Определяющей для развития физической культуры и спорта является спортивная инфраструктура, сохранение и совершенствование которой относится к одному из приоритетов государственной политики на местном уровне. Особую популярность на сегодняшний день в городах приобретают воркаут площадки, которые представляют собой уличные спортивные зоны, доступные каждому жителю города, и благодаря которым человек может расслабиться, заняться физическими упражнениями или другой активностью.
Воркаут площадки обычно строятся в парках, жилых районах, при школах, университетах и в любых других общественных местах, поэтому роль и поддержка местных властей для их развития является решающей.
С проведением реформы децентрализации и реализации новой региональной политики в России наблюдаются определенные положительные сдвиги в развитии спортивной инфраструктуры в муниципальных образованиях, что в долгосрочной перспективе окажет благотворное влияние на состояние спорта в нашей стране [1]. Однако, очевидно, что введенных изменений недостаточно, а такие проблемы как отсутствие средств, сложности с отводом земельного участка под строительство новых спортивных сооружений, в том числе и воркаут площадок, а также неэффективное использование существующей инфраструктуры, препятствуют этому улучшению.
Кроме того, спортивную инфраструктуру следует рассматривать как неотъемлемую часть процесса градостроительства, чтобы предвидеть адекватные ресурсы для ее развития и особенно содержание. Она должна быть разработана с учетом финансовых, экономических, демографических и территориальных факторов. Это, в свою очередь, может увеличить количество пользователей спортивных объектов, обеспечить наполняемость и ассигнования бюджетов на их содержание.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, можно отметить, что на современном этапе вопрос финансового, материально-технического обеспечения сферы «уличной» физической культуры и советующей спортивной инфраструктуры остается недостаточно решенным и требует дальнейшего, более детального изучения, что и предопределяет выбор темы данной статьи.
В настоящее время механизмы финансирования строительства и содержания спортивной инфраструктуры являются предметом обсуждения многих отечественных ученых и практиков. Основные аспекты бюджетной поддержки спортивных объектов рассматривают в своих трудах Перькова Е.Ю., Ширков Ю.А., Бобровский Е.А., Муртазин А.А., Карасик Е.А.
Ключевые этапы сопровождения процессов привлечения инвестиций в спортивную сферу выделены Летягиной Е.Н., Орловой Е.А., Литвишко О.В.
Однако, несмотря на имеющиеся наработки и достижения, актуальным остается вопрос выбора наименее рискового и более качественного механизма привлечения инвестиций для финансирования строительства объектов спортивной инфраструктуры при участии местных бюджетов, а также проблема выделения функционального назначения каждого бюджетного механизма в отечественной системе финансирования сферы физической культуры и спорта.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, цель статьи заключается в рассмотрении роли местных бюджетов в инвестиционном развитии строительства и обустройства воркаут площадок.
Инвестиции являются важной составляющей экономического роста и достижения целей развития любой территориальной громады [2]. Хотя основная доля инвестиций поступает из частного сектора, местные органы власти должны играть ключевую роль в привлечении капиталовложений из разных источников для обеспечения базовой инфраструктуры, в том, числе спортивной, которой может пользоваться частный сектор.
Прежде всего, по мнению автора, для активизации роли местных органов власти в привлечении внутренних и внешних инвестиций для строительства воркаут площадок необходимо усовершенствовать их организационно-институциональный механизм, путем выделения в рамках структуры следующих единиц:
- отдел инвестиционной политики развития спорта в городе;
- ответственный специалист по инвестиционной политике и развитию спортивных объектов;
- рабочая группа на местном уровне по инфраструктурным спортивным проектам в городе (бизнес-совет, общественный и молодежный совет);
- депутатские комиссии;
- привлеченные консультанты (эксперты).
Основные функции этих структурных единиц будут сводиться к подготовке проекта инвестиционной заявки согласно требованиям определенной местности, жилого массива, образовательного или спортивного заведения; проведению оценки возможных рисков срыва работ и наиболее эффективных путей их устранения. Также обозначенные структурные единицы формализуют ожидаемые результаты, выбирают механизм оценивания, жизнеспособность проекта, разрабатывают план его реализации и определяют особенности отчетности.
С целью привлечения местными органами власти дополнительных инвестиций для строительства и обустройства воркаут площадок, представляется целесообразным:
во-первых, закладывать расходы на все необходимые работы в рамках бюджета развития, это позволит упростить процедуру предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам городов и районов на формирование и развитие «уличной» спортивной инфраструктуры, а также осуществление расходов капитального характера;
во-вторых, использовать инновационный инструмент муниципального сотрудничества (ИМС). Этот инструмент нашел свое широкое применение в европейских развитых странах, города и муниципальные образования которых, несмотря на всю мощь экономики, не являются абсолютно самодостаточными, независимо от их площади и численности населения. Суть муниципального сотрудничества заключается в том, что органы местного самоуправления на договорной основе объединяют свои ресурсы и усилия для решения общих проблем развития. Многие муниципальные образования (поселки, села, хутора и т.п.) в России слишком малы по размерам, чтобы вызвать интерес со стороны частных инвесторов. Учитывая указанное, ИМС является эффективным методом строительства и обустройства воркаут площадок для граждан, проживающих в небольших городах и селах. Кроме непосредственно улучшения финансовой составляющей такая кооперация позволит найти более эффективный подход к решению определенных задач путем использования общих знаний и опыта.
Таким образом для улучшения финансирования строительства воркаут площадок на местном уровне необходимо усовершенствовать организационный механизм, рационализировать бюджетный процесс и внедрять прогрессивные практики сотрудничества между муниципальными образованиями.
Список литературы
- Шуманская А.Б. К вопросу о социально-экономическом значении становления и развития объектов спортивной инфраструктуры // Проблемы современной экономики. 2019. № 2 (70). С. 192-194.
- Бобровский Е.А. Изменение модели развития спортивной инфраструктуры за счет реализации крупных проектов // Славянский форум. 2019. № 4. С. 25-31.