По мере того, как мировая экономика переходит в эпоху цифровых технологий, города по всему миру, включая Москву, адаптируются к новым технологическим парадигмам, которые переосмысливают традиционные экономические структуры и практики. Цифровая трансформация не только трансформирует бизнес, но и влияет на государственный сектор, государственное управление и налоговую политику. В этой статье рассматривается, как Москва справляется с этими изменениями и как цифровая трансформация влияет на формирование налоговых поступлений города.
Цифровая трансформация означает внедрение цифровых технологий во все аспекты как ведения бизнеса, так и государственного управления. Эта эволюция приводит к реструктуризации рабочих процессов в организации и созданию новых ценностных предложений для заинтересованных сторон. В Москве об этом свидетельствует стремительный рост внедрения цифровых сервисов, передовой аналитики данных и инициатив в области электронного правительства, которые повышают операционную эффективность и способствуют более активному участию граждан.
Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [1].
Всякая экономическая деятельность, осуществляемая через интернет, является примером цифровизации экономики. Предприятия используют цифровые технологии для управления, контроля и анализа бизнеса, а также реализации услуг или товаров. Большинство финансовых продуктов можно получить онлайн, к примеру, оформление кредита, оплата счетов или инвестирование средств.
На сегодняшний день налоговые органы все активнее применяют информационные технологии. Благодаря цифровым технологиям в налоговой системе упростились ряд проводимых операций, например, такие как: формирование налоговых извещений, доставка их налогоплательщикам, оплата налогоплательщиками выставленных сумм. Теперь всю интересующую и актуальную информацию, можно найти в личном кабинете налогоплательщика.
Личный кабинет для налогоплательщика физических лиц это интернет-ресурс, который был разработан Федеральной налоговой службой Российской Федерации (далее ФНС) в декабре 2009 года в рамках программы «Электронное правительство». Если же брать данные по статистике, то можно проследить тенденцию за небольшой временной период, что убедиться, как цифровая экономика облегчает жизни многим налогоплательщикам. По данным ФНС России, в 2024 году сервисом «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» пользовались более 60 миллионов человек по всей России, когда в 2023 году в личном кабинете налогоплательщика для физических лиц зарегистрировано 50 миллионов пользователей. За 11 месяцев 2024 года новыми пользователями сервиса стали 5,3 миллиона граждан [2].
Таким образом, данный интернет-ресурс сейчас очень востребован среди граждан и является одним из самых популярных сайтов интернет-проекта ФНС России.
Цифровая трансформация способствовала значительному улучшению процесса сбора налогов. Благодаря внедрению электронного выставления счетов, автоматизированных систем сбора налогов и платформ онлайн-платежей, Москва упростила процесс сбора налогов, сократила количество случаев уклонения от уплаты налогов и повысила общую эффективность. Внедрение блокчейн-технологий в ведение учета и транзакции еще больше повысило прозрачность и подотчетность.
Распространение услуг электронного правительства изменило способы взаимодействия граждан с налоговыми органами. Платформы, облегчающие доступ к налоговой информации, онлайн-подаче документов и консультациям, повысили вовлеченность налогоплательщиков и их соблюдение требований законодательства. Одной из образцовых инициатив является портал “Мой налог” - инновационный цифровой интерфейс, который позволяет гражданам отслеживать свои налоговые обязательства и осуществлять платежи с беспрецедентным удобством. Эти совместные усилия укрепили отношения между государством и его налогоплательщиками, способствуя формированию культуры взаимопонимания и доверия.
По международным показателям на 2024 год Россия занимает 42 место среди 193 стран мира в рейтинге электронного правительства ООН. Россия опередила такие государства, как Хорватия, Чехия, Украина, но отстала, например, от Сербии, Бельгии и Португалии [3].
Развитие цифровой экономики связывается с виртуальностью хозяйственных связей, внедрением систем электронного документооборота и быстрыми глобальными обменами, а также с появлением виртуальных валют и т.д. В результате становится все более важным распознавать и понимать возникающие новые экономические отношение, а также их правовые последствия и связанные с ними налоговые последствия.
Большое влияние на налоговую систему государства в условиях цифровой экономики оказывают несколько ключевых факторов, такие как:
- внедрение и предоставление цифровых услуг, направленных на налогообложение;
- создание благоприятной налоговой среды, призванной стимулировать инвестиции в цифровые технологии;
- автоматизация системы налогового надзора;
- определение и разработка подходов к эффективному налогообложению новых продуктов и операций, возникающих в результате интеграции цифровых технологий.
Эти элементы в совокупности создают динамичную среду, которая требует постоянной адаптации налоговой системы, чтобы идти в ногу с текущими достижениями в цифровой сфере.
В настоящее время существует широкий спектр возможностей для продвижения цифровых финансовых технологий. Активные законодательные меры, повышение прозрачности сектора, продвижение экосистемного подхода, сотрудничество между финансовыми и нефинансовыми организациями и усовершенствования цифровой финансовой инфраструктуры могут значительно ускорить цифровую трансформацию сектора.
В частности, представляется целесообразной реализация следующих мер:
- разработка и введение в действие нормативных актов, которые закладывают основу для правового регулирования и стандартов государственной политики в цифровизации финансового сектора, включая необходимые изменения в нормативно-правовой базе, касающейся цифровых финансовых активов, оптимизацию процесса сертификации программных решений и разъяснение принципов подотчётности и этических норм в отношении использования персональных данных;
- создание регулятивной площадки Банка России для отработки условий и технологий цифровизации отрасли;
- поддержка создания консорциумов участников финансового рынка для разработки цифровых решений, стандартов и технологий;
- стимулирование спроса на технологии цифровизации через государственные закупки.
Эти шаги могут привести к созданию более надежной и инновационной финансовой экосистемы.
Рисунок 1. Доходы бюджета Москвы 2023 г.
Общий объем доходов бюджета города Москвы в 2023 году составило 3 746,9 млрд рублей. Из них 1 716,8 млрд руб. составляют налоги на доходы физических лиц, 264,5 млрд руб. неналоговые доходы, 226,8 млрд руб. – специальные налоговые режимы, 166,2 млрд руб. – налог на имущество организаций, 62,5 млрд руб. – акцизы и 97 млрд руб. – прочие налоговые доходы [4].
Внедрение цифровых технологий в налоговое администрирование позволило увеличить поступления в бюджет и сделать процесс уплаты налогов удобным для налогоплательщиков. Цифровизация налогового администрирования позволила практически отказаться от традиционных форм проверок, и создать условия, когда уклонение от уплаты налогов становится не выгодным. Все транзакции с налоговым риском автоматически попадают в зону внимания налоговых органов через инструменты дистанционного мониторинга предиктивной аналитики с четкой градацией налогоплательщиков по зонам риска.
Первым инструментом стала АСК-НДС – автоматизированная система контроля за возмещением НДС из бюджета. Суть системы в том, что она автоматизирует налоговые процедуры и позволяет сохранять счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках, создавая налоговую историю компаний. Что помогает налоговым органам отделять добросовестных налогоплательщиков от недобросовестных, сокращая тем самым количество попыток незаконного возмещения НДС из бюджета, а также способствует косвенно увеличить поступления доходов от налога на прибыль организаций в бюджеты Российской Федерации.[1]
Рисунок 2. Структура поступлений по региональным и местным налогам в 2023 г.
В структуру поступлений по региональным и местным налогам в 2023 году вошли: налог на имущество – 166,2 млрд руб. (64,3%), транспортный налог – 32 млрд руб. (12,4%), земельный налог – 27,3 млрд руб. (10,6%), налог на имущество физических лиц – 24,7 млрд руб. (9,5%), торговый сбор – 8 млрд руб. (3,1%) и налог на игорный бизнес – 0,4 млрд руб. (0,2%). Что составила общих поступлений по региональным и местным налогам 258,7 млрд руб. [4].
Хотя цифровая трансформация открывает широкие возможности, она также создает проблемы. Такие вопросы, как конфиденциальность данных, кибербезопасность и значительные инвестиции, необходимые для создания современной технологической инфраструктуры, являются областями, требующими решения. Кроме того, быстрое развитие цифрового бизнеса требует пересмотра налогового законодательства для обеспечения справедливого налогообложения в условиях рыночной экономики и для поставщиков цифровых услуг.
В ответ на эти вызовы правительство Москвы активно работает над созданием адаптивной нормативно-правовой базы, которая соответствовала бы быстро меняющимся технологическим условиям и обеспечивала бы соблюдение требований законодательства и справедливость.
Цифровая трансформация экономики Москвы меняет подход города к формированию налоговых поступлений. Внедряя инновационные технологии, город не только совершенствует механизмы сбора налогов, но и повышает прозрачность, вовлеченность налогоплательщиков и общую эффективность своей деятельности. По мере развития цифровых технологий и требований рынка адаптивность Москвы будет иметь решающее значение для поддержания роста и максимизации ее финансового потенциала в ближайшие годы. Продолжающийся путь потребует сбалансированного подхода, включающего инновации и обеспечивающего адекватность нормативно-правовой базы, что в конечном итоге будет способствовать созданию устойчивой и процветающей городской экономики.
[1] Система АСК НДС-2 автоматизирует налоговые процедуры и сводит к минимуму влияние человеческого фактора / [Электронный ресурс] — URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ (дата обращения: 10.01.2025)
Список литературы
- Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. №203 «О стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы») / [Электронный ресурс] — URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения 10.01.2025)
- Официальный сайт ФНС / [Электронный ресурс] — URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/15480918/ (дата обращения: 10.01.2025)
- Рейтинг электронного правительства ООН (EGDI) / [Электронный ресурс] — URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Рейтинг_электронного_правительства_ООН_(EGDI) (дата обращения: 10.01.2025)
- Официальный сайт Мэра Москвы / [Электронный ресурс] — URL: https://www.mos.ru/ (дата обращения 10.01.2025)