Подготовка и отбор инструкторов по вождению для осуществления образовательной деятельности автошкол.

Подготовка и отбор инструкторов по вождению для осуществления образовательной деятельности автошкол.

В статье были рассмотрены вопросы переподготовки инструкторов по вождению, а также уровень мастерства данных людей в настоящее время. Представлены новые профессиональные стандарты: мастер производственного обучения вождению транспортных средств. Данный стандарт утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.09.2018 № 603н. Кроме того, рассмотрены требования, предъявляемые к инструкторам по вождению в настоящее время. Также, более детально рассмотрен вопрос  профессиональных стандартов «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» и изучены требования к инструктору в ПДД.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (5), февраль ‘21

Поделиться

Управление транспортным средством нельзя назвать предельно простым процессом. Даже наоборот, чтобы комфортно чувствовать себя за рулем автомобиля, необходимы знания и определенный практический опыт, которыми изначально с учеником делится инструктор по вождению. Такой преподаватель считается асом своего дела, но далеко не все водители понимают, как обретается данная профессия и, какие требования выдвигаются к кандидату на эту должность со стороны автошкол.

С одной стороны кажется, что инструктором автошколы стать предельно просто. Но это далеко не так. Помимо опыта и знаний, инструктор должен обладать устойчивой психикой и умением донести до ученика необходимую информацию. Формально таким преподавателем может стать любой водитель, имеющий стаж вождения от трех лет и окончивший курсы подготовки инструкторов. Но по факту данный кандидат должен в совершенстве знать правила дорожного движения, основы конструкции автомобиля, а также виртуозно управлять транспортным средством.

Казалось бы, все предельно просто. Трехлетний стаж и пройденные курсы – вот ключ к инструкторскому делу. Но на практике порой этого не достаточно. Ведь опыт, которым обязан обладать будущий преподаватель по управлению транспортным средством, еще нужно грамотно и рационально доносить до своих учеников. Здесь уже проявляется педагогический талант и устойчивая психика. Далеко не всем водителям дано спокойно, рационально и методично исправлять ошибки неопытных учеников. А они непременно будут, причем в большом количестве. Плюс ко всему ответственность с инструктора никто не снимал. Соответственно, помимо отслеживания действий ученика, это еще и постоянный контроль за дорожно-транспортным движением. Да, дополнительная педаль присутствует, но ней ведь тоже нужно вовремя воспользоваться в случае необходимости. А это реакция, опыт, видение ситуации и её возможного развития [1, с. 276].

На курсах подготовки будущие инструктора совершенствуют свои знания в области конструкции автомобиля, правил дорожного движения и непосредственного управления транспортным средством. С каждым годом технический прогресс не стоит на месте. Транспортные средства оснащаются все более сложными механизмами. Да и правила дорожного движения периодически дополняются. А ведь любой преподаватель – это опытный и грамотный человек, знающий абсолютно все ответы на вопросы своих учеников. По окончанию курсов сдаются экзамены, после чего инструктор получает документ, разрешающий ему заниматься преподавательской деятельностью в области обучения управлению транспортным средством [2, с.102-104].

   На данный момент существует огромное количество обучающих центров, которые занимаются подготовкой инструкторов по вождению. При этом срок обучения, как и цена, могут существенно разниться. Помимо этого существую также курсы очно-заочного обучения. Требования по наличию прав и такого документа зафиксированы в Правилах дорожного движения. А вот требования к стажу – это нововведение, и оно обосновано тем, что тот, кто обучает, должен уметь безопасно и эффективно управлять машиной или мототехникой соответствующей категории и подкатегории в различных условиях движения. А также демонстрировать способы и приемы управления.

Кроме того, впервые в требованиях к инструкторам установлено, что они не должны иметь серьезных нарушений Правил дорожного движения, за которые лишают прав, как минимум в течение 5 лет. Заядлым лихачам и нарушителям не место в этой профессии.

Для обучения мастер теперь должен уметь применять педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения вождению. А также владеть современными техническими средствами обучения и образовательными технологиями. Причем все это с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

 Если честно, становится совершенно непонятно, как можно обучить будущего преподавателя по вождению заочно. Тем не менее, человек получает документ на право обучения водителей и успешно устраивается в автошколу. Примерно аналогичная ситуация складывается и с автошколами. Учитывая их большое количество, будущего сотрудника зачастую вообще не проверяют, доверяя полученному документу о прохождении курсов. А следовало бы, потому что профессиональный инструктор по вождения должен не только иметь трехлетний водительский стаж и «корочку» о прохождении курсов, но и не иметь фактов лишения водительских прав, а также не являться виновником какого-либо дорожно-транспортного происшествия. Но, как уже говорилось ранее, на данный момент, к сожалению, многие автошколы все чаще и чаще закрывают на это глаза [3, с. 107].

  Требуется переосмысление и позиционирование существующих правил, предъявляемых к инструкторам по вождению.  Самое главное, это будет действительно квалифицированный сотрудник, за работу которого несет ответственность автошкола. У него будут все необходимые документы, для осуществления обучающей деятельности, и вам не придется платить необоснованные штрафы. Процесс обучения будет проходить согласно образовательной программе, с помощью которой вы сможете на «отлично» подготовиться к экзамену.

Список литературы

  1. Александров, В.А. Автотранспортные средства: Учебное пособие / В.А. Александров, Н.Р. Шоль. – СПб.: Лань П, 2016. – 336 c.
  2. Александров, П.С. Английский язык для автотранспортных специальностей: Учебное пособие / П.С. Александров. – СПб.: Лань КПТ, 2016. – 128 c.
  3. Бачурин, А.А. Планирование и прогнозирование деятельности автотранспортных организаций / А.А. Бачурин. – Вологда: Инфра-Инженерия, 2011. – 272 c.
  4. Бачурин, А.А. Планирование и прогнозирование деятельности автотранспортных организаций: Учебное пособие / А.А. Бачурин. – М.: Академия, 2008. – 160 c.
  5. Буров, А.Л. Проектирование автотранспортных предприятий / А.Л. Буров, А.А. Мылов. – М.: МГИУ, 2010. – 86 c.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary