Актуальность
Правильность подбора программы тренировок представляет собой важный аспект физического здоровья и дальнейшей спортивной производительности. Непрерывный рост спортивных достижений связан с возрастающими тренировочными нагрузками, повышая требования к спортсмену и к качеству спортивных занятий, эффективности их воздействия.
Введение
Современные тенденции в развитии спорта, особенно студенческого, в нашей стране предполагают возможность создания условий для совмещения профессиональной спортивной деятельности и обучения в высших учебных заведениях. После окончания таких образовательных учреждений спортсмены не утрачивают приобретенных в спортивной школе навыков и имеют возможность войти в состав национальных сборных или шанс попасть в профессиональные команды. Одним из важных факторов, побуждающих будущих студентов спортсменов поступать в вузы, является возможность продолжать заниматься спортом во время учебы. В этом контексте приобретают особую актуальность вопросы, связанные с исследованием структуры и функционированием тренировочного процесса на хоккеистов.
В этой статье мы рассмотрим значимость физической подготовки для хоккеистов, акцентируя внимание на ключевых аспектах тренировочного процесса, которые необходимы для достижения успеха на льду.
В хоккее специальная физическая подготовка направлена на достижение и сохранение оптимальной физической формы игрока, которая обеспечивает его высокую результативность на площадке. Рост скорости и жесткости игры привел к акцентированию внимания на физическую подготовку спортсменов. Физически подкованные игроки способны и могут сохранять активность как в атаке, так и в защите в течение всего матча. В современном хоккее, как сегодня, так и завтра, главным приоритетом является максимально быстрый темп игры на протяжении всего матча.
Цель исследования – на основе анализа тренировочной деятельности и результативности команды в регулярном чемпионате студенческого хоккея, выявить более результативный комплекс упражнений для улучшения статистики команды в различных условиях и личных достижений.
Задачи
Провести теоретический анализ специальной физической подготовки игроков в хоккей. Путём исследования оценить эффективность предложенной системы.
Методика и организация исследования
В качестве базы для исследования взята хоккейная команда Сибирского государственного университета путей сообщения - СГУПС «Локомотив». Анализ тренировочной деятельности проводился в аспекте определения оптимальности подходов к тренировочной деятельности в студенческом хоккее, выявления основных проблем в формировании программы тренировок. Исследования проводились с учётом разного игрового опыта студентов и брались средние данные всей группы. Предполагалось, что если использовать специальные комплексы упражнений на тренировках студентами, то это повысит их эффективность в игре.
Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности [7, с. 60].
1. Основные аспекты для выявления в физических упражнениях:
-начальное положение;
-движение частей тела;
-направление движения.
2. Мышечные группы, работающие при выполнении конкретных упражнений:
-амплитуда;
-скорость;
-сила и направления работы мышц;
-согласованность и ритм;
-количество или длительность;
-частота. 
При выборе вида тренировки нужно также учитывать какие навыки более необходимы, на какие предполагается делать акцент.
Результаты исследования и их обсуждение
Тестирование проводилось в начале и в конце эксперимента. Для оценки специальной физической подготовленности хоккеистов применялись следующие тесты: 1. Бег 30м на коньках (сек). 2. Бег спиной вперед 30м на коньках (сек). 3. Челночный бег на коньках 6х9 (сек). 4. Броски в ворота за минуту (кол-во раз). 5.Бег 10 кругов на коньках (мин). 6. Прыжок в длину с места (см). 7. Скорость броска в створ ворот (сек). 8. Подтягивание из виса на перекладине (кол-во раз). 9. Поднимание туловища за 1 мин. (кол-во раз). Данные исследования указаны в таблицах 1, 2.
Таблица 1.
Начальные показатели физической подготовки студентов
| 
			 №  | 
			
			 Тест  | 
			
			 Этапы исследования  | 
		|
| 
			 тестирование  | 
			
			 2 тестирование  | 
		||
| 
			 1.  | 
			
			 Бег 30м на коньках  | 
			
			 6,06±0,3  | 
			
			 ±0,52  | 
		
| 
			 2.  | 
			
			 Бег спиной вперед 30м на коньках  | 
			
			 6,49±0,43  | 
			
			 ±0,89  | 
		
| 
			 3.  | 
			
			 Челночный бег на коньках 6х9  | 
			
			 15,14±2,75  | 
			
			 ±2,13  | 
		
| 
			 4.  | 
			
			 Броски в створ ворот за минуту  | 
			
			 28р, ±2  | 
			
			 ±1  | 
		
| 
			 5.  | 
			
			 Бег 10 кругов на коньках  | 
			
			 6,59, ±0,94  | 
			
			 ±1,58  | 
		
| 
			 6.  | 
			
			 Прыжок в длину с места  | 
			
			 158, ±15,5  | 
			
			 ±19  | 
		
| 
			 7.  | 
			
			 Скорость броска в створ ворот  | 
			
			 3,±1,5  | 
			
			 ±1,60  | 
		
| 
			 8.  | 
			
			 Подтягивание из виса на перекладине  | 
			
			 8,±4  | 
			
			 7±2  | 
		
| 
			 9.  | 
			
			 Поднимание туловища за 1 мин  | 
			
			 11±2,75  | 
			
			 ±2,25  | 
		
В эксперименте участвовали студенты хоккеисты в возрасте от 18 до 22 лет, объединенные в группу из 30 человек. Ключевым аспектом исследования стало целенаправленное применение специальных упражнений в экспериментальной группе, направленных на развитие физических навыков, специфичных для хоккея. Эффективность данного подхода можно улучшить в спортивном зале с использованием техник флорбола. Специально-подготовительные силовые упражнения проводились вне льда, в зале, с учетом основного тренировочного процесса. Среди них выделяются следующие:
Таблица 2.
Комплекс упражнений для студентов
| 
			 Частные задачи  | 
			
			 Содержание  | 
			
			 Дозировка  | 
			
			 Методические приемы обучения, воспитания и организации  | 
		
| 
			 Развивать ловкость рук для уверенного броска  | 
			
			 1) Броски шайбы без шага 2) Броски шайбы с шагом 3) Броски шайбы стоя на 1м колене 4) Броски шайбы на всю длину зала  | 
			
			 8 мин. По 20 бросков  | 
			
			 Студенты располагаются на боковых линиях в шеренгах, по сигналу выполняют задание, сначала первая шеренга, потом вторая.  | 
		
| 
			 Совершенствование техники приема шайбы в движении в сочетании с другими действиями  | 
			
			 1) Прием шайбы «роллинг» 2) Прием шайбы с одного отскока 3) Прием «неудобного» мяча  | 
			
			 8 мин. По 20 раз.  | 
			
			 к животу – груди  | 
		
| 
			 Улучшение техники владения шайбы в движении в усложненных условиях  | 
			
			 1) Прием шайбы «флай» из различных положений  | 
			
			 15 мин.  | 
			
			 Студенты располагаются в дальнем левом углу спортзала  | 
		
| 
			 Улучшение техники приема и броска в движении в условиях переключения внимания  | 
			
			 2) Прием и бросок шайбы в движении от лицевой линии до центральной линии; от центральной линии до противоположной лицевой линии; от лицевой линии до лицевой линии.  | 
			
			 7 - 8 раз 5 минут  | 
			
			 Выполняется из разных точек зала  | 
		
| 
			 Улучшение техники «отбивания» шайбы  | 
			
			 Отбивание шайбы летящего на разной высоте  | 
			
			 15 минут  | 
			
			 Стараться не отбивать «не удобные» мячи  | 
		
| 
			 упражнения для развития быстроты  | 
			
			 по зрительному сигналу рывки с места с максимальной скоростью на 5, 10,15м.  | 
			
			 5 раз 10 минут  | 
			
			 Следить за дыханием Рывки из различных исходных положений в различных направлениях.  | 
		
| 
			 упражнения для развития быстроты  | 
			
			 Упражнения с шайбой у стенки, связанные с бросками и ловлей отскочившей шайбы в максимально быстром темпе.  | 
			
			 15 минут  | 
			
			 Концентрация на упражнении, а не на время.  | 
		
| 
			 упражнения для развития выносливости  | 
			
			 Интервальный бег на коротких отрезках с макс. скоростью.  | 
			
			 20 минут  | 
			
			 Студенты располагаются в линиях  | 
		
| 
			 Упражнение на внимательность  | 
			
			 Отбор шайбы  | 
			
			 15 минут  | 
			
			 Выбивание или отаскивание  | 
		
Рекомендуется выполнять данные упражнения на скользкой поверхности. При скольжении активизируется большее количество мышц, и тело начинает проявлять сопротивление. Это значительно увеличивает эффективность тренировок. В процессе выполнения таких упражнений активно работают мышцы корпуса, плеч и бедер.
Таблица 3.
Заключительные показатели физической подготовки студентов
| 
			 №  | 
			
			 Тест  | 
			
			 Этапы исследования  | 
		|
| 
			 тестирование  | 
			
			 2 тестирование  | 
		||
| 
			 1.  | 
			
			 Бег 30м на коньках  | 
			
			 5,05±0,5  | 
			
			 ±0,52  | 
		
| 
			 2.  | 
			
			 Бег спиной вперед 30м на коньках  | 
			
			 4,98±0,47  | 
			
			 ±0,6  | 
		
| 
			 3.  | 
			
			 Челночный бег на коньках 6х9  | 
			
			 13,14±2,12  | 
			
			 ±2  | 
		
| 
			 4.  | 
			
			 Броски в створ ворот за минуту  | 
			
			 35р, ±2  | 
			
			 ±4  | 
		
| 
			 5.  | 
			
			 Бег 10 кругов на коньках  | 
			
			 5,29, ±0,87  | 
			
			 ±1,6  | 
		
| 
			 6.  | 
			
			 Прыжок в длину с места  | 
			
			 172, ±15,5  | 
			
			 ±15  | 
		
| 
			 7.  | 
			
			 Скорость броска в створ ворот  | 
			
			 2,15, ±1,5  | 
			
			 ±1,1  | 
		
| 
			 8.  | 
			
			 Подтягивание из виса на перекладине  | 
			
			 10, ±4  | 
			
			 7±2  | 
		
| 
			 9.  | 
			
			 Поднимание туловища за 1 мин  | 
			
			 14±2,15  | 
			
			 ±2  | 
		
Выводы
- Анализ литературных источников продемонстрировал, что высокий уровень физической подготовки, достигнутый благодаря особым тренировкам, способствует более эффективному решению задач тактической подготовки и является ключевым условием для достижения игровых результатов.
 - Была разработана методика специальной физической подготовки студентов-хоккеистов, на основе тренировочного процесса вне льда.
 - Эффективность разработанной методики специальной физической подготовки студентов-хоккеистов была проверена при помощи тестов определения уровня физической подготовки.
 - Результаты демонстрируют значительное улучшение игрового опыта у спортсменов, апробацию перспективности метода, что подтверждает эффективность специальной программы упражнений в повышении физической производительности и улучшении структуры проведения тренировок.
 
Список литературы
- Быстров В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов / В.А. Быстров. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 64 с.
 - Железняк Ю.Д Спортивные игры. Совершенствование игровой подготовки хоккеистов / Ю.Д. Железняк. М.: Академия, 2004
 - Теория и методика хоккея: Учебник для студ. высших учебных заведений. – М.: Академия, 2003. – 400 с.
 - Сборник учебно-методических материалов по виду спорта "Флорбол". URL: https://infourok.ru/sbornik-uchebnometodicheskih-materialov-po-vidu-sporta-florbol-1835554.html
 - Упражнения для хоккеистов. URL: https://innovation-hc.ru/blog/uprazhneniya-dlya-xokkeistov.html
 - Специальная физическая подготовка. URL: https://studfile.net/preview/7157390/page:60/
 


