ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРОРА: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРОРА: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

99

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (204), Январь ‘25

Поделиться

В данной статье проводится ретроспективный анализ становления такого властного органа как прокуратура. Рассматривается правовое положение прокурора на соответствующем этапе развития этого властного института. Предлагается определение статусных характеристик органов прокуратуры.

Законодательное закрепление Прокуратуры Российской Федерации в Основном законе страны говорит о ее значимости и важных властных функциях, возложенных на данный орган. Помимо Конституции Российской Федерации деятельность прокуратуры регламентируется другие нормативными органами, к числу которых относится Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и иные организационно-распорядительные документы.

Определяя правовой статус прокуратуры РФ нельзя не сказать о том, что складывается он из ряда элементов, к числу которых относится законодательная регламентация в Конституции РФ, функции, которые возложены на данный орган, правовая основа, определяющая значимые положения о прокуратуре, требования, предъявляемые к кандидатам на должность прокурора, а также процедура назначения и освобождения от должности прокуроров всех уровней [1].

В целях определения статусной характеристики и основных направлений деятельности института прокуратуры целесообразно провести ретроспективный анализ ее становления в Российской Федерации.  Ведь без понимания прошлого опыта реформирования данной структуры невозможно определить качественные пути развития и модернизации органов прокуратуры, с целью оптимизации ее работы для наиболее эффективного результата по осуществлению надзора за исполнением закона и соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Прокуратура являет собой сложную уникальную модель органа, которая в процессе своего исторического развития претерпевала множественные изменения, однако, на протяжении всей своей истории ее отличительной чертой является широкой набор надзорных функций, возложенных на нее.

Как правило, при исследовании вопроса становления и развития прокуратуры принято выделять определенные этапы. Первый этап ограничивается 1917 годом и носит название дореволюционный. Данный период развития связывают с именем Петра 1, именно он инициировал учреждение органов прокуратуры. Прокуратура была создана в качестве государственного органа, осуществляющего контроль и для борьбы с такими категориями преступлений как взятничество, казнокрадство. В 1714 году правитель издает указ, согласно которому появляется должность фискала. В его функции входил надзор за всеми органами государства. В 1722 году образовывается должность генерала-прокурора, в его должностные обязанности входило осуществление надзора за исполнением указов монарха в Сенате, также он являлся своего рода посредником между императором и высшим органов власти (Сенатом), впервые на эту должность был назначен П.И. Ягужинский [3].

В свой следующий этап развития в 19 веке прокуратура была включена в состав Министерства юстиции. Отправной точкой в становлении органов прокуратуры как надзорного органа с четко обозначенными властными функциями стал нормативно-правовой акт – «Основные положения о прокуратуре». Данный документ четко прописывал основные правовые свойства этого органа, в частности были обозначены постулаты, которые следовало соблюдать при осуществлении прокурорской деятельности, к их числу относится: централизация органов прокуратур; осуществление «верховного надзора» Генерал прокурором; независимость работников прокуратуры; порядок назначения на должность генерал-прокурор и губернских прокуроров. В этом же веке произошел ряд реформ, в частности, судебная 1864 г. закрепила за прокуратурой функцию государственного обвинения.

В XX в. после прихода новой власти в 1917 г. прокурорский надзор был упразднен, а все функции данного органа перешли к народным судам и на революционные трибуналы. 1922 год можно назвать годом образования прокуратуры, с принятием «Положения о прокурорском надзоре» прокуратура наделялась рядом функций. Согласно данному положению деятельность органов власти стала поднадзорной, прокуроры начали участвовать в судебном процессе в качестве обвинителя, также устанавливался надзор за следственными органами и лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы. После этого нормативного документа последовал ряд преобразований, в частности в 1923 году создается Прокуратура Верховного суда Союза ССР, на нее возлагалась функция по осуществлению законодательной инициативы,  также она могла возбуждать уголовное преследование.  В дальнейшем эта прокуратура упраздняется и учреждается Прокуратура СССР, первым прокурором стал И.А. Акулов.

В военные годы функции прокуратур смещаются на «военные рельсы», данный орган стал осуществлять надзор за соблюдением законом военного времени, надзор за поставкой военной продукции и помощи по укреплению фронта.

После Великой Победы в связи с критическим упадком в экономике и других сферах жизни основная деятельность прокуратуры была сконцентрирована на укрепление законности в сфере экономики, принятии мер по ее восстановлению и предотвращению возможных нарушений закона [4].

В послевоенные годы на базе прокуратуры учреждается должность следователей прокуратуры. Их возникновение стало необходимой закономерностью в связи с ростом числа преступлений, также в их должностные обязанности входило и реабилитация необоснованно репрессированных граждан.

Новую редакцию Конституции СССР принято отождествлять с новым этапом в развитии Российской прокуратуры. После принятия новой Конституции был разработан Закон о Прокуратуре СССР 1979 года, в соответствии с которым прокуратура получила статус единой централизованной системы. В соответствии с данным документом прокуратора наделалась следующими полномочиями: исполнять советское законодательство, расследовать преступления и привлекать к уголовной ответственности, разрабатывать методы по предупреждению совершения преступлений, а также координировать деятельность по борьбе с преступностью [5].

В связи с распадом СССР у органов прокуратуры снова забрали часть полномочий, теперь ее деятельность свелась к поддержанию обвинения в судебном процессе.

На сегодняшний день в действующей Конституции РФ, в ст. 129 дается определение прокуратуры, определяется порядок назначения на должность, устанавливаются требования к претенденту на должность. Законодатель выделяет отдельное место прокуратуре в системе государственных органов, выделяя при этом полифункциональность этого органа.

Возвращаясь к вопросу определения статусных характеристик органов прокуратуры, необходимо заключить следующее. Толкование правового статуса любого органа происходит исходя из направлений его деятельности, функций, возложенных на него, характера и содержания его деятельности.

Как на любой государственный орган, на прокуратуру возлагается исполнения определенных функций. Функция как правовая категория имеет свою структуру. Видится интересной структура функций прокуратуры, и объясняется это характером ее надзорной деятельности. Основные функции прокуратуры, отраженные в действующем законодательстве нашей страны включают в себя, так называемые, подфункции. Каждая из этих подфункций имеет свое содержание и находится в постоянной взаимосвязи с другими подфункциями. Осуществляя свое взаимодействие, подфункции формируют надзор, осуществляемый органами прокуратуры на территории страны.

Подводя итог вышеизложенному, можно заключить, прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции [2]. Как любой государственный орган, прокуратура имеет свой индивидуальный правовой статус. Правовой статус складывается из ряда элементов, к числу которых относится законодательная регламентация в Конституции РФ, функции, которые возложены на данный орган, правовая основа, определяющая значимые положения о прокуратуре, требования, предъявляемые к кандидатам на должность прокурора, а также процедура назначения и освобождения от должности прокуроров всех уровней. Ретроспективный анализ становления органов прокуратуры показывает, что на протяжении всего своего формирования данный государственный орган выполнял важные для государства функции по осуществлению надзорной деятельности.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Официальный текст Конституции РФ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru
  2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. №2202 – 1 (ред. от 30.09.2024) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ. – 20.02.1992. - №8. – Ст. 366
  3. Евдокимов, В.Б. Конституционализация прокуратуры в России и других государствах-участниках СНГ / В. Б. Евдокимов, М. М. Какителашвили // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2023. – Т. 19, №5. – С. 92-104. – DOI 10.61205/jzsp.2023.069. – EDN RGUQAV
  4. Отческая Т.И., Володина Д.В., Отческий И.Е. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских, арбитражных и административных дел: курс лекций (отв. ред. Т.И. Отческая). - "Проспект", 2023 г.
  5. Попов М.А. История развития российской прокуратуры // Наука через призму времени. – 2023. - №4 (73). – С. 7
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее