Возможность локализации и ликвидации пожара на ранней стадии

Возможность локализации и ликвидации пожара на ранней стадии

В статье рассматриваются основные фазы развития пожара. Особое внимание уделяется раскрытию начальной фазы развития горения с приведением статистической информации по возникновению пожаров, сообщению о них и ликвидации горения на ранней стадии его развития. Обоснована целесообразность учитывать расчет по оценке пожарного риска с целью учета результатов расчета при обеспечении требований пожарной безопасности и возможности ликвидации горения на ранней стадии возникновения.

Авторы публикации

Рубрика

Безопасность жизнедеятельности

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 33 (35), Октябрь ‘21

Поделиться

Для более четкого понимания важности своевременного обнаружения пожара и его тушения на начальном этапе, требуется детально рассмотреть все известные фазы в распространении пожара. В развитии пожара принято выделять три основные фазы:

  • начальная  стадия;
  • стадия объемного развития пожара;
  • затухающая стадия пожара [1][2].

При первой фазе можно наблюдать возрастание соответствующих значений всех параметров возгорания, которые отражены на рисунке 1:

Рис. 1 Параметры возгорания

 

По временным показателям, начальная стадия развития пожара обычно протекает максимум десять минут. В эти отчетные десять минут возгорание переходит в полноценный пожар и начинается активное увеличение зоны горения, что по общим временным критериям может происходить от двух до шести минут. В течение первой фазы происходит преимущественно линейное распространение огня вдоль горючего вещества или материала. В первые минуты наблюдается увеличение приток воздуха, а затем его постепенное снижение. Отчетливо можно установить прямую зависимость скорости распространения пожара от особенностей архитектурного строения горящего помещения, здания или сооружения, а также не стоит не учитывать и саму внутреннею пожарную нагрузки. Так же не маловажную роль могут сыграть автоматические системы обнаружения и тушения пожаров, установленных в тех или иных помещениях, независимо от их функционального назначения. До прибытия первых пожарно-спасательных подразделений, наличие таких систем и первичных средств пожаротушения может сыграть ключевую роль по недопущению развития пожара и причинения более значительного материального ущерба.

Показатели, характеризующие оперативную деятельность пожарных подразделений в городах, как правило, намного выше аналогичных показателей касательно населённых пунктов, находящихся в сельской местности. Это напрямую зависит от более высокого уровня развития городской инфраструктуры.

В основном время прибытия пожарного подразделения в течение последних пяти лет в городах и сельской местности не превышало установленных нормативных значений (десять минут для городов, двадцать минут для сельской местности).

Общая динамика средних показателей времени оперативного реагирования пожарно-спасательных подразделений на территории Российской Федерации с 2016 по 2020 год [4], представлена в Таблице 1.

 

Таблица 1. Общие показатели оперативного реагирования по Российской Федерации за пятилетний период с 2016 по 2020 год.

Рис. 1. Общие показатели оперативного реагирования по Российской Федерации за пятилетний период с 2016 по 2020 гг.

В сравнении с 2019 годом определены следующие изменения по показателям оперативного реагирования на пожары (Таблица 2):

Таблица 2. Изменения по показателям оперативного реагирования на пожары с 2019 года

 

На укрупненной диаграмме показателя среднего времени тушения пожаров по Российской Федерации (рис. 2.) пунктиром показана линия линейного тренда. Положительное значение коэффициента уклона свидетельствует об увеличении показателя, что является негативной тенденцией.

Рис. 2. Среднее время тушения пожаров по Российской Федерации. Пунктиром показана линия тренда с уравнением линейной регрессии

Рис. 3. Общие показатели оперативного реагирования на пожары в городах Российской Федерации за пятилетний период с 2016 по 2020 гг.

 

Сравнение показателей оперативного реагирования на пожары в городах за аналогичный период 2019 года имеет следующие значения (Таблица 3):

Таблица 3. Сравнение показателей оперативного реагирования на пожары в городах за аналогичный период 2019 года имеет следующие значения

 

Тенденция изменения показателей оперативного реагирования на пожары в сельской местности Российской Федерации показана на рис. 4.

 

Рис. 4. Общие показатели оперативного реагирования на пожары в сельской местности Российской Федерации за пятилетний период с 2016 по 2020 годы

 

Проанализировав статистические данные, можно сделать вывод, что по итогам 2020 года в Российской Федерации среднее время свободного горения на пожаре имеет высокое значение равное 11,92 мин. (в городской местности - 8,85 мин., в сельской местности - 14,98 мин.).

Следовательно, для снижения возможных жертв и материального ущерба необходимо уделить особое внимание на начальный этап развития пожара (до прибытия первых подразделений пожарной охраны к месту происшествия).

Зачастую на месте возникновения пожара многое зависит от профессионализма обслуживающего персонала объекта защиты. Так, оперативное сообщение о пожаре, грамотные первичные меры по тушению, и своевременная эвакуация людей во многом способствует избежанию распространения пожара на большие площади, возможных жертв и способствует прибывшим подразделениям пожарной охраны сосредоточить основные силы и средства на тушение пожара.

Для того, чтобы грамотно и эффективно провести расчет пожарного риска, необходимо правильно определить цель. Цель расчета по оценке пожарного риска – это, прежде всего, обоснование отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности, указанных на рисунке 5.

Рис. 5 Отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности.

 

Однако инспектором осуществляется проверка правильности расчета и соответствие предъявляемым к нему требованиям. При плановой или внеплановой проверке инспектором территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы, все расчеты, проведенные с нарушениями или с использованием неверных исходных данных, не принимаются и не учитываются. Именно поэтому крайне желательно доверять проведение такой работы профессионалам, имеющим соответствующий опыт и лицензию на оказание соответствующих услуг, чтобы была официальная и нормативно-правовая основа для устранения недостатков, если таковые были выявлены.

Следовательно, при их определении, анализе и оценке необходимо знать частотные характеристики возникновения пожара на том или ином объекте, а также предполагаемые размеры его социальных, экономических и экологических последствий.

Что же такое пожарный риск. Если обратиться к самому распространенному и часто применяемому определению, то можно сказать, что это количественная  мера возможности реализации пожарной опасности, которую необходимо измерять в соответствующих единицах.

В итоге, для того, чтобы обеспечивалась полноценная пожарная безопасность объекта противопожарной защиты, необходимо все показатели довести до значений всех пожарных рисков, не превышающих их допустимых уровней.

Исходя из целей и задач проведения расчета по оценке пожарного риска, можно сделать общие выводы, для чего же он необходим в нынешних реалиях сложности вопроса обеспечения пожарной безопасности. В состав расчета входят [3]:

  • Расчет динамики опасных факторов пожара;
  • Расчет фактического времени эвакуации людей.

Все полученные величины расчетными методами, а также все учитываемые поправочные коэффициенты, которые отражают наличие и правильность монтажа технических средств обеспечения пожарной безопасности на объекте защиты, необходимо использовать в конечной формуле.

Подводя общий итог проделанной работы, можно сделать вывод, что обнаружение и тушение пожара на ранней стадии его развития очень важный фактор, который может как положительно, так и отрицательно повлиять на исход ситуации. Здесь речь, конечно же, можно вести и о том, как люди могут сделать это самостоятельно, если находятся в момент возникновения возгорания в непосредственной близости от очага возгорания, но все же в целях более значимого предупреждения пожаров, необходимо использовать результаты проведенного расчета рисков по пожарной опасности. Именно, эти результаты, позволяют нам предусмотреть комплексных ряд других организационно-технических мероприятий, которые при их полной реализации, позволят создать условия раннего обнаружения очага возгорания и возможность его ликвидировать на ранней стадии возгорания.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ (последняя редакция)
  2. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ (последняя редакция)
  3. Приказ МЧС РФ от 30.06.2009 г. N 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» (с изменениями и дополнениями)
  4. https://vawilon.ru/statistika-pozharov-v-rossii-i-mire/ Статистика пожаров в Российской Федерации.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary