности депутатского корпуса Думы региона.
В Думе Кожевниковского района служат 15 депутатов. Этот орган местного самоуправления формируется на основе мажоритарной системы выборов, предусматривающей создание избирательных округов, где распределяются множественные мандаты.
- Лидер Кожевниковского района выбирается через голосование большинством членов Кожевниковской районной Думы среди претендентов, отобранных конкурсной комиссией после проведения конкурсного отбора. Этот избранный руководитель занимает должность главы исполнительного органа власти Кожевниковского района, управляя его Администрацией. Длительность его полномочий установлена в пять лет.
Руководитель Кожевниковского района, занимающий верхнюю ступень в иерархии управления муниципалитетом Кожевниковский район, обладает уникальными полномочиями и правомочиями для урегулирования дел местного уровня, которые определены Федеральным законодательством, законодательными актами субъекта и уставом района.
- Администрация Кожевниковского района функционирует как орган местной власти, отвечающий за управление делами муниципалитета Кожевниковский район, обладающий автономией в решении вопросов на местном уровне.
Управление Кожевниковским районом осуществляется под наблюдением Главы района и находится в юрисдикции Думы района Кожевниковск.
Территориальные и отраслевые (функциональные) структуры формируют основу Администрации Кожевниковского района.
- Административные структуры, подчиняющиеся Администрации Кожевниковского района, это управленческие органы сельских территорий.
В Кожевниковском районе расположено 38 населенных пунктов, объединённых в 8 сельских поселений, где проживает в целом 20183 жителя.
- Секторальные или функциональные отделы занимаются специфическими областями муниципальной работы, включая управление финансами, общинным имуществом, использование природных ресурсов и прочее. В то же время, разграничение между функциональными и секторальными структурами является относительным, поскольку в каждой отдельной области предполагается выполнение задач по планированию, учету ресурсов и другим аналогичным функциям.
Специализированные структурные подразделения Администрации Кожевниковского района, включая управления и отделы, наделены полномочиями для регулирования различных аспектов местной экономики и социальной инфраструктуры.
Конкретно, за управление структурными подразделениями отвечают заместители руководителя Кожевниковского района, включая:
- первого заместителя Главы Кожевниковского района, который отвечает за целый ряд важных сфер, в том числе за развитие градостроительства, управление транспортной инфраструктурой, обеспечение надлежащего состояния и развитие дорожной сети, а также за сферы обслуживания населения, включая Жилищно-коммунальное хозяйство, услуги почты и связи, а также за поддержание систем электро- и газоснабжения в населенных пунктах. Его роль также включает руководство комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также координацию работы других целевых комиссий, занимающихся вопросами в его сфере компетенции.
- Заместитель Главы Кожевниковского района по социальной политике, выполняет функции координатора в сфере здравоохранения и взаимодействия со СМИ. Он руководит деятельностью различных отделов, в том числе отделов образования, культуры, физкультуры и спорта, молодежной политики, а также отделов, занимающихся вопросами опеки, попечительства, ЗАГСа и архивного дела. Также активно организует сотрудничество с некоммерческими организациями и возглавляет как комиссию по делам несовершеннолетних, так и другие специализированные комиссии, занимающиеся ключевыми направлениями в области общественной политики.
- Заместитель Главы Кожевниковского района, отвечающий за экономические и финансовые аспекты, осуществляет координацию деятельности в сфере розничной торговли и услуг общественного питания, способствует развитию аграрного сектора, а также непосредственно руководит департаментами, занимающимися сельским хозяйством, экономическим развитием и привлечением инвестиций. Он также находится во главе различных комиссий, которые фокусируются на ключевых направлениях работы [4].
Организационное устройство, принципы создания, компетенции и механизмы функционирования департаментов, секций и прочих структурных единиц регламентируются нормативными документами, которые подписывает руководитель Кожевниковского района.
- Контрольная комиссия муниципалитета Кожевниковский район выступает в роли непрерывно функционирующего органа, который осуществляет внешний контроль за муниципальными финансами.
В процессе проведения внешнего муниципального финансового аудита, Контрольно-счетная комиссия муниципального образования Кожевниковский район действует в строгом соответствии с основополагающими принципами Конституции РФ, применяя нормы федерального и регионального законодательства Томской области, следует муниципальным нормативно-правовым документам, обращая внимание также на установленные стандарты внешнего муниципального финансового надзора.
Территориальная избирательная комиссия представляет собой муниципальную структуру, стоящую вне системы органов местного самоуправления.
Избирательная комиссия Кожевниковского района Томской области задействуется в организационной подготовке и реализации процессов избирательных кампаний для заседаний местных самоуправлений, осуществлении местных референдумов, процедурах отзыва депутатов и выбранных представителей местных властей, а также в проведении голосований по вопросам корректировки границ территории и структурных изменений в управлении района.
Избирательная комиссия функционирует в режиме непрерывной работы. Период полномочий указанного органа равен пяти годам, начиная отчет с момента проведения его инициирующего заседания.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "О общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" задает четкие контуры устройства органов местного самоуправления. Закон указывает на необходимость включения в эту структуру представительного органа, руководителя муниципалитета, исполнительного органа в лице местной администрации и органа финансового контроля. Важно учитывать и ключевые концептуальные аспекты системы местного самоуправления в России, в частности, принцип автономии местного самоуправления. Этот принцип предусматривает, в числе прочего, право граждан самостоятельно формировать структуру органов местного управления.
Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления производится преимущественно за счет доходов, генерируемых бюджетами соответствующих территориальных единиц [3].
Так, ключевыми характеристиками органов местного управления служат:
- Выборы должны проводиться жителями муниципалитета в рамках муниципального голосования либо учреждаться представительской властью муниципального образования;
- Они должны обладать независимыми полномочиями для разрешения локальных проблем;
- Правовое положение, включая компетенции местных органов самоуправления, должно быть закреплено в уставе муниципалитета.
Три ключевые характеристики органа местного самоуправления обязаны совмещаться совместно, формируя фундамент его положения.
Список литературы
- Авакьян С.А., Лютцер В.Л., Пешин Н.Л. и другие авторы представили учебное пособие по муниципальному праву России. Издание было выпущено в Москве издательством "Проспект" в 2011 году и насчитывает 544 страницы
- Основной закон Российской Федерации, утвержденный народным голосованием 12 декабря 1993 года, включает изменения, внесенные федеральными конституционными законами № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ от 30 декабря 2008 года, № 2-ФКЗ от 5 февраля 2014 года, а также № 11-ФКЗ от 21 июля 2014 года
- О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. Муниципальное право РФ. Учебное пособие. Москва: Проспект, 2011. 672 с.
- Регламентирующий документ, устанавливающий основные принципы управления и организационную структуру Кожевниковского муниципального района в Томской области, был утвержден решением местного законодательного органа – Думы Кожевниковского района 18 июня 2015 года, под номером 393 и позднее модифицирован согласно решению от 19 декабря 2024 года под номером 297
- ФЗ № 131 от 06.10.2003 (редакция от 13.12.2024) "О базовых принципах функционирования местного самоуправления в РФ" (с изменениями и дополнениями, активируется с 01.01.2025)