Налоговые льготы представляют собой один из наиболее эффективных инструментов государственной политики, который направлен на решение социально значимых задач. Они позволяют государству адресно перераспределять финансовые ресурсы, предоставляя налогоплательщикам возможности для снижения налогового бремени в зависимости от их социального и экономического положения.
Согласно ст. 56 Налогового кодекса РФ «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере» [1]. Так, исходя из этого определения, трудно однозначно трактовать, какие преимущества считать льготой, а какие – нет.
Налоговые льготы характеризуются двойственной природой. Они одновременно выступают как технический элемент налоговой системы и как стратегический инструмент реализации государственной политики. Независимо от подхода, льготы отражают гибкость налоговой системы, позволяя адаптировать её к текущим задачам и потребностям общества.
С точки зрения налогового права и системы администрирования, налоговые льготы воспринимаются как неотъемлемая часть налоговой системы, без которой невозможна её адекватная работа, особенно в условиях необходимости учитывать разнообразие социальных и экономических реалий. При этом некоторые авторы считают льготы дополнительным, но необязательным инструментом, который может использоваться для корректировки налоговой нагрузки в определённых случаях.
Определение налоговой льготы, предложенное С.В. Барулиным, представляет собой наиболее полное и многогранное объяснение этого понятия: «налоговые льготы предоставляют собой совокупность способов, прав и обязанностей уменьшения (полного и частичного) налоговых обязательств налогоплательщика в той или иной законодательно установленной форме налоговых освобождений, налоговых скидок и налоговых кредитов с целью государственного регулирования экономики и решения социальных задач» [2].
Таким образом, налоговые льготы выступают в качестве механизма, позволяющего государству эффективно регулировать налоговую нагрузку на различные группы налогоплательщиков, снижая или изменяя её в зависимости от нужд экономики. Например, для стимулирования предпринимательской активности в определённых отраслях или регионах, государство может предоставлять налоговые льготы компаниям, занимающимся инновациями, технологическим развитием, либо работающим в экономически депрессивных зонах.
Кроме того, налоговые льготы оказывают влияние на социальную политику государства, снижая налоговую нагрузку на уязвимые категории граждан. Например, многодетные семьи, пенсионеры, инвалиды или ветераны могут получать налоговые послабления, что способствует улучшению их финансового положения и увеличению доступности для них жизненно необходимых товаров и услуг.
Налоговые льготы могут предоставляться различными формами, каждая из которых имеет свои особенности и направлена на достижение определённых целей социальной и экономической политики:
- налоговые вычеты;
- пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;
- освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;
- уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;
- иные формы.
С одной стороны, налоговые льготы позволяют создавать более справедливую и гибкую систему налогообложения, направленную на стимулирование экономической активности в стратегически важных отраслях, развитие предпринимательства, а также поддержку социальной справедливости. С другой стороны, введение налоговых льгот создаёт определённые сложности в администрировании налоговой системы. Для эффективного применения налоговых льгот необходимо тщательно контролировать правомерность их использования, что требует дополнительных ресурсов и усилий со стороны налоговых органов [3]. Администрирование льгот становится ещё более сложным, когда льготы применяются не только к налогам, но и к сборам и страховым взносам.
Введение новых налоговых льгот должно быть сбалансированным и тщательно обоснованным процессом. Важно не только вводить новые льготы, но и периодически пересматривать существующие. Эффективность налоговых льгот не всегда очевидна, и в некоторых случаях их внедрение может привести к негативным экономическим последствиям, таким как снижение налоговых поступлений в бюджет или излишняя нагрузка на систему администрирования налогов.
В связи с этим Ю.П. Мичурина предлагает под эффективностью налоговой льготы понимать соотношение между степенью выгоды получателя в зависимости от вида деятельности или дохода, на который распространяется льгота, и потерями, которые несет бюджет из-за недополучения определенного дохода [4]. С этим предложением можно согласиться, поскольку основной целью любой льготы в конечном итоге является увеличение налоговых поступлений, однако эта цель не всегда достигается.
Реализация социальной политики в Российской Федерации осуществляется государством не только при помощи государственных программ и национальных проектов, но и при помощи специальных норм налогового законодательства РФ.
Реализация социальной политики государства через налогообложение организаций также является одним из способов проявления социальной направленности налоговой политики. Данный способ позволяет организациям самим принимать решение о социальной поддержке работников, используя при этом преференции, установленные налоговым законодательством, имея возможность оказывать влияние на финансовые результаты своей деятельности.
Список литературы
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.09.2024)
- Барулин С.В., Теория и история налогообложения: учебник / С.В. Барулин. – Москва: Кнорус. 2024
- Касаткина Г.М. Налоговые льготы при налогообложении имущества физических лиц // Baikal Research Journal. 2023. №2
- Мичурина Ю.П. Особенности правового регулирования налоговых расходов в Российской Федерации / // Финансовое право. — 2022. — №2. — С. 38-40