Государственное регулирование рынка труда молодежи в контексте региональной молодежной политики, основанное на использовании инновационных механизмов и инструментов, значительную часть ресурсов направляет на содействие занятости молодых специалистов, которые находится в начале трудовой деятельности и поиске работы. Учитывая что, стратегическое развитие региона невозможно без развития профессионального мастерства молодых специалистов, привлечения молодых специалистов, получивших образование в ведущих образовательных центрах страны обратно в регион, надо отметить, что такое направление в целевых программах содействия занятости нет. В то же время, отметим, что именно молодые специалисты – молодые граждане с высшим образованием в возрасте до 35-39 лет, более всего востребованы в социальной сфере, образовании, медицине, сфере информационных технологий региона.
Молодые специалисты наиболее уязвимы на рынке труда с точки зрения отсутствия опыта работы, завышенных требований и имеющихся вакансий. Так, например, согласно официальным данным по Карачаево-Черкесии, самые востребованные профессии на региональном рынке труда – квалифицированные рабочие, педагоги и медики в сельской местности. Молодежь стремиться к поиску высокооплачиваемой работы, в связи с чем в социальной государственной сфере трудовой деятельностью заниматься не хочет. Среди молодых людей мало квалифицированных рабочих, так как «зумеры» воспитывались на идее о значимости высшего образования.
Проблема наращивания человеческого капитала в регионах в современной РФ стоит достаточно остро, так как миграционные процессы в сфере молодежи, в том числе внутренняя миграция в крупные промышленные и городские конгломерации в поисках возможностей профессионального развития и успешного трудоустройства актуализирует данную проблему.
В условиях небольших регионов, таких как Карачаево-Черкесия, важнейшая задача государственной системы содействия занятости молодежи может быть достигнута посредством капитализации молодёжного потенциала региона, его наращивания и удержания посредством разработки региональных социальных программ поддержки молодых специалистов.
Карьерные стратегии молодежи – это целенаправленные долгосрочные планы профессионально-должностного развития, которые определяются потенциалом, степенью развития ресурсов, капитализации знаний, умений, навыков и талантов в условиях социальной неопределенности. В структуре карьерной стратегии молодежи можно выделить следующие компоненты:
- Мотивация и ценности – потребности, интересы и ожидания, на которые ориентируются молодые люди;
- Прогноз ожидаемых результатов – анализ ожидаемых благ, статусных привилегий, преференций от выбранной стратегии;
- Компетентность - способность эффективно ставить цели и х достигать;
- Оценка – самоанализ и самооценка возможностей и способностей.
Карьерные стратегии, определяемые жизненными стратегиями, основываются на тиражируемых культурных кодах, усваиваемых в процессе социализации. Карьерные стратегии молодежи зависят как от личностных потребностей, интересов и возможностей, так и от жизненных условий, установленных социальных норм и ценностей. Анализируя формирование карьерных стратегий молодежи необходимо выделить основные ориентиры, такие как желание быстрого служебного роста, развитие и реализация лидерских качеств, стремление к независимости и безопасности, развитие профессиональных компетенций, сопровождение карьеры личным развитием и коммуникациями.
В молодёжной среде КЧР присутствуют различные стратегии карьерного развития, которые определяются как субъективными факторами, так и объективными условиями социальной среды. Карьерное развитие в молодежной среде – это прежде всего профессиональное самоопределение, выбор профессии, отрасли сферы трудовой деятельности. Эффективная карьерная стратегия для молодых специалистов это не только правильное поведение на рынке труда, но и наличие специальных навыков – карьерной компетентности, способности к личностному развитию. В рамках молодёжной политики проводятся обучающие семинары, тренинги для повышения карьерных компетенций.
Важнейшим фактором эффективной карьерной стратегии молодых специалистов выступает профессиональное самоопределение. Построение успешной карьеры, как должностной, так и профессиональной, определяется не только карьерными компетенциями, но и профессиональным самоопределением, основанным на осознанном выборе профессии, подходящей как под личностные качества и склонности, так и под особенности рынка труда. Исследователи отмечают, что молодые люди в основном выбирают профессию, основываясь на мнении родителей, возможностях семьи, представления о престиже, реже – основываясь на своих способностях и наклонностях.
Профессиональное самоопределение молодежи, как важнейший компонент рынка труда, выступает предметом государственной образовательной политики. Так, в рамках нацпроекта «Образование» реализуется федеральный проект «Успех каждого ребенка», который включает профориентационный проект по организации ранней профессиональной ориентации. С 1 сентября 2023 года во всех школах РФ внедрили программу профминимума для школьников 6-11 классов, которая направлена на формирование у школьников осознанного выбора профессии, наиболее подходящей как к их личностным качествам и особенностям, так и тенденциям развития рынка труда. В 2023 -2024 годах в рамках нацпроекта «Образование» стартовал также всероссийский проект «Билет в будущее» - проект ранней профориентации с удобным цифровым сервисом. В рамках данного проекта можно пройти профдиагностику на определение склонностей личности к определенной профессиональной деятельности, профпробы, консультации родителей и многое другое. Особое внимание данный проект уделяет цифровым профессиям и привлечение молодежи к ИТ-профессиям. Проект предлагает дополнительное образование, экскурсии на предприятия, общение с экспертами-наставниками и т.д.
Выбор профессии в современной России определяется не способностями и потенциалом личности, а факторами престижности и выгодности профессией и отраслей. Мотивы профессионального выбора – материальный и социальный успех, ценность образования. Неопределённость и турбулентность мировых социальных и политических процессов оказывают влияние на выбор сферы профессиональной деятельности. Формирование профессионального самоопределения и модели карьерного развития невозможно без диалога с родителями, которые тиражируют как тренд на высшее образование, так и тренд на социальный успех, достигаторство, материальное благополучие. Данные тенденции усиливаются желанием молодежи заниматься интеллектуальным трудом, творчеством, стремлением к свободе, независимости, высокой оплате своего труда и высокой оценки достижений. В таких условиях капитализация молодежного потенциала большинства регионов, в том числе КЧР, зависит не только от государственной политики содействия занятости молодежи, но и от темпов экономического роста, технологического развития, устойчивого развития регионов, комплексного развития инфраструктуры.
Список литературы
- Никулина Ю.Н. Молодежь на рынке труда региона: Актуальные вопросы трудоустройства и занятости / Ю.Н. Никулина // Экономика труда. 2019. №2
- Родин А.В., Лантух О.С. Концептуальные аспекты реализации потенциала молодежи в устойчивом развитии локальной территории/ Родин А.В., Лантух О.С. // Вестник Академии знаний. 2021. №1 (42)
- Теняева О.В. Молодежь на региональном рынке труда: проблемы и пути преодоления / О.В. Теняева, О.Ю. Филькина // Международный научно-исследовательский журнал. — 2023. — №12 (138)
- Чудинова Н.В. Карьерные предпочтения молодежи на российском рынке труда: особенности привлечения hi-po талантов / Н.В. Чудинова // Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. №6-2 (112)