Процесс формирования социолингвистической иноязычной компетенции в средней школе (далее - СЛК) представляет собой процесс овладения способностью эффективно коммуницировать на иностранном языке с учетом социального и культурного контекста. Само понятие «формирование» представлено как «процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с целью развития у него определенных качеств личности – мировоззрения, знаний, навыков, внимания, ценностных ориентаций и т. д.» [1, с. 212].
Однако в современной методике преподавания иностранному языку до сих пор не существует единого мнения в отношении определения СЛК и ее компонентного состава. Между тем, исследуя многочисленные научные и методические работы в области формирования СЛК (И.Л. Бим, М.Ф. Овчинниковой, В.В. Сафоновой), можно выделить следующие элементы: знание социокультурных правил языка; владение нормами конкретной культуры страны изучаемого языка; понимание ситуации общения, способность определять и воспроизводить социолингвистические знания, следуя правилам обмена информации.
В процессе обучения иностранному языку возникает необходимость эффективных способов формирования СЛК, что приводит к потребности определения принципов обучения, влияющих на успешное усвоение полученных знаний. И среди дидактических принципов, разработанных А.Я. Коменским, применяемых с учетом индивидуального подхода можно выделить [3, с.267]:
- принцип сознательности проявляется в положительном отношению к материалу через сознательное соизмерение родного и иностранного языков;
- принцип активности подразумевает эффективное овладение иностранным языком в условиях активной деятельности учащегося в процессе обучения через самоконтроль или самооценку;
- принцип наглядности зиждется на наличии различного рода аудиовизуальных средств (источников информации) на примере мультимедийных презентаций, интерактивных УМК, образовательных игр;
- принцип доступности нацелен на применение учета индивидуальных, а также возрастных особенностей обучающихся;
- принцип прочности направлен на успешное запоминание материала посредством многократного повторения и последующей отработки материала;
- принцип систематичности осуществляется путем последовательного и систематичного внедрения материала в рамках изучения иностранного языка.
Таким образом, высокая степень наглядности в обучении иностранному языку служит эффективным инструментом для лучшей демонстрации нового материала, запоминания, отработки полученных знаний. Современные методисты утверждают, что мультимедийные средства обучения могут быть эффективным средством для достижения поставленной цели. Согласно Поповой, Поддубных «информационная насыщенность современного мира требует специальной подготовки учебного материала перед его предъявлением обучаемым, чтобы в визуально обозримом виде дать учащимся основные или необходимые сведения. Именно поэтому техники визуализации заняли свое прочное место в образовательном процессе» [Попова, Поддубных, 2014].
Применение мультимедийных средств в процессе формирования иноязычной СЛК позволяет:
- сбалансировать образовательно-воспитательный процесс;
- улучшить результативность формирования важных компетенций;
- достичь поставленных целей;
- улучшить академические способности учащихся;
- развить их личные качества.
Таким образом, следует отметить, что мультимедийные средства обучения являются ключевым инструментом в формировании СЛК, так как способствуют освоению новых социолингвистических знаний иностранного языка в рамках обучения в средней школе.
Список литературы
- Овчинникова, М. Ф. Методика формирования социолингвистической компетенции учащихся общеобразовательной школы (английский язык, филологический профиль). дис. … канд.пед. наук / М.Ф. Овчинникова. – Улан-Удэ: БГУ, 2008
- Попова Т.М., Поддубных Е.Н. Инновационные техники визуализации средствами информационно-коммуникационных технологий // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». 2014. Т. 5, № 3. С. 57-62
- Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии М.: Просвещение, 1988