В современной сельскохозяйственной инженерии особое внимание уделяется разработке и оптимизации движения тракторов. Эти мощные машины являются ключевыми элементами эффективного ведения аграрного бизнеса.
Функционально-конструктивное моделирование (ФКМ) – это методология, которая используется в техническом проектировании, чтобы разработать эффективное и оптимальное решение конкретной проблемы или задачи.
Основная идея функционально-конструктивного моделирования заключается в том, чтобы разбить большую задачу на множество более простых функциональных моделей, которые вместе образуют комплексную систему. Эти функциональные модели описывают основные характеристики и свойства системы, позволяют определить ее функции и связи между компонентами. После следует разработка математических моделей, описывающих взаимодействие элементов модели при помощи законов физики с применением различных формул.
Рисунок 1. Функционально-имитационная модель работы трактора
Исходя из основной идеи ФКМ следует в первую очередь определить процессы, протекающие на каждом уровне функциональности технического устройства, а затем представить их в виде математических формул и физических законов.
На первом уровне функциональности основной деятельностью, подлежащей описанию и моделированию, является движение эксплуатационное трактора из точки А в точку В (рис.2).
Рисунок 2. Первый уровень функциональности (движение трактора)
Движение трактора подчиняется законам динамики Ньютона. Согласно второму закону Ньютона, ускорение тела пропорционально приложенной силе и обратно пропорционально массе тела:
Где
F – сила, воздействующая на объект;
m – масса объекта;
a – ускорение, действующее на объект.
У любого движения помимо его динамики можно также построить модель кинетической энергии этого движения. Согласно второму закону Ньютона, кинетическая энергия поступательного движения описывается по следующей формуле:
(2)
Где
E – кинетическая энергия;
m – масса тела;
V – скорость тела.
Под функциональностью второго уровня для моделирования движения трактора принимается вращательное движение при работе кривошипно-шатунного механизма коленчатого вала.
Рисунок 3. Второй уровень функциональности (вращательное движение коленчатого вала)
У любого движения помимо его динамики можно также построить модель кинетической энергии этого движения. Согласно второму закону Ньютона, кинетическая энергия поступательного движения описывается по следующей формуле:
(3)
Где
E – кинетическая энергия;
J — момент инерции тела относительно оси вращения;
ω — угловая скорость.
(4)
Кинетическая энергия превращается в крутящий момент, передаваемый на трансмиссию.
(5)
Где
Jприв – момент инерции;
– изменение единицы времени;
Мпр – приведенный момент;
Мдвиж – момент двигателя.
Передаточная функция КПП трансмиссии (Uтр) имеет большой набор зубчатых передач с помощью, которых меняются пары зубчатых зацеплений, при этом изменяется угловая частота, идущая на привод движителя в форме звёздочки и гусеницы. Учитывая диаметр приводной звездочки, гусеница движется и развивает тяговое усилие.
Все функции системы соединены последовательно, поэтому передаточная функции равна произведению функций каждого элемента механической системы трактора.
(6)
Где
Ртяги – сила тяги;
Dзвезд – диаметр приводной звездочки.
Преобразовав уравнения первого и второго уровня функциональности, запишем общее модельное уравнение механической системы трактора.
(7)
Преобразуем уравнение (7) с учётом конструктивного состояния двигателя, получим функционально-конструктивную модель в математической форме.
(8)
(9)
Уравнение представляет собой модель, описывающую взаимосвязь между конструкцией тракторного агрегата и его эксплуатационными показателями. Это уравнение включает в себя влияние различных структурных компонентов, включая двигатель, трансмиссию и движитель, на основные параметры работы агрегата, такие как скорость движения.
Важным аспектом исследования является также анализ влияния эксплуатационных параметров на структурные характеристики трактора. Это позволяет понять, как изменения в эксплуатационных условиях могут сказываться на основных конструктивных параметрах агрегата.
Список литературы
- Артоболевский, И.И. Теория механизмов и машин: учебник / И.И. Артоболевский. - 4-е изд., перераб. и доп. / Репрнитное воспроизведение издания 1988 г.. - Москва: Транспортная компания, 2023. - 610 с.
- Татауров В.П., Панков Ю.В. Алгоритм экспертного анализа технического изделия: учебное пособие. - Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург), 2013. - 97 с.
- Панков Ю.В., Новопашин Л.А., Вырова О.М., Садов А.А. Имитационное моделирование хрупкого разрушения автомобильного стекла при сервисной экспертизе // Аграрное образование и наука. – 2016. – №3. – С. 20
- Панков Ю.В., Новопашин Л. А., Садов А.А., Потетня К.М. Техническая диагностика и психология развития суждения специалиста// Научно-технический вестник: Технические системы в АПК. – 2019. – №4 (4). – С. 76-83