В современном мире, характеризующемся высокой динамичностью и сложностью социальных взаимодействий, особую значимость приобретает способность личности эффективно выстраивать коммуникацию, отстаивать свои интересы и при этом уважать права окружающих. В этом контексте концепция ассертивности становится все более актуальной как для психологической науки, так и для практики межличностных отношений.
Ассертивность, представляющая собой комплексное личностное качество, включающее уверенное и уважительное самовыражение, играет ключевую роль в формировании здоровых социальных связей, профессиональном развитии и личностном росте. Исследование этого феномена приобретает особую важность в условиях растущей потребности в навыках эффективной коммуникации и эмоциональной компетентности.
Несмотря на то, что концепция ассертивности активно обсуждается и не только в психологическом сообществе уже несколько десятилетий [16, 19, 20, 23, 26, 28, 29, 30, 32, 33, 34], в научной среде до сих пор нет единого, устоявшегося представления о содержании данного понятия, что создает необходимость в дальнейшем изучении и систематизации различных подходов к пониманию ассертивности, а также в разработке эффективных методов ее развития.
Ассертивность чаще всего описывается как умение честно и с уважением выражать свои мысли, не ущемляя прав других [15, 22, 24, 31]. Это обучаемый навык, способствующий эффективному самовыражению и защите своих прав [21]. В отличие от агрессии, ассертивность позволяет уверенно говорить «да» и «нет», сохраняя уважение к собеседнику [27]. Ассертивные навыки укрепляют отношения, наполненные взаимопониманием [12].
Ассертивность формирует основу личности как активного субъекта, способного самостоятельно определять свой жизненный путь и принимать решения [8]. Это улучшает личную ответственность, позволяя человеку осознанно выбирать и развиваться [12]. Она смягчает бессилие, усиливая личные возможности [25].
А. Бандура связывает ассертивность с концепцией самоэффективности – способностью к творческому анализу и принятию обоснованных решений. Самоэффективность включает навыки анализа проблем, генерирование альтернатив, предвидение последствий и контроль поведения. Ассертивные люди согласно данной теории адаптивны к неопределенности благодаря способности гибко переориентироваться [18]. Исследования Л.Б. Шнейдер также выделяют внутреннюю убежденность в собственной эффективности как важный фактор, поддерживающий ассертивность. Эта уверенность стимулирует мотивацию и усиливает настойчивость, помогая человеку восстанавливаться после неудач и поддерживать постоянство в достижении целей [14].
С ассертивностью также связывают понятие самости. К. Юнг считал её важной характеристикой ассертивной личности и рассматривал самость как состояние равновесия и целостности, обладающее трансцендентной функцией, что позволяет ассертивным людям уверенно и целенаправленно взаимодействовать с миром [3].
Э. Фромм предложил видение ассертивности как стремления к трансценденции – выхода за биологические ограничения и активного творения своей жизни [3].
Расширили концепцию ассертивности Р. Альберти и М. Эммонс, определяя её как способность действовать в собственных интересах, выражать чувства без нарушения прав других, что включает вербальные, невербальные и когнитивные компоненты [2]. Они рассматривают ассертивность как идеальный баланс между агрессивностью и пассивностью, считая её оптимальным стилем взаимодействия и предлагают развивать ассертивное поведение через ролевые игры, моделирование и практику. Авторы также подчеркивают важность культурного контекста в ассертивности и считают её не постоянной чертой, а выбором в каждой ситуации, что позволяет её развивать через обучение.
Теория Р. Альберти и М. Эммонса значительно повлияла на развитие концепции ассертивности, предлагая четкую структуру для обучения ассертивному поведению. Когнитивный аспект включает осведомленность о разнице между ассертивным, пассивным и агрессивным поведением, а также самопринятие и самоуважение. Поведенческий компонент проявляется в способности принимать независимые решения, нести ответственность за свои поступки и отстаивать свои интересы, при этом управляя рисками и эффективно решая жизненные задачи [2].
С. Бишоп определяет ассертивность как уверенное самовыражение, которое избегает агрессии и манипуляций [4], говоря о том, что это баланс между самовыражением и уважением к другим, включая способность конструктивно реагировать на критику и распознавать манипуляции. Ассертивность рассматривается как навык, поддающийся развитию.
Кен и Кейт Бэк в книге «Assertiveness at Work» описывают ассертивность как ключевой навык для профессиональной коммуникации, способный обеспечить баланс между уверенностью и уважением [17]. Ассертивное поведение в работе связано с четким выражением мыслей и чувств, сохраняя уважение к окружающим.
Американский психолог М. Дойч описывает ассертивность через «тройственный принцип» - решительность, честность и дружелюбие. С. Стайн и Г. Бук выделяют способность ассертивных людей выражать чувства, убеждения и защищать права без агрессии [1]. Р. Тэнск и П. Роббинс отмечают у таких людей общительность и активность, а также более эффективные стрессоустойчивые стратегии, связанные с критическим мышлением [13]. Ассертивность важна для адаптации и взаимодействия с окружающими, как утверждают исследователи, такие как В. Каппони, Т. Новак, М. Дж. Смит и Дж. Вольпе [11].
Концепция ассертивности приобрела значительную популярность в российском психологическом сообществе после выхода в свет труда В. Каппони под названием «Ассертивность - в жизнь!» [5]. По мере интеграции этого термина в профессиональный лексикон отечественных психологов, его семантическое поле существенно расширилось.
В «Большом психологическом словаре», под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко, ассертивность определяется как способность уверенно защищать свои интересы с уважением прав других, что подчеркивает баланс между самовыражением и уважением к окружающим, исключая агрессию и манипуляции.
С.Л. Рубинштейн трактует ассертивность как способность открыто выражать свои мысли и чувства, поддерживая гармоничные отношения [9, 10]. Ассертивное поведение, согласно ему, ключ к улучшению коммуникации и доверию, отличается умением минимизировать конфликты, уважая чужие права. Эмоционально ассертивные люди уравновешены и способны снижать агрессию и стресс, определяя свою жизненную позицию через ясное понимание личных и общественных ценностей. С.Л. Рубинштейн считал развитие ассертивности ключом к улучшению качества жизни и межличностных отношений.
В свою очередь, И.В. Лебедева рассматривает ассертивность как комплексное качество, влияющее на успех в жизни, включающее уверенность, самостоятельность, эмоциональную стабильность и способность к рефлексии [7]. Она разработала модель, включающую образовательные методы и психологические тренинги для развития ассертивности [6].
Л.Ф. Алексеева и И.В. Лебедева описывают ассертивных людей как целеустремленных, независимых, инициативных и способных принимать ответственные решения [3]. Они отмечают их способность к конструктивному решению проблем и эмпатии, что позволяет действовать гибко в различных социальных контекстах. Ассертивность, в сочетании с интеллектуальными и личностными качествами, формирует основу для успешного функционирования в разных сферах жизни.
Ассертивная личность стремится к высокому качеству и скорости в достижении успеха во всех сферах, что определяется ее индивидуальными ценностями. Однако, чрезмерная ассертивность может привести к негативным проявлениям, таким как неспособность к компромиссам, агрессивность, авторитарность, чрезмерная амбициозность и снижение морально-этических норм. Важно стремиться к балансу между достижением целей и уважением к окружающим.
Ассертивность побуждает использовать потенциал в условиях неопределенности, поддерживая предприимчивость в рамках социальных и этических норм. Это качество включает способность быстро адаптироваться и участвовать в инновациях, проявляя гибкость и готовность к риску. Ассертивная личность действует в соответствии с социальными законами, проявляя инициативу и уважение к окружающим, что способствует продуктивной и этичной активности.
Ассертивность раскрывается через способность адаптироваться и воспринимать позитив, даже в сложных ситуациях, что является признаком зрелой личности и связана с внутренним ощущением силы и ответственности [7].
Е.В. Саунин подчеркивает, что в российском контексте термин «ассертивность» наиболее близок к понятию «уверенность», акцентируя внимание на способности к самоанализу и управлению самооценкой, как это отмечено в работах А.М. Прихожан [11]. Эти аспекты подчёркивают необходимость учета культурных и языковых особенностей при внедрении и применении концепции ассертивности в международном контексте.
Обобщая отечественные подходы к изучению ассертивности, можно отметить, что российские исследователи рассматривают это явление как комплексную характеристику личности, выходящую за рамки простого поведенческого навыка. В отечественной психологии ассертивность трактуется как интегральное свойство, отражающее способность человека к самостоятельности, независимости и активной жизненной позиции.
Стоит отметить, что зарубежные исследователи часто рассматривают ассертивность как конкретный набор навыков межличностного общения, в то время как отечественные ученые склонны трактовать ее как более широкое, интегральное свойство личности. Западные исследования в большей степени сосредоточены на поведенческих аспектах и техниках развития ассертивности, тогда как российские работы уделяют больше внимания ее связи с личностным развитием и самореализацией.
Несмотря на эти различия, оба подхода признают важность ассертивности для психологического благополучия и эффективного социального функционирования личности, а также стремятся к разработке методов ее развития и практического применения.
Таким образом, ассертивность достаточно новое понятие в психологии, использующееся для характеристики личностных свойств человека и на сегодняшний день в психологической науке не сложилось устоявшего представления о содержании данного понятия. Однако, в области развития ассертивности был разработан широкий спектр специализированных программ социально-психологического тренинга. Эти программы различаются по своим теоретическим основаниям и методологическим подходам. Часть из них базируется преимущественно на принципах бихевиоральной психологии, в то время как другие опираются на традиции гуманистического направления в психологии.
Несмотря на различия в подходах, все эти программы объединяет общая цель – развитие у участников способности проявлять твердость, честность и дружелюбие в межличностных взаимодействиях. Такое разнообразие подходов отражает многогранность концепции ассертивности и предоставляет возможность выбора наиболее подходящего метода для развития этого важного личностного качества в зависимости от индивидуальных особенностей и предпочтений участников.
Обобщая различные подходы и исследования, мы можем сделать вывод, что ассертивность представляет собой комплексное личностное качество, характеризующееся способностью человека уверенно и открыто выражать свои мысли, чувства и убеждения, при этом уважая права и чувства других людей. Ассертивность не ограничивается только поведенческими проявлениями, но включает в себя когнитивные и эмоциональные компоненты, формируя целостный паттерн взаимодействия с окружающим миром.
Ключевыми аспектами ассертивности являются: уверенность в себе и своих правах, способность ясно и прямо выражать свои потребности и желания, умение отстаивать свою позицию без агрессии или пассивности, уважение к правам и мнениям других людей, ответственность за свои решения и действия, эмоциональная саморегуляция и контроль.
Ассертивность играет важную роль в формировании здоровых межличностных отношений, эффективной коммуникации и личностном развитии. Она способствует психологическому благополучию, повышению самооценки и более успешной социальной адаптации. Ассертивное поведение позволяет находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях и достигать компромиссов, сохраняя при этом собственную целостность и уважение к другим.
Важно отметить, что ассертивность не следует рассматривать как статичную характеристику. Это динамичное качество, которое может и должно развиваться на протяжении всей жизни человека. Разработка и внедрение программ по развитию ассертивности в образовательные и профессиональные контексты может стать значимым шагом в направлении повышения общего уровня психологической культуры общества.
Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на изучение культурных особенностей проявления ассертивности, ее связи с другими личностными характеристиками, а также на разработку более эффективных методов ее оценки и развития. Интеграция концепции ассертивности в широкий спектр психологических практик и образовательных программ может существенно обогатить инструментарий психологов, педагогов и специалистов по развитию личности.
Список литературы
- Абдумаджидова, Д.Р. Взаимосвязь ассертивности и моральных основ образа действий студентов / Д.Р. Абдумаджидова // Проблемы современного образования. – 2016. – № 5. – С. 50-56
- Алберти, Р. Твое абсолютное право: ассертивность и равенство в вашей жизни и отношениях / Роберт Алберти, Майкл Эммонс; [пер. с англ. О.А. Цветковой]. – СПб.: Будущее Земли, 2009. – 377 с
- Алексеева, Л.Ф. Ассертивность как основное свойство субъекта в психологии / Л.Ф. Алексеева, И.В. Лебедева // Вестник практической психологии образования. – 2009. – Том 6. – № 1. – С. 39-42
- Бишоп, С. Тренинг ассертивности / С. Бишоп. – СПб.: Питер, 2011. – 208 с.
- Каппони, В. Как делать все по-своему, или Ассертивность - в жизнь / В. Каппони, Т. Новак. – СПб.: Питер, 2010. – 192 с.
- Лебедева, И.В. Психологические детерминанты ассертивности личности: дис. ... канд. психол. наук / И.В. Лебедева. – Красноярск, 2014. – 204 с.
- Лебедева, И.В. Развитие ассертивности и ассертивного поведения личности / И.В. Лебедева // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. – 2010. – № 5. – С. 127-132
- Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997
- Рубинштейн, Л.С. Бытие и сознание. Человек и мир / Л.С. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2003
- Рубинштейн, Л.С. Основы общей психологии / Л.С. Рубинштейн. – Москва: АСТ, 2020. – 1640 с.
- Саунин, Е.В. Теоретико-методологическая и практическая составляющая феномена ассертивности / Е.В. Саунин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 12 (166). – С. 340-344
- Солтер, Э. Условно-рефлекторная терапия / Э. Солтер. – СПб.: Речь, 2000. – 185 с.
- Шейнов, В.П. Ассертивное поведение: оценки и свойства / В.П. Шейнов // Российский психологический журнал. – 2014. – Т. 11. – №4. – С. 55-67
- Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учебное пособие / Л.Б. Шнейдер. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004
- Alberti, R.E. Your Perfect Right: A Guide to Assertive Behavior / R.E. Alberti, M.L. Emmons. – 2nd ed. – Impact, 1974. – 180 p.
- Anderson, C.M. Communication motives of assertive and responsive communicators / C.M. Anderson, M.M. Martin // Commun Res Rep. – 1995. – Vol. 12, № 2. – P. 186-191
- Back, K. Assertiveness at Work: A Practical Guide to Handling Awkward Situations / K. Back, K. Back. – McGraw-Hill Professional, 1999. – 207 p.
- Bandura, A. Self-efficacy mechanism in human agency / A. Bandura // American Psychologist. – 1982. – №37. – P. 122–147
- Borgatta, E.F. Rankings and self-assessments: some behavioral characteristics replication studies / E.F. Borgatta // J Soc Psychol. – 1960. – Vol. 52, № 2. – P. 279-307
- Brindley, P.G. Improving verbal communication in critical care medicine / P.G. Brindley, S.F. Reynolds // J Crit Care. – 2011. – Vol. 26. – No. 2. – P. 155-159
- Chambers, D.W. Assertiveness / D.W. Chambers // J Am Coll Dent. – 2009. – Vol. 76. – No. 2. – P. 51-58
- Chan, D.W. Components of assertiveness: their relationships with assertive rights and depressed mood among Chinese college students in Hong Kong / D.W. Chan // Behav Ther. – 1993. – Vol. 31. – No. 5. – P. 529-538
- Edinberg, M.A. Assessing assertion in the elderly: an application of the behavioral-analytic model of competence / M.A. Edinberg, P. Karoly, G.C. Gleser // J Clin Psychol. – 1977. – Vol. 33. – No. 3. – P. 869-874
- Freeman, L.H. Comparative effectiveness of two training programmes on assertive behaviour / L.H. Freeman, P.F. Adams // Nurs Stand. – 1999. – Vol. 13. – No. 38. – P. 32-35
- Kilkus, S.P. Assertiveness among professional nurses / S.P. Kilkus // J Adv Nurs. – 1993. – Vol. 18. – No. 8. – P. 1324-1330
- Kolbe, M. Speaking up is related to better team performance in simulated anesthesia inductions: an observational study / M. Kolbe, M.J. Burtscher, J. Wacker [et al.] // Anesth Analg. – 2012. – Vol. 115. – No. 5. – P. 1099-1108
- Lawton, S. Assertiveness: making yourself heard in district nursing / S. Lawton, F. Stewart // Br J Community Nurs. – 2005. – Vol. 10. – No. 6. – P. 281-283
- Leonard, M. The human factor: the critical importance of effective teamwork and communication in providing safe care / M. Leonard, S. Graham, D. Bonacum // Qual Saf Health Care. – 2004. – Vol. 13. – Suppl 1. – P. i85-i90
- Nevid, J. Factor analysis of the Rathus Assertiveness Schedule with a college population / J. Nevid, S.A. Rathus // J Behav Theory. – 1979. – Vol. 10. – No. 1. – P. 21-24
- Norton, R. Assertiveness as a communication construct / R. Norton, B. Warnick // Hum Commun Res. – 1976. – Vol. 3. – No. 1. – P. 62-66
- Rees, S. Assertion Training How to Be Who You Really Are / S. Rees, R.S. Graham. – Taylor & Francis e-Library, 2006. – 320 p.
- Reese, J. Assertion practices and beliefs among nurses and physicians on an inpatient pediatric medical unit / J. Reese, R. Simmons, J. Barnard // Hosp Pediatr. – 2016. – Vol. 6. – No. 5. – P. 275-281
- Speed, B.C. Assertiveness training: a forgotten evidence-based treatment / B.C. Speed, B.L. Goldstein, M.R. Goldfried // Clin Psychol Sci Pract. – 2018. – Vol. 25. – No. 1. – P. 1-20
- Wolpe, J. Psychotherapy by reciprocal inhibition / J. Wolpe // Cond reflex a Pavlov J Res Ther. – 1968. – Vol. 3. – No. 4. – P. 234-240