ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И САМОЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И САМОЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

116

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (206), Февраль ‘25

Поделиться

Исследование посвящено анализу взаимосвязи между творческим потенциалом и самоэффективностью предпринимателей. В выборку вошли 70 предпринимателей в возрасте 30-50 лет. Результаты показали преобладание среднего уровня самоэффективности и творческих способностей у предпринимателей. Выявлена значимая положительная корреляция между самоэффективностью и творческими способностями, креативным потенциалом, подходом к решению проблем. Обнаружено, что самоэффективность предпринимателей больше связана с их личностными характеристиками и творческим потенциалом, чем с опытом или возрастом. Исследование подтверждает важность развития творческого потенциала для повышения самоэффективности предпринимателей и открывает перспективы для разработки практических рекомендаций по развитию этих качеств в предпринимательской деятельности.

В современных условиях динамичной экономической среды самоэффективность предпринимателей становится ключевым фактором успешности бизнеса. Высокий уровень самоэффективности позволяет предпринимателям проявлять настойчивость, эффективно управлять стрессом и адаптироваться к изменениям [1]. Одновременно с этим, творческий потенциал играет важную роль в генерации инновационных идей и нестандартных решений, необходимых для конкурентоспособности предприятий [3, 6]. Однако, несмотря на растущий интерес к этим конструктам, существует недостаток эмпирических исследований, изучающих их взаимосвязь в контексте предпринимательской деятельности. Кроме того, отсутствуют апробированные программы развития творческого потенциала, направленные на повышение самоэффективности предпринимателей. Всё это определяет актуальность данного исследования.

 

Цель исследования заключалась в выявлении и анализе особенностей взаимосвязи между творческим потенциалом и самоэффективностью у предпринимателей.

 

Выборку эмпирического исследования составили 70 предпринимателей в возрасте от 30 до 50 лет (средний возраст 40,5 лет), со стажем предпринимательской деятельности от 1 года до 25 лет (средний стаж по выборке 9 лет).

 

Теоретический анализ позволил определить, что самоэффективность представляет собой убежденность человека в своей способности успешно выполнять определенные действия и достигать желаемых результатов и является ключевым конструктом, влияющим на мотивацию, целеполагание и поведение личности [4, 11, 13]. Самоэффективность формируется на основе личного опыта достижений, социального моделирования, вербального убеждения и физиологических состояний, фокусируется на убеждениях человека о своих способностях, к которым можно отнести и творческий потенциал, что и легло в основу гипотезы исследования о существовании положительной взаимосвязи между уровнем творческого потенциала и самоэффективностью у предпринимателей.

 

Творческий потенциал – это интегративная характеристика личности, включающая совокупность творческих способностей, знаний, умений и мотивационных аспектов, определяющих возможности человека в создании нового, оригинального продукта в различных сферах деятельности [5, 14], что отражается в понятии креативности, которая рассматривается как способность к творчеству, характеризующаяся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления [7, 9].

 

То есть можно отметить комплексность понятия творческого потенциала, которое объединяет в себе как творческие характеристики личности (гибкость и оригинальность мышления, воображение), так и креативный потенциал, включающий личностные черты, подход к решению проблем и влияние рабочей среды [2, 16], что позволяет рассматривать творческий потенциал как многогранный конструкт, проявляющийся на разных уровнях – от индивидуальных способностей до реализации творческих идей в конкретных условиях, в том числе предпринимательской деятельности, которая имеет ряд значительных особенностей: необходимость постоянной адаптации к изменяющимся условиям рынка, потребность в инновационных подходах и нестандартных решениях, высокий уровень неопределенности и риска, важность стратегического мышления и видения перспектив, необходимость эффективного управления ресурсами и людьми [3, 10, 12].

 

С учётом данных определений для проверки гипотезы были использованы следующие методики исследования:

 

1. Шкала общей самоэффективности (General Self-Efficacy Scale, GSE) Р. Шварцера, М. Иерусалима в адаптации В.Г. Ромек (1996) [17]. Методика направлена на измерение субъективного ощущения личностной эффективности человека. Цель шкалы – оценить уровень уверенности индивида в своей способности справляться с различными жизненными ситуациями и проблемами. Высокий уровень самоэффективности, согласно концепции авторов, связан с лучшим психическим и физическим здоровьем, более высокими достижениями и успешной социальной интеграцией.

 

Методика состоит из 10 утверждений, которые оцениваются респондентом по четырехбалльной шкале от «Абсолютно неверно» до «Совершенно верно». Вопросы касаются различных аспектов самоэффективности, включая способность решать проблемы, достигать целей, справляться с трудностями и контролировать ситуацию.

 

Особенность шкалы заключается в ее универсальности и краткости, что позволяет быстро оценить общий уровень самоэффективности личности. Нормативный диапазон для этой шкалы составляет от 25 до 35 баллов, что помогает интерпретировать полученные результаты.

 

2. «Опросник способностей творческой личности» О.А. Шляпниковой, М.М. Кашапова (2012) [16]. Цель опросника – оценить уровень творческих способностей человека. Методика состоит из 48 утверждений, которые респондент должен оценить применительно к себе, отвечая «да» (1 балл) или «нет» (0 баллов).

 

Данная методика выбрана для оценки творческих способностей предпринимателей, так как она охватывает ключевые аспекты творческого потенциала, выявленные в теоретическом анализе. Исходя из вопросов, можно увидеть, что опросник позволяет оценить такие важные компоненты, как: стремление к новизне и оригинальность мышления, что соответствует теоретическим представлениям о креативности как способности генерировать новые идеи (Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс), независимость мышления и способность преодолевать стереотипы, что согласуется с концепцией креативности как преодоления фиксированных установок (К. Дункер, М. Вертгеймер), способность решать проблемы нестандартным образом, что отражает идеи Я.А. Пономарёва о творческом мышлении как способности находить новые способы решения задач, развитое воображение и интуиция, что соответствует представлениям о роли этих процессов в творческой деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов). Некоторые вопросы сформулированы в обратном ключе, что позволяет повысить достоверность результатов.

 

3. Опросник «Определение креативного потенциала менеджеров» С.И. Макшанова (2001) [8, 15]. Цель опросника – оценить креативный потенциал человека, особенно в контексте управленческой деятельности.Методика состоит из 48 утверждений, которые респондент должен оценить по 5-балльной шкале (от «всегда» до «никогда»). Утверждения разделены на три блока по 16 вопросов: личностные характеристики, подход к решению проблем и рабочая среда.

 

Особенность методики заключается в том, что она оценивает креативный потенциал не только с точки зрения личностных качеств, но и учитывает влияние рабочей среды и подхода к решению проблем, что позволяет получить более комплексную оценку креативного потенциала человека в контексте его профессиональной деятельности. Выбор обоснован следующими теоретическими положениями: оценка личностных характеристик соответствует теориям о роли личностных факторов в творчестве (А. Маслоу, К. Роджерс), что важно для понимания индивидуальных предпосылок креативности предпринимателей; анализ подхода к решению проблем отражает идеи когнитивных теорий творчества (Дж. Брунер, У. Найссер) и концепции латерального мышления (Э. де Боно), что позволяет оценить способность предпринимателей к нестандартному мышлению в бизнес-контексте; оценка влияния рабочей среды соответствует системному подходу к креативности (М. Чиксентмихайи, Т. Амабайл), учитывающему роль окружения в реализации творческого потенциала, что особенно важно в предпринимательской деятельности.

 

Использование последних двух методик в комплексе позволяет получить всестороннюю оценку творческого потенциала предпринимателей, охватывая как внутренние (индивидуальные творческие способности), так и внешние (факторы среды) аспекты, влияющие на реализацию этого потенциала в предпринимательской деятельности.

 

По результатам диагностики по шкале общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Иерусалима в адаптации В.Г. Ромека можно заметить, что большинство предпринимателей (73%) демонстрируют средний уровень самоэффективности (рисунок 1). То есть они в целом уверены в своей способности справляться с различными задачами и преодолевать трудности, но могут испытывать некоторые сомнения в особо сложных ситуациях. Такие предприниматели способны достигать поставленных целей, находить решения проблем, но иногда могут нуждаться в дополнительной поддержке или мотивации.

 

Рисунок 1. Распределение по уровню самоэффективности предпринимателей, в %

 

26% предпринимателей показывают высокий уровень самоэффективности. Эти люди проявляют сильную уверенность в своих способностях, они готовы браться за сложные задачи и преодолевать препятствия.  Они верят, что могут контролировать большинство ситуаций и находить эффективные решения даже в сложных обстоятельствах. Высокая самоэффективность способствует лучшему психическому и физическому здоровью, более высоким достижениям и успешной социальной интеграции. Высокая самоэффективность у четверти выборки может быть как причиной, так и следствием успешной предпринимательской деятельности. Эти люди, вероятно, более склонны к принятию рисков, инновациям и устойчивости перед лицом трудностей, что важно для развития бизнеса.

 

У 1% респондентов выявлен низкий уровень самоэффективности. Такой уровень характерен для людей, которые сомневаются в своих способностях справляться с трудностями и достигать целей. Они могут избегать сложных задач, легко сдаваться при столкновении с препятствиями и быть более подвержены стрессу и депрессии.

 

Субъективная самооценка самоэффективности предпринимателей в среднем составляет 7,23 балла по 10-балльной шкале, что свидетельствует о достаточно высокой самооценке своих возможностей.

 

Сравнение объективных показателей самоэффективности (полученных по шкале Р. Шварцера и М. Иерусалима) и субъективной самооценки в Т-баллах показывает, что средний показатель объективной самоэффективности составляет 82,39 Т-баллов, что выше чем средний показатель субъективной самооценки самоэффективности в 72,29 Т-баллов (рисунок 2). Разница между объективными и субъективными показателями (около 10 Т-баллов) указывает на то, что предприниматели склонны несколько недооценивать свою самоэффективность по сравнению с объективными результатами тестирования.

 

Рисунок 2. Сравнение субъективной самооценки самоэффективности с результатами по шкале общей самоэффективности Р. Шварцера, М. Иерусалима, в Т-баллах

 

Данное расхождение может свидетельствовать о наличии определенной доли самокритичности или осторожности в оценке своих возможностей у предпринимателей, что может быть связано с осознанием сложности и рисков предпринимательской деятельности. Несмотря на некоторую недооценку, обе меры (объективная и субъективная) показывают уровень самоэффективности выше среднего, что в целом характерно для людей, занимающихся предпринимательской деятельностью.

 

Анализируя распределение выборки по уровням развития творческих способностей (на основе результатов диагностики по «Опроснику способностей творческой личности» О.А. Шляпниковой и М.М. Кашапова), мы можем отметить, что большинство предпринимателей (49%) демонстрируют средний уровень творческих способностей (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Распределение по уровню развития творческих способностей у предпринимателей, в %

 

Значительная часть выборки (41% предпринимателей) показывает высокий уровень творческих способностей. Эти люди проявляют выраженную склонность к нестандартному мышлению, легко генерируют оригинальные идеи и подходы к решению проблем. Они часто демонстрируют гибкость мышления, открытость новому опыту и способность находить неожиданные связи между явлениями. У 10% респондентов выявлен низкий уровень творческих способностей. Такой уровень характерен для людей, которые предпочитают действовать по установленным алгоритмам и могут испытывать трудности при необходимости отклониться от привычных способов мышления и поведения. Они могут быть менее склонны к экспериментированию и риску в своей предпринимательской деятельности.

 

Распределение уровней творческих способностей среди предпринимателей может быть обусловлено спецификой предпринимательской деятельности, которая часто требует нестандартного подхода к решению проблем и адаптации к быстро меняющимся условиям рынка.

 

При этом все 100% предпринимателей демонстрируют средний уровень креативного потенциала (по опроснику «Определение креативного потенциала менеджеров» С.И. Макшанова), что означает, что у них в целом хороший креативный потенциал, который пока может быть скрыт и сдерживаться либо самой личностью, либо подходом к решению проблем, либо рабочей средой (рисунок 4). Такие предприниматели могут изменить любой из трех компонентов или все три для раскрытия своего потенциала.

 

Рисунок 4. Распределение по уровню развития креативного потенциала у предпринимателей, в %

 

Анализируя средние значения компонентов креативного потенциала (рис. 5), можно отметить, что наиболее выраженным является компонент «Подход к решению проблем» (52,54±3,49 баллов), за ним следует «Личность» (52,29±4,66 баллов), а наименее выражен компонент «Рабочая среда» (50,49±7,14 баллов).

 

Рисунок 5. Выраженность составляющих креативного потенциала в среднем по выборке предпринимателей, в баллах

 

Анализируя распределение по уровням отдельных компонентов креативного потенциала (рисунок 6), мы можем отметить следующее:

 

Рисунок 6. Распределение по уровню развития составляющих креативного потенциала у предпринимателей, в %

 

В отношении компонента «Личность», для 96% предпринимателей характерен средний уровень, который проявляется в том, что их креативный потенциал достаточно развит, но не всегда проявляется из-за некоторых особенностей личности. Им необходимо научиться регулировать эмоциональные состояния, снижая напряжение, что поможет уменьшить действие барьеров. 4% предпринимателей показывают высокий уровень этого компонента. Эти люди высококреативны и обладают способностью побуждать к креативности других.

 

Для компонента «Подход к решению проблем» у 99% предпринимателей выявлен средний уровень. Такой уровень характерен для людей, чей подход к решению проблем иногда отличается ригидностью и может приводить к стандартным решениям, которые больше, чем следует, опираются на прошлые решения подобных проблем. Им рекомендуется попытаться освободиться от этого, чтобы их креативность проявилась в полной мере. 1% предпринимателей демонстрируют высокий уровень, что говорит об открытом, креативном подходе к решению проблем и способности поддерживать других в ходе решения проблем.

 

В отношении компонента «Рабочая среда» большинство предпринимателей (93%) демонстрируют средний уровень. То есть им иногда трудно быть креативными на своей работе. Если они имеют высокие оценки по компонентам «Личность» и «Подход к решению проблем», им рекомендуется использовать свои возможности для изменения среды. 4% показывают высокий уровень, что говорит об идеальной среде для креативной личности. 3% демонстрируют низкий уровень, что указывает на рабочую среду, которая не поощряет креативного мышления.

 

Обобщая результаты, можно сказать, что предприниматели в данной выборке обладают хорошим креативным потенциалом, который, однако, может быть ограничен некоторыми факторами. Наибольшие возможности для развития креативности лежат в области подхода к решению проблем и личностных характеристик. Рабочая среда также играет важную роль, и некоторым предпринимателям может потребоваться работа над улучшением условий для проявления креативности в их рабочем окружении.

 

Для доказательства гипотезы о том, что существует положительная взаимосвязь между уровнем творческого потенциала и самоэффективностью у предпринимателей нами был проведен корреляционный анализ (таблица 1).

Таблица 1.

Взаимосвязь самоэффективности предпринимателя с его творческим потенциалом (критерий Спирмена)

Показатель

Самоэффективность

Самооценка самоэффективности

Творческие способности

,575**

0,222

Личность

,254*

0,226

Подход к решению проблем

,357**

0,081

Рабочая среда

0,191

0,185

Креативный потенциал

,313**

,246*

Самоэффективность

1

,478**

Самооценка самоэффективности

,478**

1

** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

 

По результатам корреляционного анализа выявлены следующие взаимосвязи:

 

Сильная положительная корреляция между самоэффективностью и творческими способностями (r = 0,575; p < 0,01) указывает на то, что предприниматели с более высоким уровнем творческих способностей демонстрируют более высокую самоэффективность, что может быть связано с тем, что творческие способности позволяют находить нестандартные решения проблем и адаптироваться к изменяющимся условиям, что повышает уверенность в собственных силах.

 

Умеренная положительная корреляция с «креативным потенциалом» (r = 0,313; p < 0,01) подтверждает общую тенденцию взаимосвязи творческих аспектов личности с самоэффективностью. Предприниматели, обладающие высоким креативным потенциалом, могут чувствовать себя более уверенно в своей способности достигать поставленных целей.

 

Умеренная положительная корреляция с «подходом к решению проблем» (r = 0,357; p < 0,01) свидетельствует о том, что эффективные стратегии решения проблем связаны с более высокой самоэффективностью. Возможно, способность успешно справляться с трудностями укрепляет веру предпринимателей в свои возможности.

 

Слабая положительная корреляция с показателем «личность» (r = 0,254; p < 0,05) может указывать на то, что определенные личностные черты, связанные с творчеством, также способствуют повышению самоэффективности, хотя эта связь менее выражена.

 

Также стоит обратить внимание на сильную положительную корреляцию между самоэффективностью и самооценкой самоэффективности (r = 0,478; p < 0,01). Это указывает на согласованность между объективными показателями самоэффективности и субъективной оценкой предпринимателями своих возможностей.

 

Анализируя корреляции самооценки самоэффективности с другими показателями, можно заметить, что значимая положительная связь наблюдается только с креативным потенциалом (r = 0,246; p < 0,05), что может свидетельствовать о том, что субъективное восприятие своей эффективности у предпринимателей в меньшей степени связано с отдельными аспектами творческого потенциала, чем объективные показатели самоэффективности.

 

Таким образом, гипотеза о существовании положительной взаимосвязи между уровнем творческого потенциала и самоэффективностью у предпринимателей подтверждается. Наиболее значимыми факторами, связанными с самоэффективностью, являются творческие способности, подход к решению проблем и общий креативный потенциал.

 

Интересно отметить отсутствие значимых корреляций между самоэффективностью и такими показателями, как «возраст» и «стаж предпринимательства», что может говорить о том, что самоэффективность предпринимателей больше связана с их личностными характеристиками и творческим потенциалом, чем с опытом или возрастом и соответственно может быть развита в любом возрасте (таблица 2).

Таблица 2.

Взаимосвязь самоэффективности и творческого потенциала предпринимателя с его возрастом и стажем предпринимательской деятельности (критерий Спирмена)

Показатель

Возраст

Стаж предпринимательства

Творческие способности

0,1

-0,026

Личность

0,198

-0,006

Подход к решению проблем

,303*

-0,024

Рабочая среда

0,131

0,091

Креативный потенциал

0,233

0,085

Самоэффективность

-0,184

-0,098

Самооценка самоэффективности

-0,108

0,015

** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

 

Аналогично и творческие способности, кроме компонента творческого потенциала «подход к решению проблем» не взаимосвязаны с возрастом и стажем предпринимательской деятельности, то есть их развитие также не связано с возрастом и опытом предпринимателя.

 

Показатель «Подход к решению проблем» имеет слабую положительную корреляцию с возрастом (r = 0,303, p < 0,05), что может свидетельствовать о том, что с возрастом предприниматели несколько улучшают свои навыки в подходе к решению проблем, возможно, благодаря накопленному жизненному опыту.

 

На основе полученных результатов в рамках магистерского исследования автора была разработана и апробирована коучинговая программа по повышению самоэффективности через развитие творческого потенциала.

Список литературы

  1. Авагимян, А.А. Самоэффективность личности и её праксеологические характеристики / А.А. Авагимян, Р.Р. Гильванов // European Social Science Journal. – 2018. – Т. 2, № 12. – С. 367-371
  2. Абдулвагапова, А.А. Факторы развития креативности в организации / А.А. Абдулвагапова // Вопросы новой экономики. – 2014. – № 3(31). – С. 78-86
  3. Вишневая, Н.Э. Инновационный потенциал личности современного предпринимателя (на примере слушателей Центра корпоративных и инновационных программ Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС») / Н.Э. Вишневая, В.А. Смаглюк // Психология в экономике и управлении. – 2015. – Т. 7, № 1. – С. 43-51
  4. Волкова, Е.Н. Самоэффективность и отношение к собственной одарённости у подростков / Е.Н. Волкова, С.В. Васильева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10, № 1 (34). – С. 335-338
  5. Волощук, И.С. Структура и содержание творческого потенциала личности (в исследованиях англоязычных авторов) / И.С. Волощук, Я.М. Рудик // Актуальные вопросы современной науки. – 2013. – № 27. – С. 87-98
  6. Горбачева, Д.А. Проблемы диагностики и развития творческого потенциала личности в процессе обучения / Д.А. Горбачева, А.А. Горбачев, В.А. Горбачева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – №12. – С. 44
  7. Дмитриев, А.Г. Коучинг в управлении компанией / А.Г. Дмитриев // Роль бизнеса в трансформации общества - 2022: Сборник материалов XVII Международного научного конгресса, Москва, 11–15 апреля 2022 года. – Москва: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2022. – С. 181-183
  8. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 444 с.
  9. Князева, В.А. Коучинг как метод раскрытия креативного потенциала работника / В.А. Князева, К.В. Клычников // Менеджмент-2021: новые вызовы и креативные решения: Материалы XVII Международной научно-практической конференции, Орел, 23–24 апреля 2021 года. – Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2021. – С. 333-339
  10. Лапуста, М.Г. Предпринимательство / М.Г. Лапуста. – М., 2010. – 97 с.
  11. Лощакова, А.Б. О содержании и соотношении понятий «личная эффективность» и «самоэффективность» в психологической науке / А.Б. Лощакова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2015. – Т. 5, № 2. – С. 54-63
  12. Минов, Г.А. Теоретические аспекты применения понятия «Предпринимательский потенциал» в современных условиях / Г.А. Минов // СЭПТП. – 2011. – № 5. – С.2
  13. Миронова, О.И. Самоэффективность как объект психологических исследований / О.И. Миронова // News of Science and Education. – 2019. – Т. 4, № 3. – С. 93-96
  14. Морозова, И.В. Коучинговый подход как инструмент развития потенциала молодых специалистов / И.В. Морозова // Инновационные технологии управления: Сборник статей по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах, Нижний Новгород, 30 ноября 2022 года. Том I. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2023. – С. 263-266
  15. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003. – 448 с.
  16. Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов: монография / [Знаков В.В. и др.]; М-во образования и науки Российской Федерации, Ярославский гос. ун-т им. П.Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2012. – 383 с.
  17. Шварцер, Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема / Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек // Иностранная психология. – 1996. – № 7. – С. 71-76
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее