Проблемы нормативного регулирования системы бухгалтерского учета

Проблемы нормативного регулирования системы бухгалтерского учета

Статья посвящена проблеме реформирования системы бухгалтерского учета в РФ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 33 (35), Октябрь ‘21

Поделиться

Как известно из норм гражданского права – предпринимательство это деятельность, направленная на получение прибыли. Гражданский Кодекс РФ не раскрывает понятие прибыли, понятие которой определено нормами законодательства о бухгалтерском учете, а также иными экономическими дисциплинами. Таким образом, уже в самом понятии предпринимательской деятельности определена неразрывная связь с бухгалтерским учетом и экономическими науками. Предпринимательская деятельность осуществляется в различных отраслях, отличается объемом, способами ее ведения, видами деятельности, т.е. она очень многообразна. Между тем, бухгалтерский учет ведется унифицировано всеми коммерческими организациями. Унификация в порядке отражения хозяйственных операций и результатов деятельности необходима не только для осуществления функции государственного управления и администрирования, но также она необходима иным заинтересованным пользователям, которые на основании данных принимают решения в отношении конкретной организации. В связи с существенной ролью бухгалтерского учета в предпринимательской деятельности государства на высшем уровне регулируют правила ведения бухгалтерского учета и отчетности. В Российской Федерации правила бухгалтерского учета регулируются Федеральным законом РФ № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учете», Приказами Минфина РФ, в частности федеральными стандартами бухгалтерского учета, отраслевыми стандартами бухгалтерского учета, а также нормативными акты ЦБ РФ. Особенности учета в отдельной организации регулируются рекомендациями в области бухгалтерского учета, а также закрепляются в учетной политике организации. Кроме того, унификация бухгалтерского учета осуществляется применением единого плана счетов бухгалтерского учета. Кроме того, до 01.01.2013 г. в РФ все хозяйственные операции оформлялись унифицированными первичными документами, обязательное применение которых было отменено с принятием нового закона «О бухгалтерском учете». Особенностью ведения бухгалтерского учета в РФ является его формирование из норм советского бухгалтерского учета. В настоящее время законодатели пытаются реформировать российский бухгалтерский учет, взяв за основу принципы международных стандартов бухгалтерского учета. Пока это плохо получается. Рассмотрим необходимость и цели реформ в области бухгалтерского учета в РФ. 

Сложившаяся к 2000 году система бухгалтерского учета в РФ полностью выросла на нормах и принципах советской системы, в основе которой был точный учет имущества и обязательств с целью обеспечения сохранности этого имущества. Несмотря на то, что уже с середины 80-х годов прошлого века в СССР появились коммерческие предприятия (кооперативы, хозрасчетные предприятия) нормативные требования к ведению бухгалтерского учета были неизменны. Сформированная в СССР система учета позволяла государству четко отслеживать наличие активов (запасов, основных средств, иного имущества) и обязательств, что обеспечивало достижение цели – сохранность социалистической собственности. Начиная с 2000 г. годов законодатели пытаются провести реформу бухгалтерского учета в РФ с целью обеспечения текущих потребностей пользователей. Ведь в период развития капитализма (а именно этот период проходит РФ) цель учета для предпринимателя - это получение аналитических данных о финансовом состоянии организации, позволяющих провести анализ текущего финансового положения, и принятия управленческих решений на основе данного анализа. В Постановлении Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» сказано, что «Изменение системы общественных отношений, а также гражданско - правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Именно в целях изменения такого положения дел разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». 

В программе было указано на необходимость подготовки изменений и дополнений в закон «О бухгалтерском учете» - задача выполнена через 13 лет путем принятия нового закона. 

Также в программе было указано на необходимость в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований международных стандартов;

В настоящий момент реформирование системы бухгалтерского учета не завершено. В 2021 г. вступил в силу первый федеральный стандарт 5/19 «Запасы», разработанный на основе МСФО, с 2022 г. в силу вступят еще 3 стандарта. Понятно, что до полного перехода на МСФО в РФ еще очень далеко. Таким образом, через 23 года после принятия программы реформирования ее основное положение не выполнено. 

Также в программе было предусмотрено пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации, а также планы счетов бухгалтерского учета». Данное требование выполнено в 2011 г. при приятии нового закона. 

Почему же заявленная программа реформирования бухгалтерского учета так медленно реализуется в РФ, что мешает законодателям выполнить ее положения. В данном случае, при ее реализации возник конфликт соблюдения интересов государства и бизнеса. 

«Специфика конфликта власти и бизнеса проявляется в том, что бизнес нацелен на решение проблем отдельных частных лиц и структур. Власть же в своих действиях обязана ориентироваться на интересы общества, регулируя рынок и ограничивая рыночную свободу. В результате на бизнес-структуры накладывается определенная социальная ответственность, например, экологические требования к производству, определенные стандарты трудовых отношений и пр. (Антонова А.Ю. Конфликт интересов власти и бизнеса в современной России. ЖУРНАЛ «БИЗНЕС. ОБЩЕСТВО. ВЛАСТЬ». Сентябрь 2020. №2-3 (36-37)).

Важной целью государства является пополнение доходов бюджета за счет налогов, поступающих от коммерческих организаций. Данная цель достигается унифицированной, жестко урегулированной системой учета и отражения в отчетности сведений об имуществе и иных объектах налогообложения. Данное требование закреплено в ст. 54 Налогового Кодекса РФ. Уменьшая объем единых требований и предлагая их замену на откуп профессиональному мнению бухгалтера, государство имеет риск искажений сведений об имуществе, что приведет к уменьшению налоговых поступлений. Действия законодателей по реформированию бухгалтерского учета вызывают вопросы у профессионального сообщества:

С момента вступления в силу Федерального закона РФ № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учете» хозяйствующие субъекты не обязаны применять унифицированные формы первичных документов. При этом, при принятии данного положения закона законодателями не учтено, что РФ имеет огромную территорию, отдельные организации оторваны друг от друга большими расстояниями, а также расположены в различных часовых поясах. Кроме того, в современном мире все большее значение имеет электронный документооборот, что требует унификации первичной документации.  Таким образом, возможность применения собственных первичных документов, в настоящее время, практически исключена. Кроме того, в отдельных нормативных документах хозяйствующие субъекты обязуют применять те или иные унифицированные документы. Например, в Уставе автомобильного транспорта закреплено использование транспортной накладной. Таким примеров можно привести множество. Приведенный выше пример реформирования законодательства в области бухгалтерского учета свидетельствует о формальном выполнении законодателями утвержденной реформы бухгалтерского учета. 

Проведенные автором исследования в области нормативного регулирования бухгалтерского учета позволяют сделать вывод о низком исполнении программы реформирования бухгалтерского учета. При этом, специалисты – практики считают, что программа реформирования бухгалтерского учета, принятая более 20 лет назад, изжила себя. Данная программа принималась в других экономических и политических реалиях, поэтому ее дальнейшее исполнение не является целесообразным. К сожалению, в настоящее время, принятие нормативных актов не согласовывается со специалистами, имеющими практический опыт, поэтому новые нормативные акты имеют низкий процент исполнения. Например, в связи с отсутствием подготовленных кадров, мало в каких организациях отражаются сведения об условных фактах хозяйственной деятельности или оценочных обязательствах. Принимая нормативные документы, законодатель должен всегда учитывать возможность и целесообразность применения их в практической деятельности, кадровыми ресурсами, которые осуществляют реальную деятельность. Сравнивая тексты нормативных документов, принятых в 30-х годах прошлого века с современными, делаешь вывод о умении в прошлые годы формулировать нормы законодательства простым и доступным языком, понятным исполнителям как применять данный документ.  Современные нормативные документы сложны для понимания не только исполнителям, но даже специалистам Минфина РФ, дающим противоречивые разъяснения по одним и тем же вопросам. Исследуя тексты современных нормативных документов в области бухгалтерского учета, можно констатировать факт – данные документы в большинстве случаев не очень качественный перевод с иностранного языка.  

Особенность РФ состоит в особом состоянии ее современного развития. С одной стороны, в обществе разрушены принципы, заложенные за годы существования СССР, с другой – не сформулированы цели развития общества на перспективу. Существующий идеологический вакуум приводит к низкой управленческой дисциплине и отсутствию у законодателей целеполагания при принятии новых нормативных документов. 

С учетом положения РФ в мировой экономике, периоде политических и конъюнктурных действий иностранных государств в отношении РФ, представляется что на государственном уровне необходим пересмотр ранее заявленных целей и принципов формирования бухгалтерского учета, а именно:

  1. Целью реформирования системы бухгалтерского учета должно быть признано приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики с учетом достижений технического прогресса. Признать отсутствие необходимости повсеместного внедрения Международных стандартов финансовой отчетности;
  2. Проведение реформы бухгалтерского учета с учетом возросшего влияния на управленческие процессы и учетные функции применяемого искусственного интеллекта, цифровизации процессов в экономике, усиления унификации первичной документации и операций в хозяйственной практике;
  3. Внесения изменений в Гражданский Кодекс РФ, в части урегулирования в нем фактически заключаемых организациями хозяйственных договоров: например, на передачу функций заказчика, инвестиционных договоров, дистрибьютерский договор, рамочный договор;
  4. Утверждения единых требований к порядку ведения раздельного учета операций, связанных с отражением операций, осуществляемых в рамках исполнения государственных заказов;
  5. Формирования единых требований в системе бухгалтерского учета к операциям, учитываемых для налогообложения. В целях упрощения учета доходов и расходов, принимаемых для целей налогообложения прибыли, внесение изменение в главу 25 НК РФ, в которой приблизить правила налогового и бухгалтерского учета. Данное изменение упростит также налоговое администрирование налога на прибыль и повысит собираемость данного налога, поскольку данные о налоговой базе будут общедоступны и понятны;
  6. Упорядочить требованиям по отражению операций, связанных с современными объектами учета: криптовалютой, интернет - ресурсами, фондовыми операциями, и иными операциями, существование которых стало возможным благодаря высоким технологиям;
  7. Внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях в части резкого повышения административной ответственности за нарушение правил ведения бухгалтерского учета, либо за искажения данных бухгалтерской отчетности. 

По мнению автора, признание Минфином РФ провала исполнения программы реформирования бухгалтерского учета, принятой в 1998 г., а также отсутствия необходимости ее выполнения, привело бы регулирующий орган к мысли о необходимости формирования новых целей реформирования, а также к формированию и утверждению новых, современных нормативных документов, регулирующих систему бухгалтерского учета в современных условиях и с учетом имеющихся внутренних и внешних угроз. Новая программа реформирования системы бухгалтерского учета необходима для развития экономики, снижения управленческих расходов, связанных с ведением налогового и бухгалтерского учета, систематизацией новых объектов, возникающих в современном мире цифровой экономики. 

Список литературы

  1. Постановлении Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности"
  2. Федеральный законом РФ № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учете»
  3. Антонова А.Ю. Конфликт интересов власти и бизнеса в современной России. ЖУРНАЛ «БИЗНЕС. ОБЩЕСТВО. ВЛАСТЬ». Сентябрь 2020. №2-3 (36-37)

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary