Анализ источников финансирования социально-значимых инвестиционно-строительных проектов

Анализ источников финансирования социально-значимых инвестиционно-строительных проектов

Данная научная статья посвящена исследованию особенностей и анализу источников финансирования социально-значимых инвестиционно-строительных проектов.

Автор статьи раскрывает особенности источников финансирования, заостряет внимание на особенностях инвестиционного проектирования, источников происхождения инвестиций, вкладываемых в социально-значимые проекты.

В статье раскрывается суть инвестиционной политики государства, формы привлечения инвестиций.

Авторы публикации

Рубрика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (5), февраль ‘21

Поделиться

Современный этап структурной перестройки российской экономики выдвигает на первый план проблему привлечения прямых иностранных инвестиций в социально-значимые инвестиционно-строительные проекты. [2, с. 32]

В нынешней сложной экономической ситуации, характеризующейся, в том числе, острой нехваткой ресурсов для производственных инвестиций и модернизации экономики, важность долгосрочных неспекулятивных иностранных инвестиций для России трудно переоценить. Учитывая серьезную технологическую отсталость российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести в Россию новые технологии и современные методы управления и стимулировать развитие внутренних инвестиций.

Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание запатентованных передовых технологий в ряде стран началось с освоения технологий, внедренных иностранным капиталом. В этом контексте представляется целесообразным изучить и оценить различные подходы для определения экономического содержания инвестиционной деятельности, структуры инвестиций, других составляющих инвестиционной сферы и возможностей государственного влияния на ее развитие. [4, с. 76]

Несмотря на важность государства как инвестора в переходной экономике по мере формирования негосударственных форм собственности, роль и масштабы иностранных инвестиций неуклонно растут. Это не только из-за ограниченных государственных инвестиций. Проблема перераспределения недвижимости стала особенно острой в России, что негативно сказывается на использовании инвестиционной деятельности. Другими факторами, препятствующими его использованию, являются недостатки в налоговой системе, правовой базе для частных компаний, высокий уровень преступности в экономическом секторе и многое другое. Значение этих факторов очень велико. Под их влиянием внутренний капитал уходит за границу.

К настоящему времени принято множество нормативных документов и законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность иностранных физических и юридических лиц. В более широком масштабе готовятся новые меры по усилению позиций иностранных инвесторов, по приведению российского законодательства в этой сфере в соответствие с аналогичными международно-правовыми стандартами регулирования инвестиционных процессов и по предоставлению иностранным инвесторам гарантий не только из России, но и из других стран. [7, с. 67]

Опыт многих стран третьего мира, особенно стран Латинской Америки, показывает, что неблагоприятные условия работы иностранных компаний в стране приводят к необходимости во внешних государственных займах и увеличению внешнего долга страны. Поскольку государственные облигации обычно используются неэффективно, высокая внешняя задолженность препятствует экономическому развитию. Кроме того, государственные займы являются рычагом политического давления и вызывают экономические уступки, в том числе в области защиты внутреннего рынка.

В мировой практике существует три основных формы иностранных инвестиций:

1. Прямые или реальные инвестиции (капитальные вложения в промышленность, торговлю, услуги, непосредственно в компании).

2. Портфельные или финансовые вложения (вложения в иностранные акции, облигации и другие ценные бумаги).

3. Портфельные инвестиции являются основным источником финансирования акций компаний, крупных компаний и частных банков. Объем таких инвестиций вырос в послевоенный период, что свидетельствует об увеличении числа частных инвесторов. Посредниками по иностранным портфельным инвестициям в основном являются инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, которые финансируют долгосрочные инвестиции).

4. Прочие инвестиции (среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы промышленным и коммерческим компаниям, банкам и другим финансовым учреждениям). [13]

Только в 2019 году мировой приток прямых иностранных инвестиций оценивался в 370 миллиардов долларов. Их основным источником обычно являются транснациональные компании (ТНК). Сотни иностранных активов крупнейших мировых ТНК держат почти 2 триллиона через свои зарубежные офисы.

Инвестиции являются неотъемлемой частью современных экономических отношений, которые постоянно развиваются и требуют дальнейшего изучения. В то же время способность обеспечивать устойчивое развитие различных секторов экономики и, в конечном итоге, жизнь общества в целом может рассматриваться как важная характеристика инвестиционной деятельности - как для стран-доноров, так и для стран-получателей.

В рыночной экономике сочетание политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, юридических, организационных и географических факторов, присущих конкретной стране и привлекающих или отвлекающих инвесторов, обычно называется инвестиционным климатом.

Стратегия привлечения иностранных инвестиций в экономику принимающей страны должна прежде всего основываться на изучении интересов потенциальных иностранных инвесторов и поиске способов их удовлетворения без ущерба для экономики.

Иностранные инвесторы ожидают благоприятных условий для своей коммерческой деятельности, исходя из своих интересов и признания существующих условий для эффективных капиталовложений. Условия приобретения и эксплуатации иностранного капитала соответствуют инвестиционному климату страны-получателя. [11]

Благоприятный инвестиционный климат в стране - один из важнейших критериев для экономики. Он стимулирует поток инвестиций, технологий и информации в контексте экономической целесообразности и международной конкурентоспособности (на отраслевом и макроэкономическом уровне).

Инвестиционный проект - это обоснование экономической целесообразности капитальных вложений, включая необходимую проектную документацию, оформленное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Проект - это сфера деятельности, процесс изменения системы (экономической, социальной, технической) в зависимости от цели. Проект требует вложений, в том числе капитальных. [3, с. 59]

Инвестиции по направлению могут быть:

- реальные (материальные) вложения (вложения в здания, сооружения, машины, устройства, дополнительное сырье);

- финансовые (номинальные) вложения в связи с вложениями в акции, облигации и другие ценные бумаги в утвержденные фонды других организаций;

- нематериальные активы, связанные с приобретением прав (например, использование природных ресурсов, промышленной и интеллектуальной собственности, инвестиции в исследования и разработки).

Оценка рентабельности инвестиционной деятельности играет решающую роль в обосновании и выборе возможных объектов инвестирования. Правильное инвестиционное решение, условия возврата инвестиций, развитие компании, отрасли, региона и общества зависят от того, насколько объективно была проведена эта оценка. Оптимизация управленческих решений в области долгосрочных инвестиций требует наибольшего внимания к финансово-экономической оценке инвестиций и прогнозированию будущих денежных потоков. Объективность и достоверность оценки инвестиций во многом определяется современными методами экономической целесообразности инвестиционной деятельности. Следует отметить, что экономическая теория рынка стационарной экономики (централизованно планируемой) с государственным регулированием достаточно развита. [10, с. 87]

Открытие зарубежных филиалов и дочерних компаний способствует повышению средней производительности труда. Это явление объясняется двумя основными причинами.

1. Иностранные компании имеют более высокие капитальные вложения на единицу работы, что напрямую влияет на рост производительности труда.

2. Иностранные компании, как правило, крупнее (по сравнению с местными компаниями) и способствуют экономии за счет масштаба за счет так называемого повышения производительности. [7, с. 22]

Кроме того, у иностранных фирм средняя заработная плата выше, потому что увеличение средней производительности, связанное с притоком, частично связано с местными производственными факторами.

- Второй канал эффективности для иностранных инвестиций связан с усилением конкуренции на местных рынках за счет иностранных компаний. Деятельность последнего побуждает национальные компании работать более эффективно. Точно так же деятельность иностранных компаний помогает новым и передовым технологиям и лучшим методам управления экспоненциально быстрее передаваться местным компаниям за счет вертикально интегрированных отношений и т. д.

Инвестиционная политика реализуется в рамках национальной внешнеторговой стратегии. Их специфика зависит как от содержания и целей преобладающей внешнеторговой политики - политики импорта или экспорта - так и от взаимосвязи между тенденциями внешней торговой политики - между протекционизмом и либерализацией.

Прямые инвестиции (прямые иностранные инвестиции) положительно влияют на экономическое развитие принимающей страны и помогают повысить эффективность факторов экономического развития на основе экономической реструктуризации, развития инфраструктуры, продвижения местных рабочих, передачи технологий, опыта управления и т. д. Право на использование бренда. Материнская компания и т. д. Государство, принимающее инвестиции, не имеет очевидных причин для ограничения потока долгосрочного капитала в форме инвестиций. Однако каждое государство регулирует приток иностранных инвестиций на основе различных мер, в том числе тех, которые влияют на объем привлеченных инвестиций и их распределение в отрасли.

При разработке национальной политики регулирования инвестиционных потоков государство учитывает возможные негативные последствия.

Политика правительства принимающей страны в отношении иностранного капитала включает:

- политика регулирования инвестиций с целью максимизации прибыли на единицу вложенного капитала. Краеугольным камнем этой политики является максимально эффективный возврат вложенного иностранного капитала.

- политика стимулирования по привлечению максимально возможного капитала. Здесь важнее обеспечить потенциально наибольший приток инвестиций, чем их эффективность. [12, с. 33]

Основываясь на изучении теорий и последствий международных потоков капитала, влияния иностранных инвестиций на экономический рост стран, импортирующих капитал, мы выделяем следующие основные принципы государственной инвестиционной политики:

1. Импорт прямых иностранных инвестиций увеличивается с усилением таможенной защиты на внутреннем сырьевом рынке страны и введением нетарифных торговых барьеров.

2. В странах с высокой емкостью внутреннего рынка и значительным экономическим потенциалом (ресурсы и сырье, рабочая сила, производство, инновации, институты, инфраструктура, финансы, потребители) объем иностранного капитала растет.

3. Импорт иностранного капитала увеличивается в странах с более благоприятным инвестиционным климатом и низким инвестиционным риском (экономическим, финансовым, политическим, социальным, экологическим, уголовным, законодательным).

4. Транснациональные компании осуществляют прямые инвестиции, передают новые технологии, ноу-хау, менеджмент и корпоративную культуру стране-получателю и тем самым меняют отраслевую структуру экономики в стране-получателе, экономя время и ресурсы для развития новых отраслей.

5. Динамика иностранных инвестиций объективно основана на фазах жизненного цикла товаров в международной торговле. На первом этапе в страну ввозятся иностранные товары, на втором этапе жизненного цикла, при увеличении внутреннего спроса на товары, организуется отечественное производство. На третьем этапе страна становится производителем и экспортером этого продукта, а затем - экспортером капитала.

6. Наибольшая эффективность экономического развития обеспечивается за счет привлечения иностранного капитала в экспортно-ориентированные секторы экономики и импортозамещающие отрасли и услуги.

7. Принцип экономической безопасности предполагает законодательные ограничения деятельности иностранных инвесторов и строгий контроль за использованием национальных ресурсов.

8. Эффективная государственная политика по привлечению инвесторов основана на создании преимуществ в стране.

9. Принцип зависимости от иностранных и внутренних инвестиций означает, что увеличение притока иностранного капитала обычно происходит одновременно с увеличением внутренних инвестиций. [5, с. 98]

Государственная политика принимающей страны влияет на направления инвестиций в промышленность и, в меньшей степени, на объем привлекаемого капитала.

Важность других факторов также возросла в последние годы:

- открытость государственной экономики;

- состояние развития инфраструктуры. Качество инфраструктуры имеет важное значение для развития мирового производства и мировой торговли. Поэтому необходимо внести вклад в улучшение транспортной системы, логистики и телекоммуникаций.

В результате стабильная политическая и макроэкономическая ситуация в стране, открытость экономики, наличие адекватной инфраструктуры и коммуникаций, а также поддержание предсказуемой и эффективной правовой и институциональной среды являются основой принципа инвестиционной привлекательности страны. не существует в России.

На основании вышеизложенного можно сказать, что инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важных функций, без которых невозможно нормальное развитие экономики государства.

Инвестиции являются наиболее важной экономической категорией и играют важную роль как на макро, так и на микроуровне, особенно для простого и продвинутого воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и, на этой основе, решения многих социальных проблем.

Список литературы

 

  1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  2. Богатыня, Ю. В. Инвестиционный анализ: учебное пособие / Ю. В. Богатыня,. В. А. Швандар.- М:. ЮНИТИ-ДАНА, 2017.э - 287 с.
  3. Кэхилл, М. Инвестиционный анализ и оценка бизнеса: Учебное пособие: Пер. с англ. / М. Кэхилл.- М.: ДиС, 2018. - 432 c.
  4. Афанасьев К. С., Казеннов А. С., Попов М. В. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики: моногр. Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина - М., 2017. - 148 c.
  5. Белоусова, Н. И. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий: моногр. / Н.И. Белоусова, Е.М. Васильева. - М.: КомКнига, 2017. - 320 c.
  6. Бурыкин, Евгений Государственное регулирование инновационных процессов в РФ: моногр. / Евгений Бурыкин. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 172 c.
  7. Васильев В. П. Государственное регулирование экономики; Дело и сервис - М., 2018. - 176 c.
  8. Государственное регулирование экономики и социальные проблемы модернизации (комплект из 2 книг); УРСС - М., 2018. - 356 c.
  9. Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы; ЮРИСТЪ - М., 2018. - 320 c.
  10. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики; КноРус - М., 2018. - 528 c.
  11. Приказ Минфина России от 13.11.2007 г. № 108н. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171378;fld=134;dst=1000000001,0;rnd=0.00037133991738946825
  12. Консультативный совет по иностранным инвестициям в России http://www.fiac.ru/ru/
  13. ЦБ зафиксировал рекордный отток зарубежных инвестиций из России https://www.rbc.ru/economics/08/04/2019/5cab58a09a7947da221f5958

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary