Актуальность
Правильность подбора программы тренировок представляет собой важный аспект физического здоровья и дальнейшей спортивной производительности. Непрерывный рост спортивных достижений связан с возрастающими тренировочными нагрузками, повышая требования к спортсмену и к качеству спортивных занятий, эффективности их воздействия.
Введение
Современные тенденции в развитии спорта, особенно студенческого, в нашей стране предполагают возможность создания условий для совмещения профессиональной спортивной деятельности и обучения в высших учебных заведениях. После окончания таких образовательных учреждений спортсмены не утрачивают приобретенных в спортивной школе навыков и имеют возможность войти в состав национальных сборных или шанс попасть в профессиональные команды. Одним из важных факторов, побуждающих будущих студентов спортсменов поступать в вузы, является возможность продолжать заниматься спортом во время учебы. В этом контексте приобретают особую актуальность вопросы, связанные с исследованием структуры и функционированием тренировочного процесса на хоккеистов.
В этой статье мы рассмотрим значимость физической подготовки для хоккеистов, акцентируя внимание на ключевых аспектах тренировочного процесса, которые необходимы для достижения успеха на льду.
В хоккее специальная физическая подготовка направлена на достижение и сохранение оптимальной физической формы игрока, которая обеспечивает его высокую результативность на площадке. Рост скорости и жесткости игры привел к акцентированию внимания на физическую подготовку спортсменов. Физически подкованные игроки способны и могут сохранять активность как в атаке, так и в защите в течение всего матча. В современном хоккее, как сегодня, так и завтра, главным приоритетом является максимально быстрый темп игры на протяжении всего матча.
Цель исследования – на основе анализа тренировочной деятельности и результативности команды в регулярном чемпионате студенческого хоккея, выявить более результативный комплекс упражнений для улучшения статистики команды в различных условиях и личных достижений.
Задачи
Провести теоретический анализ специальной физической подготовки игроков в хоккей. Путём исследования оценить эффективность предложенной системы.
Методика и организация исследования
В качестве базы для исследования взята хоккейная команда Сибирского государственного университета путей сообщения - СГУПС «Локомотив». Анализ тренировочной деятельности проводился в аспекте определения оптимальности подходов к тренировочной деятельности в студенческом хоккее, выявления основных проблем в формировании программы тренировок. Исследования проводились с учётом разного игрового опыта студентов и брались средние данные всей группы. Предполагалось, что если использовать специальные комплексы упражнений на тренировках студентами, то это повысит их эффективность в игре.
Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности [7, с. 60].
1. Основные аспекты для выявления в физических упражнениях:
-начальное положение;
-движение частей тела;
-направление движения.
2. Мышечные группы, работающие при выполнении конкретных упражнений:
-амплитуда;
-скорость;
-сила и направления работы мышц;
-согласованность и ритм;
-количество или длительность;
-частота.
При выборе вида тренировки нужно также учитывать какие навыки более необходимы, на какие предполагается делать акцент.
Результаты исследования и их обсуждение
Тестирование проводилось в начале и в конце эксперимента. Для оценки специальной физической подготовленности хоккеистов применялись следующие тесты: 1. Бег 30м на коньках (сек). 2. Бег спиной вперед 30м на коньках (сек). 3. Челночный бег на коньках 6х9 (сек). 4. Броски в ворота за минуту (кол-во раз). 5.Бег 10 кругов на коньках (мин). 6. Прыжок в длину с места (см). 7. Скорость броска в створ ворот (сек). 8. Подтягивание из виса на перекладине (кол-во раз). 9. Поднимание туловища за 1 мин. (кол-во раз). Данные исследования указаны в таблицах 1, 2.
Таблица 1.
Начальные показатели физической подготовки студентов
№ |
Тест |
Этапы исследования |
|
тестирование |
2 тестирование |
||
1. |
Бег 30м на коньках |
6,06±0,3 |
±0,52 |
2. |
Бег спиной вперед 30м на коньках |
6,49±0,43 |
±0,89 |
3. |
Челночный бег на коньках 6х9 |
15,14±2,75 |
±2,13 |
4. |
Броски в створ ворот за минуту |
28р, ±2 |
±1 |
5. |
Бег 10 кругов на коньках |
6,59, ±0,94 |
±1,58 |
6. |
Прыжок в длину с места |
158, ±15,5 |
±19 |
7. |
Скорость броска в створ ворот |
3,±1,5 |
±1,60 |
8. |
Подтягивание из виса на перекладине |
8,±4 |
7±2 |
9. |
Поднимание туловища за 1 мин |
11±2,75 |
±2,25 |
В эксперименте участвовали студенты хоккеисты в возрасте от 18 до 22 лет, объединенные в группу из 30 человек. Ключевым аспектом исследования стало целенаправленное применение специальных упражнений в экспериментальной группе, направленных на развитие физических навыков, специфичных для хоккея. Эффективность данного подхода можно улучшить в спортивном зале с использованием техник флорбола. Специально-подготовительные силовые упражнения проводились вне льда, в зале, с учетом основного тренировочного процесса. Среди них выделяются следующие:
Таблица 2.
Комплекс упражнений для студентов
Частные задачи |
Содержание |
Дозировка |
Методические приемы обучения, воспитания и организации |
Развивать ловкость рук для уверенного броска |
1) Броски шайбы без шага 2) Броски шайбы с шагом 3) Броски шайбы стоя на 1м колене 4) Броски шайбы на всю длину зала |
8 мин. По 20 бросков |
Студенты располагаются на боковых линиях в шеренгах, по сигналу выполняют задание, сначала первая шеренга, потом вторая. |
Совершенствование техники приема шайбы в движении в сочетании с другими действиями |
1) Прием шайбы «роллинг» 2) Прием шайбы с одного отскока 3) Прием «неудобного» мяча |
8 мин. По 20 раз. |
к животу – груди |
Улучшение техники владения шайбы в движении в усложненных условиях |
1) Прием шайбы «флай» из различных положений |
15 мин. |
Студенты располагаются в дальнем левом углу спортзала |
Улучшение техники приема и броска в движении в условиях переключения внимания |
2) Прием и бросок шайбы в движении от лицевой линии до центральной линии; от центральной линии до противоположной лицевой линии; от лицевой линии до лицевой линии. |
7 - 8 раз 5 минут |
Выполняется из разных точек зала |
Улучшение техники «отбивания» шайбы |
Отбивание шайбы летящего на разной высоте |
15 минут |
Стараться не отбивать «не удобные» мячи |
упражнения для развития быстроты |
по зрительному сигналу рывки с места с максимальной скоростью на 5, 10,15м. |
5 раз 10 минут |
Следить за дыханием Рывки из различных исходных положений в различных направлениях. |
упражнения для развития быстроты |
Упражнения с шайбой у стенки, связанные с бросками и ловлей отскочившей шайбы в максимально быстром темпе. |
15 минут |
Концентрация на упражнении, а не на время. |
упражнения для развития выносливости |
Интервальный бег на коротких отрезках с макс. скоростью. |
20 минут |
Студенты располагаются в линиях |
Упражнение на внимательность |
Отбор шайбы |
15 минут |
Выбивание или отаскивание |
Рекомендуется выполнять данные упражнения на скользкой поверхности. При скольжении активизируется большее количество мышц, и тело начинает проявлять сопротивление. Это значительно увеличивает эффективность тренировок. В процессе выполнения таких упражнений активно работают мышцы корпуса, плеч и бедер.
Таблица 3.
Заключительные показатели физической подготовки студентов
№ |
Тест |
Этапы исследования |
|
тестирование |
2 тестирование |
||
1. |
Бег 30м на коньках |
5,05±0,5 |
±0,52 |
2. |
Бег спиной вперед 30м на коньках |
4,98±0,47 |
±0,6 |
3. |
Челночный бег на коньках 6х9 |
13,14±2,12 |
±2 |
4. |
Броски в створ ворот за минуту |
35р, ±2 |
±4 |
5. |
Бег 10 кругов на коньках |
5,29, ±0,87 |
±1,6 |
6. |
Прыжок в длину с места |
172, ±15,5 |
±15 |
7. |
Скорость броска в створ ворот |
2,15, ±1,5 |
±1,1 |
8. |
Подтягивание из виса на перекладине |
10, ±4 |
7±2 |
9. |
Поднимание туловища за 1 мин |
14±2,15 |
±2 |
Выводы
- Анализ литературных источников продемонстрировал, что высокий уровень физической подготовки, достигнутый благодаря особым тренировкам, способствует более эффективному решению задач тактической подготовки и является ключевым условием для достижения игровых результатов.
- Была разработана методика специальной физической подготовки студентов-хоккеистов, на основе тренировочного процесса вне льда.
- Эффективность разработанной методики специальной физической подготовки студентов-хоккеистов была проверена при помощи тестов определения уровня физической подготовки.
- Результаты демонстрируют значительное улучшение игрового опыта у спортсменов, апробацию перспективности метода, что подтверждает эффективность специальной программы упражнений в повышении физической производительности и улучшении структуры проведения тренировок.
Список литературы
- Быстров В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов / В.А. Быстров. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 64 с.
- Железняк Ю.Д Спортивные игры. Совершенствование игровой подготовки хоккеистов / Ю.Д. Железняк. М.: Академия, 2004
- Теория и методика хоккея: Учебник для студ. высших учебных заведений. – М.: Академия, 2003. – 400 с.
- Сборник учебно-методических материалов по виду спорта "Флорбол". URL: https://infourok.ru/sbornik-uchebnometodicheskih-materialov-po-vidu-sporta-florbol-1835554.html
- Упражнения для хоккеистов. URL: https://innovation-hc.ru/blog/uprazhneniya-dlya-xokkeistov.html
- Специальная физическая подготовка. URL: https://studfile.net/preview/7157390/page:60/