Защита детства – это прямо предусмотренная ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации обязанность государства. Более того, дети, в соответствии с ч. 4 ст. 67.1 Конституции Российской Федерации, являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Однако, несмотря на это, актуальность феномена самоубийства не перестает быть менее значимой: так, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, суицид – одна из ведущих причин смертности среди несовершеннолетних [4, с. 56] [1] и признаков, свидетельствующих о тенденциях к изменению такого положения, нет. При этом, дети, как наиболее уязвимая категория граждан, подвержены пагубному влиянию «групп смерти» и других сообществ в Интернете, основная цель которых – склонить или довести к самоубийству несовершеннолетнего: публикации на сайтах и социальных сетях, которые содержат призывы к самоповреждению или самоубийству, в последнее время приобрели высокую распространенность, способствуя усилению психологического давления на уязвимых детей. Предполагается, что в современных условиях, когда Российская Федерация уделяет особо приоритетное внимание защите прав ребенка, закрывать глаза и игнорировать сложившуюся практику было бы недопустимо.
Во-первых, важно отметить, что термин «группы смерти» используется для описания Интернет-сообществ, целью деятельности которых является склонение несовершеннолетних к самоубийству. Этот феномен является одним из наиболее опасных проявлений влияния групповой динамики на психическое состояние уязвимых подростков. «Группы смерти» формируются вокруг идеи саморазрушения, поощряя практику самоповреждений и совершения самоубийств. Обеспечивают функционирование данных групп кураторы, которые ведут целенаправленную работу с аудиторией, выявляя среди общей массы подростков тех, кто склонен к совершению суицида [1, с. с. 24] [2]. Рассматриваемые Интернет-сообщества появились в 2016 г., но особое распространение получили в 2017 г., в связи с чем отечественным законодателем были предприняты оперативные меры по урегулированию сложившейся ситуации, выразившиеся во внесении ряда новелл в Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) (далее по тексту – УК РФ): помимо ст. 110 УК РФ, противодействуют распространению суицида ст. 110.1 УК РФ и ст. 110.2 УК РФ.
Так, необходимо обозначить, что действующий УК РФ в составах, предусмотренных ст. 110-110.2 УК РФ, разграничивает три вида преступлений: доведение, содействие и склонение к самоубийству. Под «склонением» понимаются целенаправленные действия или серия действий, целью которых является намеренное психологическое воздействие на индивида с целью подтолкнуть его к совершению акта самоубийства, при этом, не имеет значения, наступили ли последствия в виде самоубийства или покушения на него со стороны потерпевшего [3] [3]. В свою очередь, «содействие» – это преступное деяние, заключающееся в оказании помощи другому лица с целью стимулировать или облегчить совершение акта самоубийства (этот вид преступления предполагает умышленную активную или пассивную поддержку лица, выражающего желание покончить с собой). «Доведение» представляет из себя совершение ряда действий, приводящих к тому, что лицо, находясь под влиянием негативного воздействия или психологической травмы, совершает непосредственно сам акт самоубийства.
Также, исследуя обозначенную тему, важно провести анализ объективных признаков рассматриваемых составов преступлений. Во-первых, представляется необходимым заметить, что УК РФ относит несовершеннолетнего к специальной категории субъектов, совершение преступления в отношении которых влечет за собой повышенную уголовную ответственность. Так, например, за склонение к совершению самоубийства при отсутствии признаков доведения до самоубийства, реализуемое в отношении общего потерпевшего, ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 110.1 УК РФ, менее суровая, чем за совершение тех же деяний в отношении несовершеннолетнего. При этом, реализация преступных целей, совершенная с использованием сети «Интернет», является квалифицированным доведением или склонением несовершеннолетнего к самоубийству. Данное обстоятельство объясняется тем, что Интернет является не только удобным способом взаимодействия ребенка со своими сверстниками, но и способом социализации, происходящим перекрестно с большим охватом «разнообразной» аудитории, что в совокупности является благоприятной средой для формирования суицидальных намерений. Кроме того, динамика развития интернет-отношений обусловливает необходимость в ужесточении рамок их правового регулирования.
Однако, несмотря на наличествующие уголовно-правовые меры, полноценного обеспечения безопасности несовершеннолетних в сети «Интернет» достичь правоприменителю не удается, о чем свидетельствует факт того, что ежегодно в России совершают суицид свыше пятисот несовершеннолетних граждан [2] [4]. Соответственно, возможно заключить, что действующих методов недостаточно. , а дляТаким образом, с целью реального гарантирования прав ребенка и защиты детства, представляется своевременнымой постановка вопроса об ужесточении уголовной ответственности как за содействие и склонение к суициду , так и за доведение до него.
В обоснование вышеуказанной позиции представляется необходимым обратиться к обстоятельству того, что в настоящее время, санкции за совершение деяний, предусмотренных п. «а» и «д» ч. 110 УК РФ, не превышают 15 лет лишения свободы, при этом, если сравнивать с ч. 1 ст. 105 УК РФ (как с преступлением схожим по объекту посягательства и размером санкции), то возможно заметить, что доведение несовершеннолетнего до суицида с использованием сети «Интернет» является более жестоким общественно-опасным деянием, поскольку, с одной стороны, что у убийства, что у доведения до самоубийства результат единый – смерть потерпевшего, однако, с другой стороны, во втором случае имеют место быть в том числе и угрозы, жестокое обращение, а также систематическое унижение человеческого достоинства психически уязвимого к внешним раздражителям несовершеннолетнего потерпевшего. Думается, что данная ситуация идет в разрез с приоритетом защиты детства, гарантированным Основным закономКонституцией Российской Федерации.
Более того, если анализировать положения ч. 2 ст. 110.2 УК РФ, то стоит заметить, что организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства или призывов к совершению самоубийства, совершенная с использованием сети «Интернет», влечет за собой ответственность, максимальный размер которой составляет 15 лет лишения свободы. При этом, «организация деятельности» в виртуальном пространстве (на примере «групп смерти») подразумевает под собой создание Интернет-сообщества, в котором организатор, являясь владельцем ресурса, назначает администратора группы, наделяя его полномочиями по набору команды-злоумышленников (модераторов групп, редакторов постов, ответственных за поиск жертв и т.д.), соответственно, наличествует факт создания преступной группы. Представляется, что размер санкции не отвечает критериям соразмерности содеянному и социальной справедливости, поскольку, например, санкция за совершение деяния, подпадающего под признаки п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ (как преступления схожего по объекту посягательства и способу совершения), предусматривает наказание в виде лишения свободы до 20 лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертную казнь. Так, за совершение de facto схожих по своей природе действий, наступает разная ответственность, в связи с чем, в сознании незначительной неустойчивой части граждан может сложиться превратное мнение о безнаказанности преступников и возможности избежать ответственности за содеянное.
Таким образом, предполагается, что для реального обеспечения защиты жизни и здоровья несовершеннолетних необходимо увеличить размер уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 110-110.2 УК РФ. Представляется, что данное изменение в уголовном законодательстве минимизирует влияние Интернет-сообществ на уязвимое психоэмоциональное состояние несовершеннолетних, поскольку расширение деятельности «групп смерти» несет в себе угрозу не только для отдельного индивида, но и для общества в целом. Ужесточение мер уголовной ответственности может быть одним из способов предупреждения таких трагедий.
Список литературы
- «Группы смерти» как угроза национальной безопасности России. Аналитический доклад (18+) / Кавказский геополитический клуб. М.: Издатель А.В. Воробьев, 2017. С. 50-52
- «Каждые 12 минут». Что происходит с суицидами в России? // Спид.центр URL: https://spid.center/ru/articles/2541/ (дата обращения: 22.12.2024)
- Прокурор разъясняет // Прокуратура Самарской области URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_63/activity/legal-education/explain?item=54405126 (дата обращения: 20.12.2024)
- Старжинская А.Н. Доведение до самоубийства и причастность к самоубийству несовершеннолетнего лица по уголовному праву Российской Федерации: актуальные проблемы законодательства и правоприменения: дис. канд. юр. наук: 12.00.08. М., 2022. С. 111-117