Проблема школьной неуспеваемости остается актуальной и вызывает широкие дискуссии в педагогической и психологической науке. Само понятие «неуспеваемость» имеет различные трактовки, от формальных оценочных критериев до более глубокого анализа нереализованного учебного потенциала ученика. Существует множество классификаций неуспеваемости, основанных на ее продолжительности, предметной специфике и характере проявлений. Однако однозначного ответа на вопрос о причинах этого феномена пока нет. В данной статье будет рассмотрен комплекс факторов, влияющих на школьную неуспеваемость, от индивидуальных особенностей учащихся до системных проблем образовательной среды.
Проблема школьной неуспеваемости – многогранный феномен, вызывающий дискуссии относительно самого определения и классификации. Некоторые исследователи, например, А.А. Бударный, связывают неуспеваемость с возможностью перехода в следующий класс, выделяя абсолютную (оценки «1» и «2») и относительную (нереализованный потенциал ученика) формы. А.М. Гельмонт предлагает временную классификацию: общую (длительная, по многим предметам), частичную (стойкая, по 1-3 сложным предметам, таким как русский язык, математика и иностранный язык) и эпизодическую (кратковременная, по одному предмету). В.С. Цетлин фокусируется на проявлениях неуспеваемости: фиксированной (пробелы в знаниях) и скрытой (изменение отношения к учебе) [1; 2; 8].
Важно различать «школьную неуспеваемость» и «школьные трудности», как подчеркивают Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер и М.М. Безруких. Трудности обучения – более широкий комплекс проблем, не всегда приводящий к неуспеваемости, которая, в свою очередь, является результатом нерешенных трудностей и снижения эффективности обучения. Эти процессы взаимосвязаны, но имеют разные проявления [3].
Можно предположить, что неуспеваемость – результат комплексного воздействия различных факторов. Среди этих факторов выделяются особенности психофизиологического развития. А.В. Курепина указывает на низкий уровень здоровья более чем у 50% учащихся и рост числа школьников с проблемами дыхательной и сердечно-сосудистой систем с начала 2000-х годов. За зарубежными исследованиями, существует прямая связь между здоровьем учеников, их эмоциональным состоянием и успеваемостью. Здоровье – ключевой фактор развития когнитивной сферы, определяющей, по словам Н.Ф. Кругловой, «умение учиться». Е.Н. Емельянова, ссылаясь на нейропсихологические исследования, отмечает функциональную незрелость структур головного мозга у 70% школьников [4; 6; 7].
Существенную роль играют учебные мотивы. А.П. Ковалевская считает нежелание учиться основной причиной неуспеваемости. Неудачи в учебе, плохие оценки и проблемы в общении могут снизить мотивацию, что подтверждается опросом А.В. Курепиной, показавшим отсутствие четких учебных мотивов у 89% учеников 8-9 классов [5; 7].
Таким образом, школьная неуспеваемость представляет собой многоаспектную проблему, обусловленную сложным взаимодействием индивидуальных и системных факторов. Психофизиологические особенности учащихся, уровень их здоровья, наличие или отсутствие учебной мотивации, а также социальные и организационно-педагогические условия обучения – все эти факторы вносят свой вклад в формирование успешности или неуспешности учебной деятельности. Решение проблемы школьной неуспеваемости требует комплексного подхода, направленного на создание благоприятной образовательной среды, учет индивидуальных особенностей каждого ученика и развитие его потенциала.
Список литературы
- Бударный, А. А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Бударный А.А. — М., 1965. — 32 с.
- Гельмонт, А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А. М. Гельмонт. — М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1954. — 92 с.
- Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. — М.: Владос, 2000. — 143 с.
- Емельянова, Е. Н. Школьная неуспеваемость: диагностика причин, «работа над ошибками» / Е. Н. Емельянова. — М.: Эксмо, 2010. — 125 с.
- Ковалевская, А. П. Феномен неуспеваемости в учебно-воспитательном процессе / А. П. Ковалевская // Педагогика и психология: теория и практика. — 2017. — № 2 (7). — С. 49-55
- Круглова, Н. Ф. Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения: Методическое пособие / Н. Ф. Круглова. — М.: Вербум-М, 2004. — 120 с.
- Курепина, А. В. Историко-педагогическое исследование проблемы неуспеваемости школьников: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Курепина Анна Вячеславовна. — Елец, 2003. — 191 с.
- Цетлин, В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В. С. Цетлин. — М.: Педагогика, 1977. — 120 с.