Сегодня единый государственный экзамен (ЕГЭ) является единственной формой государственной итоговой аттестации обучающихся по факту окончания 11 класса, а также является способом для отбора и приема выпускников в высшие учебные заведения. В связи с этим не только обучение предмету, но и качественная подготовка обучающихся к экзамену в формате ЕГЭ в последние годы стала актуальной для учащихся и учителей.
Задания КИМов ЕГЭ ставят перед учителем (или другим человеком, готовящим ребенка к экзамену) обучить выпускника не только решать задания, но и самостоятельно выбирать стратегию решения данных заданий. Что это за стратегия? Стратегия включает в себя очередность выполнения заданий, самоконтроль времени отведенного на выполнение того или иного задания, особенно это касается не базовых заданий, а заданий высокого уровня сложности, умение адекватно оценить сложность задания, а так же грамотно дать аргументы в ходе решения заданий 2 части КИМ ЕГЭ. По мнению многих педагогов наборы методических материалов целесообразно использовать не только при групповой работе учащихся, но и для индивидуальной самостоятельной работы, при этом учащиеся разного уровня подготовленности приобретают возможность выбора индивидуальной траектории и стратегии подготовки.
Учитывая индивидуальные знания и способности учащихся, учитель имеет возможность комплексно реализовать несколько форм работы с методическими материалами, предназначенными для подготовки к ЕГЭ: самостоятельное изучение и повторение учебного материала с последующим тренингом; групповые и индивидуальные консультации по материалам КИМ в письменной форме; индивидуальные и групповые консультации по трудным темам программы; обсуждение заданий повышенной сложности.
На данный момент за время существования ЕГЭ накоплена достаточно большая база различных заданий по многим предметам, в том числе и по биологии, которые может использовать как учитель, так и ученик для систематизации и контроля знаний (учитель для контроля обучающегося, хотя и для контроля себя подчас бывает нелишним, а обучающийся для контроля себя). Однако, новая модель, введенная в 2017 году потребовала значительного расширения заданий в связи с отказом от заданий с выбором одного правильного ответа, которые составляли основу заданий предыдущей модели КИМ. Кроме того, из личной практики, заметил, что обучающимся часто бывает трудно самостоятельно находить информацию в интернете и бумажных источниках, а потому им надо указывать непосредственно места где искать, а зачастую и давать готовую информацию. К сожалению, на сегодняшний день мало источников, готовых дать исчерпывающие знания для решения единого экзамена по биологии.
Кроме того, экзамен по биологии выбирают не только мотивированные на биологию участники ЕГЭ, поступающие в ветеринарную и сельскохозяйственную академии, но и ученики поступающие на психологические и биологические факультеты педвузов, в институты физической культуры и спорта, а уровень подготовки для успешной сдачи требуется одинаковый, к тому же с каждым годом растут требования к выпускникам. А потому вопрос с базой не только тестовых заданий, не только с заданиями части 2, но и с максимально возможной базой данных или ссылок на сайты или книги, где имеется вся необходимая информация.
Также, по словам В.С. Рохлова, руководителя Федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ и ОГЭ по биологии, высказанным в прямом эфире студии общественного телевидения России 29.01.2018 г. в ответ на вопрос об использовании олимпиадных заданий по биологии в рамках ЕГЭ был дан ответ: «Задача ЕГЭ – определить уровень готовности обучающихся к дальнейшему образованию». Также Рохлов заявил, что задачей комиссии является внедрение новых заданий в КИМ ЕГЭ по биологии с целью дифференцировки учеников по уровню их подготовки, в том числе и учащихся, которые набирают высокие баллы – стобальников. Для достижения данной цели в КИМ ЕГЭ вводится ряд заданий из олимпиад по биологии, которые, будучи сложнее, чем стандартные школьные задания, должны помочь отсеять учащихся, не знающих биологию на достаточно высоком уровне, что мы и видим с заданиями ЕГЭ в последние годы.
В тоже время мы видим, что учебный план средних общеобразовательных учреждений отводит на изучение курса биологии в 10-11 всего одно занятие в неделю, что составляет около 35 занятий в год. За данное время подготовить учащихся к выполнению заданий новым КИМ ЕГЭ по биологии достаточно сложно.
В связи с чем мы имеем явные противоречия разноплановыми заданиями ЕГЭ и курсом школьной программы, который не предполагает выполнения некоторых заданий из КИМ ЕГЭ по биологии в принципе, особенно если биология изучается линейно и на ботанику приходятся 5-6 классы, где изучить данную науку в полной необходимой для ЕГЭ мере невозможно, а так же объемом материала, необходимым для подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии и временем, которым располагает учитель в своей педагогической практике согласно рабочей программе.
В связи с чем было решено провести работу с целью разработки и апробации методических материалов по биологии для подготовки к единому государственному экзамену в рамках самостоятельной работы учащихся.
Предполагается, что повышению эффективности подготовки выпускников к ЕГЭ по биологии будет способствовать разработка и введение в образовательный процесс материалов для самостоятельной работы обучающихся, разработанных с учетом разнообразного формата заданий КИМ ЕГЭ.
Соответственно в ходе работы решаются следующие задачи:
- проводится анализ результативности выполнения выпускниками 2017-2020 гг.заданий ЕГЭ по биологии;
- изучаются требования государственного стандарта программ, методов и рекомендаций по организации подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии;
- разрабатываются оценочные средства для самостоятельной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по биологии с рекомендациями для поиска необходимой информации или необходимой информацией уже внутри заданий;
- проводится апробация подготовленных оценочных средств с учащимися выпускных классов в рамках непосредственно подготовки к ЕГЭ, а также средних классов в рамках пропедевтической подготовки к государственной итоговой аттестации по биологии.
Список литературы
- Аванесов, B.C. Композиция тестовых заданий: Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. – М., 2002.
- Аванесов, В.С. От заданий в тестовой форме - к тестовым заданиям // Школьные технологии. - 2011. - № 2. - С. 167-170.
- Анисимова, В.С. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека. / В.С. Анисимова. – М., 1987.
- Бодрова, Н.Ф. Изучение курса «Человек и его здоровье» в 8 классе. Книга для учителя. / Н.Ф. Бодрова. – Воронеж: ГОУ «Воронежский государственный педагогический университет», 2002. – 196 с.
- Боголюбов, Л.Н. О подходах к разработке требований к обязательному уровню подготовки выпускников основной школы. \ Л.Н. Боголюбов. – М., 1998.