АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ РАБОТАМИ ПРИ ПОЖАРАХ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ РАБОТАМИ ПРИ ПОЖАРАХ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Пожарная безопасность

Просмотры

39

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 7 (208), Февраль ‘25

Дата публикации 17.02.2025

Поделиться

В статье рассмотрены особенности организации и алгоритма управления аварийно-спасательными работами при пожарах в условиях закрытого административно-территориального образования. На основе анализа нормативно-правовой базы, а также специфики функционирования, автором предложена системная модель реагирования на чрезвычайные ситуации (ЧС), вызванные пожарами. Приведены основные этапы алгоритма управления на всех уровнях (от момента обнаружения возгорания до завершения спасательных работ), описана структура принятия решений. Выделена специфика ресурсного и информационного обеспечения, характерная для закрытых территорий. Обоснована актуальность применения риск-ориентированного подхода в сочетании со строгим пропускным и режимным контролем. Показаны перспективы совершенствования алгоритма управления аварийно-спасательными работами с целью минимизации ущерба и угрозы жизни и здоровью населения.

Безопасность функционирования закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) имеет критическое значение для обеспечиваемых государством объектов, работающих в условиях особого режима (объекты ВПК, атомной промышленности и т. д.). По данным органов надзорной деятельности, пожары и чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного характера продолжают оставаться существенной угрозой для населения и стратегически важных объектов на подобных территориях [1]. При этом в закрытых образованиях существует сложная система пропускного режима, что накладывает дополнительные ограничения на действия аварийно-спасательных формирований и оперативных служб. В Федеральном законе «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ обозначена необходимость учитывать особенности территории при планировании и осуществлении мероприятий по защите людей и имущества от пожаров [2]. Применительно к ЗАТО это означает более детальный алгоритм управления аварийно-спасательными работами — от момента получения сигнала о возгорании до полной ликвидации последствий. Практика показывает, что даже при наличии федеральных регламентов и инструкций специфические условия закрытых городов требуют детальной адаптации нормативных документов и построения специальных алгоритмов управления.

Для закрытых административно-территориальных образований действует отдельный Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», который устанавливает особый режим безусловного соблюдения государственной тайны и безопасности [4]. Из этого следует, что помимо стандартных норм пожарной безопасности на территории ЗАТО применяется комплекс дополнительных требований:

  1. Ограничения на въезд/выезд и порядок пропуска аварийно-спасательных подразделений.
  2. Особый порядок пользования объектами инфраструктуры (склады, источники воды, охраняемые военные объекты).
  3. Специальные регламенты взаимодействия с федеральными структурами (МЧС, МВД, Министерством обороны).

Закрытые административно-территориальные образования обладают специфическими чертами, которые непосредственно влияют на организацию и динамику реагирования органов пожарной охраны и аварийно-спасательных подразделений. Такие особенности определяются как режимными мерами, так и концентрацией высокорисковых производств, имеющих стратегическое значение для безопасности государства.

Одним из основных отличий ЗАТО является ограниченный и регламентированный порядок въезда и выезда, что формирует особую пропускную систему. В большинстве случаев такие территории ограждены контрольно-пропускными пунктами (КПП), оснащёнными системами видеонаблюдения, считывания документов и, нередко, досмотра транспорта. Подобные ограничения призваны защищать объекты, связанные с обеспечением обороны, ядерным комплексом, экспериментальными установками и т.д. [3,4]. Однако при возникновении пожара они могут существенно замедлить или затруднить:

  1. Прибытие внешних пожарно-спасательных подразделений. Если ресурсов локальных формирований недостаточно (например, при крупномасштабном возгорании), то привлечение дополнительных сил из соседних районов вынужденно проходит через процедуру экстренного согласования пропусков и идентификации личного состава и техники.
  2. Мобилизацию и координацию ведомственных и муниципальных сил пожарной охраны, особенно в случаях, когда объекты расположены в глубине режимной зоны и подъезд к ним требует дополнительного оформления документов.
  3. Транспортировку специальной техники (автолестниц большой высоты, пеногенераторов, роботизированных установок) и иных материальных ресурсов, запрашиваемых извне (пример: пожарные насосные станции для перекачки большого объёма воды).

Таким образом, организующие органы ЗАТО (администрация, служба безопасности, военная комендатура и т. д.) должны иметь заранее отработанный «протокол упрощённого пропуска» при ЧС. Такой протокол включает механизм автоматической верификации запросов от ЕДДС и оперативного разрешения на проезд внешних подразделений [1,5]. Без подобного регламента время прибытия подкрепления может увеличиться на 20–30 минут и более, что существенно повышает риск масштабного развития пожара.

Специфика производственно-научного профиля многих ЗАТО (атомная промышленность, научно-исследовательские центры ВПК, склады вооружений) приводит к тому, что доля взрыво- и пожароопасных объектов (особенно категории «А» и «Б») на единицу площади существенно превышает средние показатели по муниципальным образованиям [4]. Это накладывает ряд критически важных последствий на процесс реагирования:

  1. Вероятность вторичных ЧС. Возгорание в цехах, связанных с ядерными материалами, может привести к радиоактивному загрязнению, детонации, выбросам токсичных веществ. Это обуславливает обязательное присутствие (или быстрое привлечение) специальных аварийно-спасательных формирований (химических, радиационных, биологических) [1].
  2. Необходимость специализированной подготовки личного состава. Пожарные бригады, работающие в ЗАТО, должны владеть навыками тушения возгораний, сопровождающихся химической или радиационной опасностью, использовать соответствующие средства индивидуальной защиты (СИЗ), уметь обращаться с изолирующими противогазами, дозиметрами и т. п. [5].
  3. Требования к системе водоснабжения и наличию огнетушащих веществ. На режимных предприятиях, связанных с металлообработкой, электроникой и производством боеприпасов, могут потребоваться специальные типы пен и порошков (например, с расширенным диапазоном температур), либо инертные газы для тушения электрооборудования под высоким напряжением.

В сумме названные факторы формируют повышенную сложность и опасность проводимых работ, в особенности при развитии пожара за пределами локальной точки возгорания (напр., переход огня с одного производственного блока на другой).

В ЗАТО часто присутствуют военные части и объекты, относящиеся к компетенции Министерства обороны или иным федеральным ведомствам (Росатом, Росгвардия и т. д.). При пожаре на территории данного объекта (или при его угрозе) приоритет управления в ряде случаев переходит к ведомственному руководству объекта, тогда как традиционная муниципальная или даже федеральная противопожарная служба МЧС России выступает в роли «усиления» [4]. Такая мультиведомственная структура отражается на:

  • Сложности принятия решений — иногда требуются дополнительные согласования или запрос высшего командования.
  • Обязанностях по разграничению зон ответственности — ведомственные пожарные расчёты могут отвечать только за объекты оборонного комплекса, тогда как муниципальные подразделения ведут тушение на прилегающей жилой территории.

Для устранения возможных конфликтов и дублирования усилий, а также чтобы избежать «провалов» в ответственности, следует заранее прописывать совместные планы и «дорожные карты» по взаимодействию при пожарах, согласовывать регламент обмена данными о ходе тушения и количестве задействованных сил. Важнейшим звеном становится создание единого штаба на месте ЧС, в рамках которого все задействованные структуры обладают чёткой иерархией и распределением задач [1].

Таким образом, особенности реагирования на пожары в закрытом административно-территориальном образовании обусловлены комплексным сочетанием режимных барьеров, повышенной опасностью производственных объектов и информационной секретностью технических систем. Для эффективного управления аварийно-спасательными работами требуется предварительное согласование множества структур (муниципальных, ведомственных, военных), заблаговременная адаптация нормативной базы и упрощённые процедуры допуска внешних сил. В противном случае время прибытия и развёртывания пожарных подразделений может превысить критические пределы, а последствия возгораний будут значительно тяжелее.

В целях минимизации рисков целесообразно внедрять единые цифровые платформы управления (на уровне ЕДДС или межведомственных ситуационных центров), совершенствовать риск-ориентированные методы оценки уязвимости объектов, а также проводить совместные учения, позволяющие отработать взаимодействие различных акторов внутри ЗАТО и за его пределами. Такой подход позволит обеспечить оптимальное реагирование на пожары и другие чрезвычайные ситуации, учитывая всю специфику закрытых городов.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. О пожарной безопасности: федеральный закон от 21 дек. 1994 г. № 69-ФЗ: в ред. от 19.10.2023 // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 35. – Ст. 3649
  2. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ: в ред. от 25.12.2023 // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822
  3. Российская Федерация. Законы. О закрытом административно-территориальном образовании: Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1: в ред. от 28.12.2016 // Собрание законодательства РФ. – 1992. – № 33. – Ст. 1915
  4. Малышев, В.П., Азанов С.Н. Методические подходы к формированию единой нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны // Технологии гражданской безопасности. – 2021. – № 3. – С. 42-46
  5. Матвеев, В.Н., Бокарев А.И., Смирнов В.Д. Организация и ведение аварийно-спасательных работ: учебное пособие. – Омск: ОмГТУ, 2015. – 184 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее