Местное самоуправление своими корнями уходит к принятию в 1993 году Конституции Российской Федерации, ставшей Основным законом, который закрепил в качестве института народовластия местное самоуправление [1]. Сложно переоценить значимость данного института на современное общество: решение вопросов местного значения играет важную роль в формировании демократической основы и организации общественных благ для поддержания населения. Тем не менее вопрос распределения благ и определения законодательных основ всегда сопровождается необходимостью строго надзора за деятельностью должностных лиц, принимающих ключевые решения по данной категории вопросов. Это влечет за собой возникновение юридической ответственности, целью которой является обеспечение более динамичного функционирования органов местного самоуправления для продвижения интересов народа, граждан и российского общества.
В российских реалиях существует огромное количество разновидностей правоотношений, где в качестве главного регулятора выступает право. В соответствии с определением, которое дал Головкин Р.Б. в своем научном труде, правоотношение представляет собой особый вид общественных (социальных) отношений, в которых реализуются права и обязанности субъектов [2, с. 464]. Муниципально правовые отношения олицетворяют права на осуществление местного самоуправления, которые регулируются нормами муниципального права и возникают в процессе организации деятельности субъектов муниципальных правовых отношений [3, с. 560].
Продолжая разговор, стоит отметить, что муниципально-правовые отношения выступают гарантией обеспечения устойчивой взаимосвязи муниципального законодательства с практикой осуществления местного самоуправления, а также служат основным способом перевода муниципально-правовых норм для осуществления социальных процессов, характер и пределы которых определены нормами муниципального права. Данные правоотношения следует отнести к категории волевых, так как они напрямую зависят от воли и сознания людей и поддерживаются государством [4, с. 791]. Несоблюдение норм, регулирующих муниципально-правовые отношения, приводит к наступлению юридической ответственности, где в качестве отправной точки выступает совершение органом или должностным лицом конкретного правонарушения. Нельзя не выделить специфические признаки, позволяющие отделить юридическую ответственность от других видов социальной ответственности:
- основывается на правовых нормах, являясь формально определенной, детализированной и общеобязательной;
- гарантируется государством;
- противозаконные действия влекут наступление правовых последствий;
- осуществляется в процессуальной форме;
- имеет разнообразные формы реализации [5, с. 409].
В любом государстве совершение правонарушения создает комплекс проблем, которые отражаются на социальной жизни общества и ведут к серьезному ущербу, становясь преградой для осуществления прав и обязанностей по справедливому распределению благ среди граждан. С целью препятствия пресечению законодательных норм государство проводит активную политику по созданию условий, способствующих уменьшению количества правонарушений на уровне местного самоуправления. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет в ст. 70 ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц [6]. Данные субъекты муниципальных правоотношений несут ответственность, которая выражается в неблагоприятных правовых последствиях за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее выполнение своих задач и функций [7, с. 672].
В зависимости от оснований наступления ответственности представляется возможным выделить несколько ключевых видов юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления:
- Конституционно-правовая ответственность;
- Муниципально-правовая ответственность;
- Гражданско-правовая ответственность;
- Дисциплинарная ответственность;
- Уголовная ответственность.
Юридическая ответственность не ограничивается списком, приведенным автором выше: в качестве примера хотелось бы выделить специфический вид политико-юридической ответственности, которую несут все должностные лица, избранные гражданами на свою должность при совершении соответствующего правонарушения, что в конечном итоге ведет к отзыву в результате утраты доверия [8]. Несмотря на то, что в Федеральном законе № 131-ФЗ не регламентируется процедура отзыва органов местного самоуправления, эти вопросы предусмотрены в уставе муниципального образования, а также в законах субъектов
Подводя итог, хотелось бы отметить, что юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления является такой же многосторонней, как и любая юридическая ответственность: единственным отличием выступает обращение к нормам законодательства на уровне субъекта Российской Федерации при избрании меры пресечения по отношению к субъектам муниципально правовых отношений. Процесс возникновения системы местного самоуправления нуждается в дальнейшем совершенствовании: проведение мероприятий, направленных на контроль за деятельностью муниципальных органов, позволят заранее реагировать и не допускать совершение правонарушений.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации 1993 г. (в последней ред. Законов о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008г. №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2014г. №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст. 4398
- Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 06.10. 2003 г. N 40 ст. 3822
- Амирбеков К.А. Местное самоуправление в системе публичной власти. Гарантии прав и проблема ответственности // Право и жизнь. 2000. №30
- Головкин Р.Б. Теория права: учеб.-практическое пособие. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 464
- Костюков А.Н. Муниципальное право: Учебник. М. ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. 791 с.
- Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М.: Проспект, 2013. 672 с.
- Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. СПб «Юридический центр Пресс», 2004. 409 с.
- Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник.: ИНФРА – М, 2012. 560 с.