Общество без идеологии – нонсенс!

Общество без идеологии – нонсенс!

Статья посвящена проблеме идеологии  в современном обществе, является отражением общественного бытия в сознании людей и активно воздействует на развитие подрастающего поколения. А также важность читательской самостоятельности  в детских общеобразовательных учреждениях  и формирование правильных  общепринятых норм  социального взаимодействия.

Авторы публикации

Рубрика

Политология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 32 (34), Октябрь ‘21

Поделиться

Введение: Перебирая  подшивку газеты «Комсомольская правда», обратил внимание на материал Ксении Конюховой от 24 июля 2019 года. Прежде всего удивил за­головок. Какой-то расплывчатый, рыхлый - «Списки для чтения на лето только отвращают детей от книг». В советское время журналисты обращали особое внимание на заголовок. К сожалению, в наше время явно видна де­градация общества. Меня заинтересовал подзаголовок «Устаревшие и политические». Привожу выдержку из текста: «В начальной школе произведений, вызывающих массу вопросов хватает: Это «Приключения Чиполлино» Родари, «Тимур и его команда» Гайдара, «Кондуит и Швамбрания» Кассиля и многие другие. Книжки прекрасные, и советские дети читали их запоем. Но если взглянуть на них свежим взглядом, то вылезает много политического контекста. Это раньше он был понятным, а современные дети его уже не считывают. Так что история про революцию и пионеров могут показаться им непонятными, а иногда и дикими.» Вас не удивляет выделенное мною специально слово «вылезает»? В совет­скую эпоху в газетах в штате были и литсотрудники, и корректоры. Да и са­ми журналисты в случае сомнений заглядывали в соответствующие словари. Сейчас у молодых журналистов завышено самомнение. Следует отметить, что в Советском Союзе проповедовалась коммунистическая идеология, формирующая у подрастающего поколения любовь к Родине, к своему народу, к своей малой родине через октябрятские, пионерские и комсомольские организации. Что же в этом плохого!?

Цель  исследования: Проанализировать  систему гуманистической педагогики  для детей в Советском союзе и организацию учебного и воспитательного процесса в наше время, раскрывающую закономерности формирования личности  в процессе  педагогического  учения.

Материалы и методы исследования: В журнале «Дополнительное образование» в № 6 от 2013 года в статье «История становления ДОД в России» Н. В. Машинистова, педагог дополнительного образования, преподаватель английского языка сообщает: «Изучая процесс трансформации сети внешкольных учреждений в системе дополнительного образования в конце XX - начале XXI веков, исследования обращают внимание на изменения в функциях учреждений дополнительного образования: отпала функция идеологического воспитания, направленная на формирование заранее заданной мировоззренческой позиции...» Обратили внимание и Конюхова, и Машинистова дуют в одну дуду. Если заглянем в «Словарь иностранных слов», то прочтем: «Идеология - си­стема идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах обще­ственного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, ис­кусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и активно воздействует на развитие общества». [5]

Нам известно, что идеология может быть прогрессивной или реакционной. Получается, что в современной России не должно быть ни той, ни другой. Но вернемся к теме ненужности знакомства с произведениями Арка­дия Гайдара, Льва Кассиля и других. Следует подчеркнуть, что даже в золотой век русской литературы - XIX век - у нас не было ни одного сколько-нибудь значительного писателя, целиком посвятившего свой талант детям. Такие писатели появились лишь после Великого Октября - Аркадий Гайдар, Леонид Пантелеев, Лев Кассиль и другие. В.Г.Белинский считает, что литератору пишущему для детей, «нужна душа благородная, любящая, кроткая, спокойная, младенчески- простодушная; ум возвышенный, образованный, взгляд на предметы про­светленный и не только живое воображение, но и живая, поэтическая фанта­зия, способная представлять все в одушевленных, разных образах.» Сколько не велико число необходимых детскому писателю качеств, перечисленных Белинским, Гайдар обладал ими всеми и даже кое-чем сверх того: превосходной памятью детства, бескорыстием, отличным знанием во­енной и гражданской жизни, а также огромной любовью к детям, к литерату­ре, к родной земле.[1,2]

Результаты  исследования  и  их  обсуждения: На занятиях студии «Репортёр» кроме журналисткой тематики зна­комлю юнкоров с творчеством детских писателей Советского Союза. В своём отклике «Поучительный рассказ» юнкор Ваня Леонтьев пишет: «Обращаясь к школьникам, хочу спросить: «Кто такой Аркадий Петрович Гайдар?»  Кто-то ответит: «Это известный писатель!». Я согласен. Но кто из юных назовет хоть одно его произведение?! Теперь вы, читатель, поняли каков уровень литературных знаний. Детские писатели советской эпохи вкладывали душу в свои произ­ведения. В каждом из них четко прослеживается мысль, подтекст. А сейчас? Текст ради текста. Поговорим о произведении «Совесть» Аркадия Гайдара. «Нина Карноухова не приготовила уроки по алгебре и решила не идти в школу». С самой первой строки описывается привычная тема, но она перерастает в не­что большее. Спрятав книги в роще, девочка побежала за бабочкой, не зная, что бабочка изменит ее отношение к жизни. Нина наткнулась на мальчика «с добрыми и доверчивыми глазами, сжимавшего в руке букварь». Завязалась беседа. И Нина узнала, что из-за собаки малыш заблудился и опоздал в школу. Провела она мальчика через рощу и заплакала: «Что же творится? Такой маленький мальчик идёт в школу, не пропускает занятия, а я-прогульщица!» Это дала о себе знать зарождающаяся совесть.Таким, как Нина Карноухова, взрослым и красивым школьницам, не стоит пропускать уроки. Вот такой смысл гайдаровского рассказа.»[1] Не переживайте за детей Ксения Конюхова. Творчество Аркадия Петрови­ча не является диким. Оно понятно и поучительно. Вспоминаю время, когда в иркутской средней школе № 6 принял классное руководство в 5 «Ж» классе. Буква «Ж» - это не «А». Часть стоит на учёте  в МВД, часть троечники и незначительное число отличников. Как их сплотить? Взяли в библиотеке повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». После знакомства с этим произведением предложил высказать своё мнение. И пятиклассники сказали, что следует помочь участникам Великой Отечественной. Изготовили красные звёздочки, прикрепили на двери, где проживали фронтовики. И стали им помогать: покупали продукты в магазинах, мыли полы, доставляли лекарства из аптек. Одним словом – вершили добрые дела. Ну и чем же плоха повесть «Тимур и его команда»?!  А Ксения Конюхова пи­шет: «Так что истории про революцию и пионеров могут показаться современным детям непонятными, а иногда и дикими.» Дико то, что корреспондент «Комсомольской правды» считает обучающихся в начальной школе этакими тупыми несмышлёнышами.

Обратимся к повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Мне кажется, что Ксения её не читала. Дети любят такие произведения за меч­ту, за фантазию, за веселый жизнерадостный смех, звучащий с каждой её страницы. Страна коммунизма, изображенная Кассилем, органично вписыва­ется в географию фантастического мира, где существуют Швамбрания, Синегория и Джунгахора. Страны эти нужны были писателю не только для утоления романтической жажды. На их примере Кассиль учит своего читате­ля «любить ту землю, что была ему дороже всего на свете».[2]

Выводы: Надо ли говорить , что речь тут идёт о советской земле?!... Получается идео­логия советского периода была прогрессивной. И в этом нас убеждают про­изведения детских советских классиков: Корнея Чуковского, Бориса Житкова, Самуила Маршака, Виталия Бианки, Аркадия Гайдара, Льва Кассиля и многих других. Напоминаю, что и сегодняшним детям, и, школе, да и новым поколениям писателей, пишущих или только мечтающих писать для детей, книги советских детских классиков очень и очень нужны и полезны. У общества без идеологии нет будущего.[1,2,3]

Заключение: В настоящее время многие авторы исследуют образовательный процесс с целью выявления факторов, отрицательно  влияющих на  психофизическое здоровье учащихся. В последние годы, в связи с реформированием системы образования, в погоне за совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов, стали забывать  об осознании учебного материала формирующего интерес к обучению. Поэтому, идеология - система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания, это отражение общественного бытия в сознании людей, активно воздействующая на развитие общества. Таким образом, ряд проблем затрагивают вопросы воспитания и образовательного становления учащихся, и они не могут остаться без внимания, так как стратегические вопросы государства в плане взращивания полноценного работоспособного нового поколения россиян, на плечи которого в ближайшее время ляжет безопасность и экономика нашей страны.[4]

Список литературы

  1. Гайдар А.П.; «Военная тайна», «Дальние страны», «Судьба барабанщика». «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Совесть». Книги для детей, жанр: детские приключения / Гайдар А.П/ Москва, Серия: Русская классика, 1940г. Издательство:ЭКСМО
  2. Ишкильдина З.К. « Формирование читательской самостоятельности у младших школьников» (статья), Сборник: «Социальные и педагогические вопросы образования», материалы Международной научно –практической конференции, Чебоксары 12 мая 2020г, ИД «Среда», стр. 104 – 106.
  3. Машинистова Н.В; Журнал «Дополнительное образование» № 6 от 2013 года, статья «История становления ДОД в России»( к 95 летию системы ДОД)
  4. Кассиль Л.А.; « Три страны которых нет на карте. Кондуит и Швамбрания. Дорогие мои мальчишки и Будьте готовы, ваше высочество (сборник). Русская литература для детей / Кассиль Л.А./ Москва, Серия: Школьная библиотека, 1973г.
  5. Чуковский К.И; « Доктор Айболит», «Федорино горе», «Чудо дерево», Русская литература для детей / Чуковский К.И/ Москва, Серия: Новые старые книжки, 2016г.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary