ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОНСТРУКТИВНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТРАКТОРА

ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОНСТРУКТИВНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТРАКТОРА

Авторы публикации

Рубрика

Технические науки

Просмотры

39

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (203), Январь ‘25

Дата публикации 12.01.2025

Поделиться

Функционально-конструктивное математическое моделирование движения трактора - это сложный и многогранный процесс, требующий глубоких знаний и навыков в области математики и механики. В данной статье мы рассмотрим функционально-конструктивный подход, который основывается на создании математической модели, представляющей собой систему дифференциальных уравнений, описывающих движение всех элементов трактора, их взаимодействие между собой и с внешней средой. Центральное место в теории движения трактора занимают уравнения и законы динамики, которые учитывают особенности конструкции тракторов, их взаимодействие с почвой и влияние внешних сил.

В современной сельскохозяйственной инженерии особое внимание уделяется разработке и оптимизации движения тракторов. Эти мощные машины являются ключевыми элементами эффективного ведения аграрного бизнеса.

Функционально-конструктивное моделирование (ФКМ) – это методология, которая используется в техническом проектировании, чтобы разработать эффективное и оптимальное решение конкретной проблемы или задачи.

Основная идея функционально-конструктивного моделирования заключается в том, чтобы разбить большую задачу на множество более простых функциональных моделей, которые вместе образуют комплексную систему. Эти функциональные модели описывают основные характеристики и свойства системы, позволяют определить ее функции и связи между компонентами. После следует разработка математических моделей, описывающих взаимодействие элементов модели при помощи законов физики с применением различных формул.

Рисунок 1. Функционально-имитационная модель работы трактора

Исходя из основной идеи ФКМ следует в первую очередь определить процессы, протекающие на каждом уровне функциональности технического устройства, а затем представить их в виде математических формул и физических законов.

На первом уровне функциональности основной деятельностью, подлежащей описанию и моделированию, является движение эксплуатационное трактора из точки А в точку В (рис.2).

Рисунок 2. Первый уровень функциональности (движение трактора)

Движение трактора подчиняется законам динамики Ньютона. Согласно второму закону Ньютона, ускорение тела пропорционально приложенной силе и обратно пропорционально массе тела:

                                                           F = ma ,                                                                                     (1)

Где

F – сила, воздействующая на объект;

m – масса объекта;

a – ускорение, действующее на объект.

У любого движения помимо его динамики можно также построить модель кинетической энергии этого движения. Согласно второму закону Ньютона, кинетическая энергия поступательного движения описывается по следующей формуле:

                                                                                                                                                       (2)

Где

E – кинетическая энергия;

m – масса тела;

V – скорость тела.

Под функциональностью второго уровня для моделирования движения трактора принимается вращательное движение при работе кривошипно-шатунного механизма коленчатого вала.

Рисунок 3. Второй уровень функциональности (вращательное движение коленчатого вала)

У любого движения помимо его динамики можно также построить модель кинетической энергии этого движения. Согласно второму закону Ньютона, кинетическая энергия поступательного движения описывается по следующей формуле:

                                                                                                                                                                   (3)

Где

E – кинетическая энергия;

J — момент инерции тела относительно оси вращения;

ω — угловая скорость.

                                                                                                                                       (4)

Кинетическая энергия превращается в крутящий момент, передаваемый на трансмиссию.

                                                                                                                                  (5)

Где

Jприв – момент инерции;

ω  – изменение угловой скорости за единицу времени;

t  – изменение единицы времени;

Мпр – приведенный момент;

Мдвиж – момент двигателя.

Передаточная функция КПП трансмиссии (Uтр) имеет большой набор зубчатых передач с помощью, которых меняются пары зубчатых зацеплений, при этом изменяется угловая частота, идущая на привод движителя в форме звёздочки и гусеницы. Учитывая диаметр приводной звездочки, гусеница движется и развивает тяговое усилие.

Все функции системы соединены последовательно, поэтому передаточная функции равна произведению функций каждого элемента механической системы трактора.

                                                                                                                                                                                                           (6)

Где

Ртяги – сила тяги;

Dзвезд – диаметр приводной звездочки.

Преобразовав уравнения первого и второго уровня функциональности, запишем общее модельное уравнение механической системы трактора.

                                                                                                                                                                                            (7)

Преобразуем уравнение (7) с учётом конструктивного состояния двигателя, получим функционально-конструктивную модель в математической форме.

                                                                                                                                   (8)

 

                                                                                                                                                                    (9)

Уравнение представляет собой модель, описывающую взаимосвязь между конструкцией тракторного агрегата и его эксплуатационными показателями. Это уравнение включает в себя влияние различных структурных компонентов, включая двигатель, трансмиссию и движитель, на основные параметры работы агрегата, такие как скорость движения.

Важным аспектом исследования является также анализ влияния эксплуатационных параметров на структурные характеристики трактора. Это позволяет понять, как изменения в эксплуатационных условиях могут сказываться на основных конструктивных параметрах агрегата.

Список литературы

  1. Артоболевский, И.И. Теория механизмов и машин: учебник / И.И. Артоболевский. - 4-е изд., перераб. и доп. / Репрнитное воспроизведение издания 1988 г.. - Москва: Транспортная компания, 2023. - 610 с.
  2. Татауров В.П., Панков Ю.В. Алгоритм экспертного анализа технического изделия: учебное пособие. - Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург), 2013. - 97 с.
  3. Панков Ю.В., Новопашин Л.А., Вырова О.М., Садов А.А. Имитационное моделирование хрупкого разрушения автомобильного стекла при сервисной экспертизе // Аграрное образование и наука. – 2016. – №3. – С. 20
  4. Панков Ю.В., Новопашин Л. А., Садов А.А., Потетня К.М. Техническая диагностика и психология развития суждения специалиста// Научно-технический вестник: Технические системы в АПК. – 2019. – №4 (4). – С. 76-83
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее