Девятого марта 2015 года в официальном издании — Собрании законодательства Российской Федерации — впервые был опубликован Кодекс административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), который вступил в силу 15 сентября того же года.
В статье 39 этого Кодекса перечислены основные формы участия прокурора в административных делах. Одна из них заключается в обращении в суд с административным исковым заявлением для защиты нарушенных прав, свобод и интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов России, субъектов страны и муниципальных образований. Законодатель чётко определяет, чьи интересы прокурор может защищать в суде. Например, это те категории граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, дееспособности или другим объективным причинам не могут самостоятельно обратиться за защитой своих прав.
Перед тем как направить заявление в суд, прокурор готовит исковое заявление, соответствующее требованиям части 6 статьи 125 КАС РФ. Этот этап деятельности прокурора можно назвать «досудебным». Прокурор готовит административное заявление, собирает доказательственную базу, которая будет подтверждать обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, изучает прецеденты судебной практики и законодательство, чтобы все нормы закона были употреблены верно. Затем он направляет исковое заявление ответчику, прикладывая доказательства вручения документа. После этого иск направляется в суд.
Процессуальный статус прокурора при обращении с административным иском и при вступлении в процесс для дачи заключения вызывает дискуссии. Некоторые учёные считают, что прокурор получает статус истца, но это не совсем так, поскольку у него есть ограничения, которых нет у истца. Например, прокурор не может заключать мировое соглашение, а при отказе от иска заявление остаётся без рассмотрения до тех пор, пока соответствующее заявление не поступит от лица, в интересах которого выступает прокурор, или его представителя. Освобождение прокурора от уплаты судебных расходов также подтверждает, что он не является истцом. Скорее всего, он представляет собой специального участника судопроизводства, представителя государства, который реализует возложенные на него публичные функции.
Поэтому дача заключения прокурором по делу видится не только одной из форм участия прокурора в административном процессе, но и одним из направлений надзорной деятельности.
Деятельность прокурора по оспариванию нормативных актов регламентируется главой 21 КАС. Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 No 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками нормативного правового акта являются: издание его уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления, наличие в нём правовых норм, обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений или изменение существующих правоотношений.
Стоит отметить, что законодательная регламентация относительно формы и содержания заключения прокурора отсутствует, что порождает ряд проблем. Неясно, в какой форме заключение должно быть представлено суду, какие вопросы в нём должны быть отражены. Поэтому в научном сообществе предлагают внести изменения в действующее законодательство и более детально изложить пункт 7 статьи 39 КАС, указав требования к форме и определив обязательные вопросы, которые прокурор должен решить в своём заключении.
Необходимо подчеркнуть, что прокурор может участвовать в судебном процессе для дачи заключения по рассматриваемому делу в ситуациях, предусмотренных действующим законодательством. При этом в законе есть указание на то, что по делам, возбуждённым по заявлению прокурора, он не имеет права давать заключение. Если суд, не согласившись с заключением прокурора в процессе, примет иное решение по административному делу, то при наличии законных оснований участвующий в деле прокурор подаёт апелляционное представление (статья 295 КАС).
Заключение прокурора по административному делу — одна из форм его участия в административном процессе и одно из направлений надзорной деятельности. Прокурор даёт заключение по делам в случаях, предусмотренных КАС РФ. Однако законодательство гласит, что по делам, инициированным по административным исковым заявлениям, прокурор не может давать заключение. Процедура дачи заключения не регламентирована законодателем. Тем не менее этот процесс можно сравнить с выступлением прокурора в уголовном процессе во время прений, когда государственный обвинитель приходит к выводу о виновности или невиновности лица. Решение проблем, связанных с процедурой дачи заключений прокурором, поможет усовершенствовать данный институт, минимизировать проблемы при исследовании заключений прокурора и повысить эффективность этой процедуры.
Список литературы
- "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 №21-ФЗ // "Собрание законодательства РФ". - 09.03.2015. - №8. - ст. 1391
- Апелляционное определение Воронежского областного суда от 21.06.2022 N 33-3908/2022 по делу N 2-727/2022 (УИД 36RS0003-01-2021-006341-79) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SOKI&n=377312&dst=100001&ysclid=m5zv45jvht876897867#zv0A5aU80nJhoE5K1 (дата обращения 01.10.2024)
- Винокуров, А.Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону о прокуратуре РФ / А.Ю. Винокуров. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 959 с.
- Отческая Т.И., Володина Д.В., Отческий И.Е. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских, арбитражных и административных дел. М: Проспект, 2023 – 224 с.
- Современные направления развития законодательства и практики административного судопроизводства (в части оспаривания правовых актов) // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА сборник статей по материалам ежегодной всероссийской научно-практической конференции (Сорокинские чтения), посвящённой 70-летию доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста Российской Федерации Аврутина Ю.Е.: в 3 частях. 2017. С. 197-203