МЕСТО И РОЛЬ ПРОКУРОРА НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

МЕСТО И РОЛЬ ПРОКУРОРА НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Уголовное право

Просмотры

86

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (203), Январь ‘25

Дата публикации 13.01.2025

Поделиться

Все стадии уголовного процесса важны для полного и всестороннего рассмотрения уголовного дела. В связи с этим, у каждого государственного органа имеется своя функция при расследовании уголовного преступления. Стадия предварительного следствия подразумевает осуществление прокурором своих полномочий в рамках расследования по уголовному делу. Однако, в научной литературе вопрос о месте и роли прокурора на стадии предварительного расследования является спорным и многогранным. На основании этого, целью исследования является определение функций прокурора, как одного из участников уголовного судопроизводства, для определения его места и роли в уголовном процессе.

Прокурор является одним из центральных участников уголовного процесса, так как он выполняет множество разных функций как на стадии расследования, так и при рассмотрения уголовного дела судом.

В соответствии со ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ)[1] прокурором является «должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия».

Однако, некоторые авторы считают, что имеется некая неопределённость в осуществлении прокурором уголовного преследования. Так, согласно ст. 21 УПК РФ прокурор является субъектом уголовного процесса, который осуществляет уголовное преследование, в силу п. 45, 47 ст. 5 УПК прокурор является стороной, выполняющей функцию обвинения, а в соответствии с п. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, которое осуществляет уголовное преследование на стадиях уголовного судопроизводства.

Таким образом, в законодательстве нечетко определены функции прокурора в уголовном процессе, так как он с одной стороны осуществляет уголовное преследование, с другой стороны осуществляет надзор за органами дознания и органами предварительного следствия, а с третьей стороны является обвинителем по делу.

В свою очередь, Абаканова В.А. считает, что в п. 1 ст. 37 УПК РФ намерено функции прокурора не разграничены более детально, так как это указывает на то, что прокурор на стадии предварительного расследования выполняет только те функции, на которые он уполномочен[2]. Таким образом, функции прокурора необходимо рассматриваться как комплекс мер, не разграничивая их.

Для того, чтобы определить место и роль прокурора на стадии предварительного расследования необходимо понять смысл судебной реформы, которая была начата в 1991 году.

В 2001 году был принят УПК РФ, который закрепил, что прокурор может осуществлять уголовное преследование в ограниченном виде, в рамках своих полномочий. Однако, в настоящее время полномочия прокурора в данной сфере стали менее обширными, так как многие из них перешли во ведомственный контроль. Так, например, раньше следственный комитет и прокуратура были одним органом, и прокурор мог руководить предварительным следствием. Сейчас же прокуратура является отдельным надзорным органом и не имеет полномочий по руководству предварительным следствием.

Несмотря то, что уголовным законодательством за прокурором установлено уголовное преследование, на стадии предварительного расследования его функции сводятся больше к надзорным. То есть прокурор обязан проверить органы дознания и следствия на предмет нарушения процессуального законодательства.

В научной литературе многие годы ведется дискуссия относительно определения места и роли прокурора на стадии предварительного следствия. Гатауллин З.Ш. говорил, что недостаточный прокурорский надзор за предварительным следствием «может привести к возрастанию роли узковедомственных интересов в расследовании преступлений и росту коррупции в следственных органах»[3]. Малиненко М.К. же считает, что ведомственный контроль и прокурорский надзор не влияют на законность расследования, так как ведомственный контроль и прокурорский надзор выполняют разные задачи[4], в связи с чем риск возникновения коррупциогенных факторов ниже.

Таким образом, можно отметить, что прокурорский надзор является гарантией законности, так как имеет собственные задачи и не связан с интересами органов предварительного расследования. Органы прокуратуры самостоятельны, вправе самостоятельно проявлять инициативу в выявлении и устранении нарушений закона, а также принимать и разрешать обращения граждан на действия органов предварительного расследования.

На основании изложенного стоит заметить, что между органами прокуратуры и органами предварительного расследования имеется некий баланс, позволяющий соблюдать законные права и интересы сторон, а также иных граждан, причастных к расследованию уголовного дела. Такой баланс, в первую очередь создается при помощи законодательства, а в дальнейшем внедрением и применением правоохранительными органами. Если органы предварительного расследования не выполняют требования законодательства, прокурор обязан провести проверку и вынести акт прокурорского реагирования с целью устранения нарушения норм законодательства.

Предполагается, что прокуратура и органы предварительного расследования должны действовать как слаженный механизм, однако, в настоящее время только предпринимаются меры для обеспечения слаженной работы.

Таким образом, судебная реформа хоть и уменьшила полномочия прокурора, но в то же время и усилила гарантии законности судебного контроля за деятельностью органов предварительного расследования. И можно говорить о том, что, принимая такие правовые нормы, произошло расширение судебного контроля.

Однако, стоит выделить преимущества надзора на стадии предварительного расследования по сравнению с судебным контролем:

  1. Инициативность и оперативность прокурорского надзора – как указывалось выше, прокурор вправе самостоятельно инициировать проверку законности на стадии предварительного расследования, а также по обращению граждан. Помимо этого, прокурор быстрее реагирует на акты нарушения закона, нежели судебные органы.
  2. Близость прокурорского надзора к органам дознания и органам следствия – прокурор имеет прямую связь с органами предварительного расследования, что позволяет в короткие сроки получить необходимую информацию и документы и нарушении закона. Также важно отметить, что все уголовные дела «проходят через руки» прокурора, который обязан проверить их на предмет законности и правильное применение процессуальных мер.
  3. Постоянный мониторинг исполнения закона – если в отношении органов предварительного расследования был вынесен акт прокурорского реагирования, то прокурор обязан проконтролировать выполнение указанных предписаний и восстановление нарушенных прав.

Итак, какого же место и роль прокурора на стадии предварительного расследования.

Во-первых, прокурору предоставляется право осуществления надзорных функций в отношении органов предварительного расследования. Данные функции реализуются следующим образом: при обнаружении нарушений законодательства, прокурор обязан обратиться к начальнику органа предварительного расследования, если он не согласен с указанными нарушениями, то прокурор должен идти в вышестоящие инстанции, вплоть до Генерального прокурора РФ. Процедура долгая и требует большого объема работы, однако, такие случаи редки. Чаще всего все решается на первом этапе.

Во-вторых, отлаженность взаимодействия органов предварительного расследования, прокурора и суда нуждается в законодательном регулировании. То есть, прокурор, являясь средним звеном в рассмотрении уголовного дела, лишь проверяет его законность, но в случае выявления препятствий на стадии рассмотрения дела суд возвращает его именно прокурору для устранения таких препятствий (ст. 237 УПК РФ). При этом какова роль прокурора в этих случаях неясно.

Таким образом, место и роль прокурора на стадии предварительного следствия четко не определена, имеются разногласия во мнениях. С одной стороны, прокурор, это гарант законности, с другой стороны надзирающий орган, а с третьей – посредник между органами предварительного расследования и судом.

Подводя итог, хочется отметить, что место и роль прокурора на стадии предварительного расследования не до конца урегулированы действующим законодательством. По итогам судебной реформы с органов прокуратуры сняли нагрузку по расследованию уголовных дел, но в то же время и установили конкретной цели их деятельности.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями / Российская Федерация. Законы. – Текст: непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации. – 24.12.2001. – №52 (ч. 1). – Ст. 4921
  2. Абканова, В.А. Проблемы роли и места прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса / В.А. Абканова. – Текст: непосредственный // Новеллы права, экономики и управления 2021. сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции. – 2022. – С. 92-95
  3. Гатауллин, З.Ш. Уголовное преследование как функция прокурора в уголовном судопроизводстве / З.Ш. Гатауллин. – Текст: непосредственный // Бизнес в законе. – 2009. – №1. – С. 221-225
  4. Малиненко, М.К. Баланс судебного контроля, прокурорского надзора и ведомственного контроля как условие законности предварительного следствия / М.К. Малиненко. – Текст: непосредственный // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2009. – №4. – С. 87-92
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее