Актуальность данного исследования была обусловлена сразу несколькими факторами.
Средний возраст является критическим периодом, характеризующимся переоценкой жизненных ценностей, достижений и перспектив, что делает вопрос удовлетворенности жизнью особенно острым. Понимание роли когнитивных установок в формировании удовлетворенности жизнью может стать ключом к разработке эффективных стратегий психологической поддержки и коррекции для этой возрастной группы. В условиях растущей социальной нагрузки на женщин среднего возраста, связанной с балансированием между карьерой, семьей и личностным развитием, исследование факторов, влияющих на их психологическое благополучие, приобретает особую важность. Результаты такого исследования могут внести значительный вклад в развитие практических подходов к повышению качества жизни женщин, что в свою очередь может положительно сказаться на общественном здоровье и социальной стабильности.
Кроме того, изучение когнитивных установок у женщин среднего возраста может пролить свет на механизмы формирования и поддержания психологической устойчивости в период, когда многие сталкиваются с вызовами, связанными с изменениями в профессиональной сфере, семейных ролях и физическом состоянии.
Актуальность исследования также обусловлена растущим интересом к позитивной психологии и концепции благополучия в целом [16, 18, 21 и др.]. Понимание взаимосвязи между когнитивными установками и удовлетворенностью жизнью может способствовать развитию более эффективных методов психологической помощи и личностного развития, учитывающих специфику женщин среднего возраста.
Удовлетворенность жизнью представляет собой сложную многомерную психологическую категорию, которая включает в себя когнитивные оценки и эмоциональные переживания, отражающие общее восприятие человеком своей жизни. Это понятие находится в фокусе внимания различных теоретических подходов, включая гедонистический и эвдемонический [10, 17]. Исследователи, такие как И.А. Джидарьян, Л.В. Куликов, М. Аргайл и Д.А. Леонтьев, подчеркивают субъективную природу удовлетворенности жизнью, рассматривая ее как отражение внутреннего мира личности [18].
В рамках нашего исследования мы считаем, что удовлетворенность жизнью – это не просто временное переживание радости или удовольствия, а стабильное состояние, включающее баланс целенаправленных действий, личностной гармонии и эмоционального благополучия. Данное определение согласуется с подходом Б. Ньюгартен, предложившей индекс удовлетворенности жизнью, который включает оценку достигнутых целей, согласованность жизненных устремлений с реальностью, интеграцию положительных и отрицательных эмоций, а также общее ощущение гармонии и счастья [12].
Учитывая, что удовлетворенность жизнью включает в себя когнитивный аспект, можно предположить, что когнитивные установки человека играют ключевую роль в формировании и поддержании удовлетворенности жизнью.
Когнитивные установки – это устойчивые психологические образования, представляющие собой систему убеждений, верований и ожиданий относительно себя, других людей и мира в целом. Эта концепция основывается на работах А. Бека и А. Эллиса в рамках когнитивно-поведенческой терапии [2, 22], а также на теории установки Д.Н. Узнадзе [20]. Когнитивные установки формируются на основе жизненного опыта и влияют на восприятие, интерпретацию информации и поведение человека. Они могут быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми, рациональными и иррациональными, позитивными и негативными, играя ключевую роль в поддержании психического здоровья, адаптации к окружающей среде и общем качестве жизни индивида [3, 5].
Понимание природы когнитивных установок позволяет глубже осмыслить механизмы, лежащие в основе удовлетворенности жизнью у женщин среднего возраста, которая характеризуется значительной вариативностью, обусловленной множеством факторов, включая профессиональную реализацию, семейный статус, здоровье и социальные отношения. Исследования В.П. Мельника [9] и С.В. Андриевской [1] показывают, что когнитивные установки играют существенную роль, усиливая или ослабляя влияние этих факторов на общую удовлетворенность жизнью. Когнитивные установки женщин среднего возраста могут отличаться большей устойчивостью и комплексностью по сравнению с более молодыми возрастными группами, включая как адаптивные (например, принятие жизненного опыта), так и дезадаптивные элементы (например, ригидность мышления или страх перемен) [8].
На основе проведенного теоретического исследования нами сделан вывод о том, что взаимосвязь между удовлетворенностью жизнью и когнитивными установками у женщин среднего возраста может носить циклический характер, что согласуется с теорией когнитивного диссонанса Л. Фестингера, а также исследованиями [7, 13; 19], доказывающими, что установки не статичны и могут изменяться в течение жизни человека. Позитивные установки способствуют большей удовлетворенности, которая, в свою очередь, укрепляет эти установки. Аналогично, негативные установки могут создавать круг неудовлетворенности. Это подчеркивает важность своевременной психологической поддержки женщин этого возраста, что соответствует принципам позитивной психологии М. Селигмана [16] и концепции психологического благополучия К. Рифф [21].
В итоге нами сделано предположение о наличии значимой взаимосвязи между удовлетворенностью жизнью и когнитивными установками у женщин средних лет. Позитивные когнитивные установки, такие как вера в доброжелательность мира, справедливость, позитивный образ себя и оптимистичный взгляд на будущее, могут способствовать более высокому уровню удовлетворенности жизнью. Напротив, негативные установки, включая иррациональные убеждения, склонность к катастрофизации и персонализации, могут снижать общую удовлетворенность жизнью. Особую роль в этой взаимосвязи могут играть установки, связанные с самооценкой, восприятием своих достижений, способностью контролировать жизненные события и в целом социальной направленностью личности. Важно отметить, что эта взаимосвязь может быть двусторонней: не только установки влияют на удовлетворенность жизнью, но и уровень удовлетворенности может формировать определенные когнитивные паттерны.
Целью исследования стало определение особенностей взаимосвязи между удовлетворенности жизнью с когнитивными установками у женщин средних лет. Для её достижения, согласно теоретическому исследованию, был подобран необходимый диагностический инструментарий:
- Опросник «Индекс жизненной удовлетворенности» (Life Satisfaction Index A, LSIA) Б. Ньюгартена в адаптации Н.В. Паниной [6].
- Шкала базисных убеждений Р. Янов-Бульмана в адаптации М. А. Падун, А. В. Котельникова [11].
- Опросник когнитивных ошибок (ОКО) А. Фримана, Р. Девульф в адаптации А.Е. Боброва, Е.В. Файзрахмановой [4].
- Методика диагностики социально-психологических установок личности О.Ф. Потемкиной [15].
В исследовании участвовало 70 женщин в возрасте от 30 до 45 лет (средний возраст 39 лет).
По результатам диагностики удовлетворенности жизнью можно сделать вывод, что у женщин средних лет наблюдается средний уровень жизненной удовлетворенности (рисунок 1).
Рисунок 1. Распределение выборки женщин среднего возраста по уровню удовлетворенности жизнью, в %
Наиболее выраженными компонентами являются положительная оценка себя и собственных поступков, общий фон настроения. Наименее выражен компонент согласованности между поставленными и достигнутыми целями (рисунок 2).
ИЖУ – Индекс жизненной удовлетворенности; шк1 – Интерес к жизни; шк2 – Последовательность в достижении целей; шк3 – Согласованность между поставленными и достигнутыми целями; шк4 – Положительная оценка себя и собственных поступков; шк5 – Общий фон настроения.
Рисунок 2. Показатели индекса удовлетворенности жизнью и её компоненты у женщин среднего возраста по результатам диагностики по опроснику «Индекс жизненной удовлетворенности» Б. Ньюгартена в адаптации Н.В. Паниной, в баллах
Анализ базисных убеждений показал, что у женщин среднего возраста преобладают позитивные убеждения об удаче и образе «Я». Однако наблюдается меньшая уверенность в справедливости мира и собственной способности контролировать события (рисунок 3).
шк1 – Доброжелательность окружающего мира; шк2 – Справедливость; шк3 – Образ Я;
шк4 – Удача; шк5 – Убеждения о контроле.
Рисунок 3. Распределение по уровню проявления базисных убеждений у женщин среднего возраста по результатам диагностики по шкале базисных убеждений Р. Янов-Бульмана в адаптации М. А. Падун, А. В. Котельникова, в %
Исследование когнитивных ошибок выявило, что наиболее распространенными среди женщин среднего возраста являются «чтение мыслей», «персонализация», «преувеличение опасности» и «катастрофизация», что указывает на тенденцию к негативной интерпретации социальных ситуаций и склонность к тревожным реакциям (рисунок 4).
Распределение по общему уровню выраженности когнитивных ошибок показывает, что у 37% женщин они выражены, а у 63% - не выражены. То есть большинство женщин среднего возраста не склонны к систематическим искажениям в мышлении, однако более трети выборки демонстрирует такую склонность (рисунок 5).
шк1 – Персонализация; шк2 – Чтение мыслей; шк3 – Упрямство; шк4 – Морализация; шк5 – Катастрофизация; шк6 – Выученная беспомощность; шк7 – Максимализм; шк8 – Преувеличение опасности; шк9 – Гипернормативность.
Рисунок 4. Распределение по уровню проявления когнитивных ошибок у женщин среднего возраста по результатам диагностики по шкале базисных убеждений Р. Янов-Бульмана в адаптации М. А. Падун, А. В. Котельникова, в %
Рисунок 5. Распределение выборки женщин среднего возраста по уровню выраженности когнитивных ошибок, в %
Анализ социально-психологических установок показал, что у женщин среднего возраста наиболее выражены ориентации на свободу и процесс, а наименее – на деньги и власть, что свидетельствует о том, что для них важнее личная независимость и возможность заниматься тем, что приносит удовольствие (рисунок 6).
шк1 – Ориентация на процесс; шк2 – Ориентации на результат; шк3 – Ориентация на альтруизм; шк4 – Ориентация на эгоизм; шк5 – Ориентация на труд; шк6 – Ориентации на свободу; шк7 – Ориентация на власть; шк8 – Ориентация на деньги.
Рисунок 6. Показатели социально-психологических установок личности у женщин среднего возраста по результатам диагностики по методике О.Ф. Потемкиной, в баллах
Проведенное нами исследование выявило ряд закономерностей в уровне жизненной удовлетворенности и проявлении различных установок у женщин среднего возраста. Чтобы глубже понять, как именно эти факторы взаимодействуют между собой, и с целью доказательства гипотезы о их взаимосвязи, был проведен корреляционный анализ. Метод Спирмена был выбран как наиболее подходящий для анализа непараметрических данных, полученных в ходе нашего исследования (отсутствие нормальности распределения данных доказано критерием Колмогорова-Смирнова). На основе представленных результатов корреляционного анализа (таблица 1) можно сделать вывод о наличии взаимосвязи между удовлетворенностью жизнью и когнитивными установками у женщин средних лет.
Таблица 1.
Корреляции с индексом жизненной удовлетворенности (Ро Спирмена)
Показатель |
Индекс жизненной удовлетворенности |
Доброжелательность окружающего мира |
,601** |
Справедливость |
,429** |
Образ Я |
,574** |
Удача |
,628** |
Убеждения о контроле |
,513** |
Персонализация |
-,586** |
Чтение мыслей |
-0,103 |
Упрямство |
-,420** |
Морализация |
-,558** |
Катастрофизация |
-,480** |
Выученная беспомощность |
-,688** |
Максимализм |
-,580** |
Преувеличение опасности |
-,380** |
Гипернормативность |
-,400** |
Шкала когнитивных ошибок |
-,655** |
Ориентация на процесс |
-0,109 |
Ориентации на результат |
0,095 |
Ориентация на альтруизм |
-0,214 |
Ориентация на эгоизм |
-0,126 |
Ориентация на труд |
0,114 |
Ориентации на свободу |
,272* |
Ориентация на власть |
0,122 |
Ориентация на деньги |
-,281* |
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
Наиболее сильные положительные корреляции выявлены между индексом жизненной удовлетворенности и следующими показателями: «удача» (r = 0,628; p < 0,01); «доброжелательность окружающего мира» (r = 0,601; p < 0,01); «образ Я» (r = 0,574; p < 0,01); «убеждения о контроле» (r = 0,513; p < 0,01); «справедливость» (r = 0,429; p < 0,01). Сильная положительная корреляция между удачей и индексом жизненной удовлетворенности указывает на то, что женщины, считающие себя удачливыми, более удовлетворены жизнью. Возможно, вера в удачу может создавать более оптимистичный взгляд на жизнь и повышать уверенность в способности справляться с трудностями. Восприятие мира как доброжелательного взаимосвязана с высокой удовлетворенностью жизнью может быть по причине того, что восприятие может способствовать более позитивным социальным взаимодействиям и снижению уровня стресса. Умеренно сильная положительная корреляция с «образом Я» указывает на то, что позитивный образ себя может повышать самооценку и уверенность в собственных силах, что ведет к большей удовлетворенности жизнью. Ощущение контроля может снижать тревожность и повышать уверенность в способности справляться с жизненными вызовами чем возможно и обусловлена умеренная положительная корреляция убеждений о контроле с удовлетворенностью жизнью. Вера в справедливость может давать ощущение предсказуемости и контроля над жизнью, а также способствовать более позитивной оценке жизненных событий, что может приводить к большей психологической устойчивости и, как следствие, к более высокому уровню удовлетворенности жизнью.
Сильные отрицательные корреляции обнаружены между индексом жизненной удовлетворенности и общей шкалой когнитивных ошибок (r = -0,655; p < 0,01), то есть высокий уровень когнитивных ошибок взаимосвязан с низкой удовлетворенностью жизнью. Когнитивные искажения могут приводить к неадаптивным интерпретациям событий и негативному мышлению, снижая общую удовлетворенность жизнью.
Данная взаимосвязь обусловлена взаимосвязью удовлетворенности жизнью со следующими когнитивными искажениями: «выученная беспомощность» (r = -0,688; p < 0,01). Сильная отрицательная корреляция указывает на то, что чем выше уровень выученной беспомощности, тем ниже удовлетворенность жизнью. Ощущение неспособности повлиять на ситуацию может вести к пассивности и снижению мотивации, что негативно сказывается на удовлетворенности жизнью; «персонализация» (r = -0,586; p < 0,01). Умеренно сильная отрицательная корреляция указывает на то, что склонность к персонализации взаимосвязана с более низкой удовлетворенностью жизнью, то есть тенденция принимать все на свой счет может вести к повышенной самокритике и чувству вины, что негативно влияет на удовлетворенность жизнью; «максимализм» (r = -0,580; p < 0,01). Умеренно сильная отрицательная корреляция указывает на то, что склонность к максимализму взаимосвязана с более низкой удовлетворенностью жизнью. Возможно, завышенные ожидания и стремление к совершенству могут приводить к частым разочарованиям и неудовлетворенности достигнутым; «морализация» (r = -0,558; p < 0,01). Умеренная отрицательная корреляция показывает, что склонность к жестким моральным суждениям взаимосвязана с меньшей удовлетворенностью жизнью, так как подобные суждения могут создавать внутренние конфликты и негативно влиять на отношения с окружающими; «катастрофизация» (r = -0,480; p < 0,01). Умеренная отрицательная корреляция свидетельствует о том, что склонность преувеличивать негативные последствия взаимосвязана с меньшей удовлетворенностью жизнью. Постоянное ожидание худшего может вызывать тревогу и препятствовать полноценному наслаждению жизнью; «гипернормативность» (r = -0,400; p < 0,01). Умеренная отрицательная корреляция указывает на взаимосвязь между чрезмерным следованием нормам и меньшей удовлетворенностью жизнью. Излишняя приверженность правилам может ограничивать свободу и спонтанность, снижая общее ощущение удовлетворенности; «преувеличение опасности» (r = -0,380; p < 0,01). Слабая отрицательная корреляция показывает, что склонность преувеличивать опасности взаимосвязана с несколько меньшей удовлетворенностью жизнью. Возможно, постоянное ожидание угроз, вызывающее в итоге тревогу и стресс, может мешать полноценному наслаждению жизнью.
Важно отметить отсутствие значимой корреляции между удовлетворенностью жизнью и когнитивным искажением «чтение мыслей» (r = -0,103; p > 0,05), что может указывать на то, что склонность приписывать другим определенные мысли или намерения не оказывает существенного влияния на общую удовлетворенность жизнью у женщин средних лет.
Что касается взаимосвязи с социальными установками, то обнаружены только взаимосвязи с «ориентацией на свободу» (r = 0,272; p < 0,05) и с «ориентацией на деньги» (r = -0,281; p < 0,05). Слабая положительная корреляция указывает на то, что ценность свободы связана с несколько большей удовлетворенностью жизнью, то есть ощущение личной свободы может давать чувство контроля над жизнью и возможность самореализации, что положительно сказывается на общем уровне удовлетворенности жизнью. Слабая отрицательная корреляция с «ориентацией на деньги» показывает, что чрезмерная ориентация на материальные ценности связана с несколько меньшей удовлетворенностью жизнью. Возможно, фокус на финансовом успехе может отвлекать от других важных аспектов жизни, снижая общую удовлетворенность, особенно если материальный достаток отсутствует.
Интересно отметить, что не обнаружено значимых корреляций с возрастом и большинством социальных установок. То есть, удовлетворенность жизнью у женщин средних лет может быть более связана с их базисными убеждениями и когнитивными установками, чем с конкретными социальными ориентациями, что может говорить о том, что внутренние психологические факторы (такие как восприятие мира, себя и своих возможностей) играют более значимую роль в формировании удовлетворенности жизнью, чем внешние социальные ориентиры.
Анализируя корреляции с отдельными компонентами жизненной удовлетворенности, можно отметить, что наиболее сильные взаимосвязи наблюдаются между когнитивными установками и такими компонентами как «согласованность между поставленными и достигнутыми целями» и «общий фон настроения» (таблица 2).
Сильная взаимосвязь с компонентом «согласованность между поставленными и достигнутыми целями» указывает на то, что когнитивные установки играют ключевую роль в оценке женщинами средних лет своих достижений. Позитивные установки могут способствовать более реалистичной постановке целей и более благоприятной оценке своих успехов, что в свою очередь повышает общую удовлетворенность жизнью. Тесная связь когнитивных установок с компонентом «общий фон настроения» подчеркивает важность мышления в формировании эмоционального состояния. Позитивные когнитивные установки могут способствовать более оптимистичному взгляду на жизнь и, как следствие, более позитивному общему фону настроения.
Таблица 2.
Корреляции с компонентами жизненной удовлетворенности (Ро Спирмена)
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
Таким образом, гипотеза о существовании взаимосвязи между удовлетворенностью жизнью и когнитивными установками у женщин средних лет подтверждается. Наиболее значимыми факторами, связанными с жизненной удовлетворенностью, являются позитивные базисные убеждения и отсутствие когнитивных искажений.
Результаты указывают на потенциальную эффективность когнитивно-поведенческой терапии, направленной на изменение негативных установок и развитие более адаптивных способов мышления для повышения удовлетворенности жизнью у женщин средних лет. Данный результат лёг в основу разработанной нами программы психологического сопровождения, направленной на коррекцию когнитивных установок и повышение удовлетворенности жизнью.
Программа включает 12 групповых встреч и построена в соответствии с коучинговой моделью GROW и моделью консультирования Е.Н. Киселевой и др. [14]. Такая структура программы обеспечивает логичное и последовательное движение от осознания текущей ситуации через изучение возможностей к конкретным действиям по повышению удовлетворенности жизнью, что соответствует принципам коучингового подхода и модели GROW, которые направлены на развитие осознанности, ответственности и активного подхода к достижению целей. Краткое содержание программы представлено в таблице 3.
Таблица 3.
Содержание программы
№ занятия |
Этап программы по коучинговой модели |
Техники, упражнения |
Занятие 1: Введение в программу |
G (Goal) - Цель: участницы определяют свои цели на программу и знакомятся с концепцией удовлетворенности жизнью. |
Упражнение «Имя и прилагательное» Мини-лекция об удовлетворенности жизнью и когнитивных установках Заполнение диагностических методик Упражнение «Колесо жизненного баланса» |
Занятие 2: Базисные убеждения: удача и доброжелательность мира |
R (Reality) – Реальность
участницы исследуют свою текущую реальность: свои базисные убеждения и когнитивные ошибки, которые влияют на их удовлетворенность жизнью. |
Мини-лекция о базисных убеждениях Упражнение «Поиск доказательств» Техника «Чудесный вопрос» Ведение дневника позитивных событий |
Занятие 3: Базисные убеждения: образ Я и контроль |
Упражнение «Мои достижения» Техника «Переформулирование негативных убеждений о себе» Упражнение «Круг влияния и круг забот» (по С. Кови) Визуализация «Уверенное Я» |
|
Занятие 4: Когнитивные ошибки: чтение мыслей и персонализация |
Мини-лекция о когнитивных ошибках Упражнение «Детектив мыслей» Техника «Поиск альтернативных объяснений» Ролевая игра «Проверка предположений» |
|
Занятие 5: Когнитивные ошибки: преувеличение опасности и катастрофизация |
Упражнение «Шкала катастроф» Техника «Что самое страшное может случиться?» Упражнение «Статистик и паникер» Практика осознанности для работы с тревожными мыслями |
|
Занятие 6: Техники работы с негативными мыслями |
O (Options) – Возможности
занятия посвящены изучению различных возможностей и стратегий для изменения когнитивных установок и повышения удовлетворенности жизнью. |
Техника «АВСD» (по А. Эллису) Упражнение «Адвокат, прокурор, судья» Техника «Декатастрофизация» Практика когнитивной переоценки |
Занятие 7: Развитие позитивного мышления |
Упражнение «Охотник за хорошим» Техника «Позитивное переформулирование» Практика благодарности Визуализация «Позитивное будущее» |
|
Занятие 8: Постановка целей и планирование |
Мини-лекция о постановке целей Упражнение «SMART-цели» Техника «Визуализация достижения цели» Упражнение «Лестница к цели» |
|
Занятие 9: Самоэффективность и уверенность в себе |
Продолжение этапа O (Options) – Возможности |
Мини-лекция о самоэффективности Упражнение «Мои сильные стороны» Техника «Якорение уверенности» Ролевая игра «Уверенное поведение» |
Занятие 10: Управление стрессом и эмоциями |
Техника диафрагмального дыхания Упражнение «Эмоциональный термометр» Практика осознанности (mindfulness) Техника «Остановка мыслей» |
|
Занятие 11: Баланс жизни и удовлетворенность различными сферами |
W (WillWay Forward) - Намерение/Путь вперед
Заключительные занятия фокусируются на интеграции полученных знаний и навыков, а также на планировании конкретных шагов для дальнейшего повышения удовлетворенности жизнью. |
Упражнение «Колесо жизненного баланса» (повторное) Техника «Идеальный день» Упражнение «Матрица Эйзенхауэра» Практика «Малые шаги к большим изменениям» |
Занятие 12: Подведение итогов и планирование будущего |
Заполнение диагностических методик Упражнение «Мой прогресс» Техника «Письмо себе в будущее» Групповая рефлексия «Круг обратной связи» |
Работа с убеждениями в рамках программы проводилась по специально разработанному В.В. Романовской «Протоколу работы с убеждениями», представляет собой структурированный подход к трансформации негативных мыслительных паттернов в позитивные. Эффективность программы и протокола доказана в рамках формирующего эксперимента в магистерском исследовании В.В. Романовской.
Таким образом, гипотеза в исследовании доказана. Исследование имеет как теоретическую, так и практическую значимость, внося вклад в понимание взаимосвязи когнитивных установок и удовлетворенности жизнью у женщин средних лет и предоставляя эффективный инструмент для психологической работы с данной целевой аудиторией.
Список литературы
- Андриевская, С.В. Иррациональные установки и индекс жизненной удовлетворённости у студентов / С.В. Андриевская, О.А. Козлова // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Психолого-педагогические науки». – 2019. – № 9. – С. 46-56
- Бек, А.Т. Когнитивная психотерапия расстройств личности / А. Бек, А. Фримен; с предисловием Д. Ковпака; [перевел с английского С. Комаров]. – СПб.: Питер, 2019. – 447 с.
- Бек, Дж. Когнитивная терапия: полное рук. / Дж. Бек. – Вильямс, 2006. – 400 с.
- Бобров, А.Е. Опросник когнитивных ошибок как инструмент оценки компонентов патологической тревоги / А.Е. Бобров, Е.В. Файзрахманова // Доктор.Ру. Неврология Психиатрия. – 2017. – № 8 (137). – С. 59-65
- Дилтс, Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП / Роберт Дилтс; перевод с английского А. Анистратенко. – СПб: Питер, 2022. – 382 с.
- Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений / С. В. Духновский. - Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 140 с.
- Когнитивные установки [Электронный документ]. – https://sibsocionic.ru/attitudes. Проверено 15.04.2024
- Костакова, И.В. Проблема когнитивных установок у женщин в период ранней взрослости в аспекте их профессиональной успешности / И.В. Костакова // Концепт. – 2015. – № S28. – С. 6-10
- Мельник, В.П. Автобиографические и биопсихологические показатели удовлетворенности жизнью у лиц предпенсионного возраста / В.П. Мельник // Психолог. – 2021. – № 5. – С. 36-50
- Меренкова, В.С. Исследование феномена «удовлетворенность жизнью» / В.С. Меренкова, О.Е. Солодкова // Комплексные исследования детства. – 2020. – Vol. 2. – №1. – С. 4-13
- Падун, М.А. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман / М.А. Падун, А.В. Котельникова. // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29. – № 4. – С. 98-106
- Панина Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности // Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути. Москва: Прогресс-Культура,1993. С. 107-114
- Практика когнитивного диссонанса [Электронный документ]. – https://psycho.ru/library/3153. Проверено 15.04.2024
- Практическое руководство по созданию психологических программ / Е. Н. Киселева, О. В. Ермаченкова, Э.Г. Пудж [и др.]. – М.: Русайнс, 2023. – 224 с.
- Психодиагностика персонала: методики и тесты: [учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента: в 2 томах] / [ред.-сост. Райгородский Д. Я.]. - Самара: Бахрах-М, 2007
- Селигман, М.Э.П. Новая позитивная психология: [научный взгляд на счастье и смысл жизни] / Мартин Селигман; [пер. с англ. под ред. И. Солухи]. – Киев: София, 2006. – 367 с.
- Созонтов, А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия / А.Е. Созонтов // Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 105-114
- Терра, Т.К. Самоотношение и удовлетворенность жизнью у мужчин в период взрослости: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Т.К. Терра ; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. – Санкт-Петербург, 2010. – 25 с.
- Трансформация установок личности [Электронный документ]. – https://risr.institute/publication/3. Проверено 15.04.2024
- Узнадзе, Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д.Н. Узнадзе. – Москва, 1961
- Фесенко, П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / П.П. Фесенко; Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ). – Москва, 2005. – 24 с.
- Эллис, А. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии / Альберт Эллис, Уинди Драйден; [Пер. с англ. Т. Саушкиной]. – [2-е изд.]. – СПб.: Речь, 2002. – 345 с.