СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ-ИНОФОНОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В РЕАЛИЯХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ-ИНОФОНОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В РЕАЛИЯХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

291

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (204), Январь ‘25

Поделиться

В статье поднимается вопрос о глобальной теме социально-психологической адаптации подростков-инофонов в образовательном поликультурном пространстве. Отмечается, что социально-психологическая адаптация подростков-иностранцев в поликультурной образовательной среде — это сложный и многоуровневый процесс, требующий комплексного подхода, как со стороны образовательных учреждений, так и общества в целом. Безусловная поддержка, толерантность и открытость со стороны всех участников образовательного процесса могут существенно улучшить качество жизни и образования подростков в многонациональной среде.

Социально-психологическая адаптация подростков-иностранцев в поликультурной образовательной среде — это многогранный процесс, включающий в себя интеракцию между различными культурами, индивидуальные особенности подростков, а также социальные и психологические факторы, которые могут влиять на их интеграцию в новое учебное окружение. Об этом современной действительности в своем исследовании упоминает Гуленко О.В. [4].  В Приморском крае, конкретно в г. Находка, в общеобразовательных учреждениях насчитывается более 700 учащихся в возрасте от 10-16 лет детей-инофонов прибывших из Таджикистана и Узбекистана.

Необходимо отметить тот факт, что женщины данных национальностей, совершенно не владеют русской речью. Именно это препятствует «здоровой» адаптации подростков-инофонов в образовательных учреждениях. По менталитету в семьях, прибывших из Таджикистана и Узбекистана, мужчины занимаются торговлей или иной работой, а женщины ведут домовое хозяйство. Таким образом, по мнению мигрантов, женщине нет необходимости овладевать русским языком и дети, обучающиеся в русскоговорящих учебных заведениях, не владеют русской речью на бытовом уровне. Из этих факторов вытекают трудности социально-психологической адаптации подростков-инофонов в поликультурной образовательной среде.

О проблемах социально-психологической адаптации рассуждают такие авторы как. Асмолов А.Г., в своей научной работе «Толерантность: от утопии к реальности, на пути к толерантному сознанию» [3]. Стрельцова Н.Н., в научном докладе «Проблемы адаптации детей мигрантов школе» [7], сообщает о трудностях адаптивного периода в поликультурной школьной среде подростков-инофонов.

Педагоги и психологи в обобщенной форме выявили ряд причин трудности адаптации подростков- мигрантов в поликультурной школе, что приводит к дезодоптации и высокому уровню неудовлетворенности всех субъектов образовательного процесса.

1. Проблематика адаптации

Подростки-иностранцы сталкиваются с рядом уникальных вызовов, когда пытаются адаптироваться к новой культурной среде. Эти вызовы могут быть связаны как с языковым барьером, так и с различиями в социальных нормах и ценностях, которые могут существенно отличаться от тех, с которыми они были знакомы ранее.

2. Основные аспекты адаптации

Языковая адаптация: владение языком страны, в которой подросток обучается, является ключевым фактором успешной адаптации. Невозможность свободно общаться может приводить к чувству изоляции и отсутствию социальной поддержки.

Работа социально - психологической помощи в г. Находка выстроена таким образом: в учебных учреждениях разрабатывается программа дополнительного образования для подростков и их родителей на понимания и усвоение русского языка. Факультативные занятия проходят три раза в неделю на базах школ и дошкольных детских учреждений.

 

Культурная адаптация: принятие и понимание новых культурных норм и практик также играют важную роль. Подростки должны учиться адаптироваться к различному поведению и ожиданиям, которые могут существенно отличаться от их собственного опыта.

В течение учебного года приводиться мероприятия «Мы единые жители России», где происходит знакомство с культурой разных народов, населяющих Российскую Федерацию и Приморский край, в частности. К подобным фестивалям приобщаются международные ассоциации и представители той или иной диаспоры, что помогает создать более инклюзивную атмосферу и способствовать пониманию между подростками разных национальных культур и снизить языковые барьеры взаимопонимания.

Социальная интеграция: налаживание дружеских отношений и социальных связей с местными подростками часто представляет собой сложную задачу. Какие-либо предвзятости или ксенофобия со стороны сверстников могут усугублять ситуацию.

Для данной социальной интеграции в г. Находка Приморского края разработана программа сотрудничества с КДН, ПДН, полиции и подростковой организации волонтерского движения «РОСТОК».

 

Психологические факторы: эмоциональное состояние подростков, которое может включать в себя стрессы, тревожность и депрессию, также сильно влияет на процесс адаптации. Нормализация этих состояний и помощь в их преодолении является важной частью системы поддержки.

В каждом образовательном пространстве г. Находка разработана, адаптирована и применяется в практике программа психологической поддержки подростков-инофонов и их семей.

Социально-психологическая адаптация подростков-иностранцев в поликультурной образовательной среде — это сложный и многоуровневый процесс, требующий комплексного подхода, как со стороны образовательных учреждений, так и общества в целом. Безусловная поддержка, толерантность и открытость со стороны всех участников образовательного процесса могут существенно улучшить качество жизни и образования подростков в многонациональной среде.

3. Оценка эффективности программ

Для того чтобы программы поддержки были эффективными, необходимо регулярно оценивать их результативность. Это делается через опросы, интервью и анализ успехов подростков в учебе и социальной жизни. Важно учитывать мнение именно самих подростков о том, что им помогает, а что требует улучшения.

Методики:

-Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Е.Д. Спилберг, Ю.А. Ханин).

-Интолерантность - толерантность (ИНТОЛ) (Л.Г. Погребут).

-Диагностика социально - психологической адаптации (К. Рождрс, Р. Даймонт).

-Методика измерение гражданской идентичности для детей и подростков (адаптирована О.Е. Хухлаевой).

-Стратегия адаптации (Джон Берри)

Предложенная методическая подборка дает полноценную картину адаптационного периода подростков-инофовов в чуждой социально-психологической культуре обучения и коммуникации.

Создание поддерживающей и интеграционной среды поможет не только иностранным подросткам, но и всему образовательному сообществу стать более открытым и дружелюбным. Важно помнить, что успешная адаптация иностранных подростков обогащает не только их личный опыт, но и культурную палитру общества в целом, создавая условия для взаимопонимания и уважения между различными культурами.

4. Роль технологий

Современные технологии играют ключевую роль в процессе адаптации иностранных подростков. Использование мультимедийных ресурсов, приложений для изучения языка и платформ для общения позволяет значительно облегчить процесс вхождения в новую культуру. Например:

  • Языковые приложения: существуют множество мобильных приложений, которые помогают подросткам учить язык во время игры или общения, что делает процесс обучения увлекательным.
  • Социальные сети: платформы, такие как Сферум, ВК, Телеграмм канал или TikTok, могут помочь подросткам находить сообщество и обмениваться культурным опытом, что способствует лучшему пониманию местных традиций и стилей жизни.
  • Виртуальная реальность: Технологии VR могут быть использованы для создания интерактивных сценариев, которые помогут подросткам погрузиться в новую культуру (например, виртуальные экскурсии по местным достопримечательностям).

Адаптация иностранных подростков в новой культурной среде представляет собой многоуровневый процесс, который требует комплексного подхода со стороны образовательных учреждений, сообществ и самих подростков. Успешная интеграция зависит от создания поддержки и наличия ресурсов, способствующих глубокому пониманию и уважению различных культур. Важно продолжать работу над улучшением условий для адаптации, чтобы каждый подросток имел возможность максимально раскрыть свой потенциал и стать полноправным членом нового общества.

Создание инклюзивного пространства для иностранных подростков в образовательных учреждениях – это комплексная задача, требующая активного участия всех участников образовательного процесса: от учителей и администрации до местных организаций и самих подростков-инофонов. Эффективная реализация предложенных методов поможет не только облегчить адаптацию иностранных учащихся, но и обогатить привычную образовательную среду за счёт разнообразия культур и идей, которые будут представлены. В конечном итоге, это создаст более сплочённое и открытое сообщество, в котором у каждого есть возможность развиваться и учиться на разных уровнях.

Перспектива на предстающую работу по реализации программы социально - психологической адаптации подростков-инофонов в поликультурной среде.

1. Программа обратной связи

Создание системы обратной связи, в рамках которой подростки-инофоны смогут анонимно делиться своими впечатлениями об интеграционных инициативах, позволит оперативно реагировать на возникающие проблемы и недовольства.

  • Тематические встречи: регулярные встречи с группами мигрантов, где могут обсуждаться вопросы интеграции, помогут выявить конкретные проблемы и возможности для улучшения программ.
  • Анонимные ящики для предложений: установка анонимных ящиков для предложений в общественных местах школы позволит подросткам-инофонам свободно высказывать свои мысли и идеи относительно программ интеграции, безопасности и комфорта, что создаст атмосферу доверия и открытости.

2. Обучение учителей и персонала

Необходимость постоянного обучения для учителей и персонала школы в области межкультурной коммуникации и адаптации иностранных учеников также нельзя недооценивать.

  • Специальные тренинги: проведение регулярных семинаров и тренингов для педагогов, направленных на обучение их принципам работы, с многонациональными группами обучающихся, поможет повысить уровень толерантности и понимания среди школьных работников.
  • Обмен опытом: важно организовать обмен опытом между местными и иностранными учителями. Это поможет каждому лучше понять культурные различия и подходы к обучению.

3. Информация о ресурсах

Создание и распространение материалов, содержащих информацию о доступных ресурсах для иностранных подростков и их семей, имеет большое значение.

  • Информационные брошюры: подготовка брошюр с информацией о местных ресурсах, таких как службы поддержки, медицинские учреждения, советы по правам мигрантов и иммиграции, может помочь подросткам-инофонам чувствовать себя более защищённо и уверенно в новой среде.
  • Вебинары и семинары: проведение вебинаров и семинаров, на которых можно будет рассказать о доступных ресурсах и ответить на возникающие вопросы, также будет полезным дополнением.

Интеграция иностранных подростков в образовательную и социальную среду требует комплексного подхода и активного участия всех сторон — от администрации школ до местных и иностранных студентов. Условия для успешной интеграции можно создать через открытое взаимодействие, совместные мероприятия, формирование дружной и поддерживающей атмосферы, а также через системное обучение и обмен опытом.

Создание инклюзивного образовательного пространства, где каждый может чувствовать себя в безопасности и быть принятым, критически важно не только для подростков-инофонов, но и для всего общества, способствуя его гармоничному развитию и социальной устойчивости.

Список литературы

  1. Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. №7 (51). С. 83-84
  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976
  3. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию. М., «Смысл», 2000
  4. Гуленко О.В. Теоретикометодологичекие основы педагогической поддержки защиты учащихся мигрантов в поликультурном пространстве: автореф. диссер. док. пед. наук. Ростов на/Д: РГПУ, 2000
  5. Ибрагимова Л.А., Саловатова А.М. Этнокультурный компонент в деятельности современных школ региона / Л.А. Ибрагимова, А.М. Салаватова // Серия Психологические и педагогические науки. Вып. 4
  6. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М: ИЭА РАН
  7. Стрельцова Н.Н., Аналитический доклад “Проблемы адаптации детей мигрантов в школе”. Сургут, 2008
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее