Одним из значимых физических качеств в процессе профессиональной физической подготовки и спорте является гибкость. Как утверждают множество исследователей, ее роль заключается в выполнении движений с максимально большой амплитудой. Однако ограничение проявления таких свойств, как выносливость, скорость движений, быстрота и сила, обусловлено недостаточной подвижностью суставов. Это приводит к снижению экономичности движений и увеличению энергозатрат, что очень часто может вызвать серьезные травмы связок и мышц [9].
Для того чтобы повысить гибкость, помимо ранее упомянутых аспектов, следует обратить внимание на несколько дополнительных пунктов:
- умеренное напряжение растягиваемых мышц;
- горячий душ;
- предварительный массаж.
У шаровидных суставов три оси вращения, тогда как эллипсовидные (седловидные и яйцевидные) обладают двумя. У цилиндрических и блоковидных суставов только одна ось вращения. В плоских суставах отсутствуют оси вращения и возможно только ограниченное скольжение одной суставной поверхности по другой [7].
Фактором, ограничивающим подвижность, является связочный аппарат: амплитуда движений знакомящихся тел может снизиться из-за утолщения связок и напряжения суставной капсулы. Напряжение, возникающее в мышцах, также может уменьшать диапазон движений. Это качество определяется не только эластичностью тканей, но и строением суставов, а также способностью совместно расслаблять одни мышцы и напрягать другие. Чем выше эластичность мышц, тем меньшее сопротивление они представляют при движении, и тем легче выполняются эти движения. Если подвижность в суставах ограничена из-за несогласованной работы мышц, это может привести к снижению амплитуды движений, замедляя их выполнение и затрудняя освоение двигательных навыков. В некоторых ситуациях укороченная мобильность мешает осуществлению элементов гимнастики [3; 2].
Целью эксперимента было выявление воздействия систематического сосредоточения на физических упражнениях в различных этапах подготовки на уровень гибкости. Были сформированы две группы:
- контрольная группа, участники которой занимались по стандартной методике, включающей растяжку;
- экспериментальная группа, где основной акцент был сделан на силовых упражнениях без упражнений на растяжение.
Оценка гибкости проводилась с помощью наклонов вперед и измерения подвижности суставов, что давало возможность получить объективные данные о состоянии гибкости каждого участника. Эксперимент длился 8 недель, тренировки проходили трижды в неделю. Предполагалось, что участники экспериментальной группы, не включая в свою тренировку упражнения на растяжение, продемонстрируют снижение уровня гибкости по сравнению с контрольной группой. Результаты экспериментального исследования.
Исследование подтвердило гипотезу о том, что акцент на силовых упражнениях без растяжки приводит к снижению гибкости. Участники экспериментальной группы показали заметное снижение гибкости в сравнении с контрольной группой. Результаты тестов подчеркивают негативное влияние отсутствия растяжки. Все это подчеркивает необходимость грамотного планирования тренировок, где силовые и растягивающие упражнения должны быть сбалансированы для сохранения здоровья.
Таким образом, способность к изменению представляет собой сложное свойство, определяющее диапазон движений в суставах. Она делится на общую, специальную, активную и пассивную. Физические нагрузки способствуют положительным морфологическим изменениям в организме как детей, так и взрослых, благоприятно сказываются на развитии физических свойств, включая гибкость. Однако при организации процесса физического воспитания или спортивных тренировок необходимо учитывать возрастные особенности данного качества.
Список литературы
- Андерсен Д.С. Гибкость и результативность: концепции и практические рекомендации // Спортивная медицина сегодня. 2015. №6. С. 6-9.
- Гвоздева К.И. Методика развития гибкости: метод.пособие. М.: «МАМИ», 2016. 26 с.
- Дейнеко М.А. Клочков Д.А. Развитие гибкости у спортсменов // Вестник науки. 2022. Т.4. №9(54). С. 69-75.
- Жордочко Р.В., Соболев Ю.Л. Пути повышения эффективности методики развития гибкости у спортсменов высокого класса // Теория и практика физической культуры. 2018. №3. С. 120-121.
- Иваницкий В.Н., Петухов Н.А., Гордеева Н.П., Бельц В.Э., Ермакова Н.С. Физические качества человек – воспитание гибкости: уч.-метод. пособие. Томск: ТОГУ, 2017. 47 с.
- Киселева Е.С. Инновации в методике развития гибкости // Наука и образование: новое время. 2017. №3. С. 5-7.
- Лях В.И. Гибкость и методика ее развития // Физкультура в школе. 2018. №1. С. 25-29.
- Сермеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости: учебное пособие. М.: Просвещение, 2019. 124 с.
- Шакина Е.А. Определение гибкости // Физическая культура в школе. 2018. №7. С. 15-20.