ОЦЕНКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НАЧИНАЮЩИХ ТЕННИСИСТОВ 5-6 ЛЕТ

ОЦЕНКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НАЧИНАЮЩИХ ТЕННИСИСТОВ 5-6 ЛЕТ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

76

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (203), Январь ‘25

Дата публикации 08.01.2025

Поделиться

В статье обсуждается взаимосвязь координационных способностей и скорости обучения двигательным действиям, в частности техническим действиям в теннисе. Анализируются результаты имеющихся исследований на тему выявления наиболее важных в контексте освоения двигательных действий координационных способностей. Предлагаются критерии оценки координационных способностей детей 5-6 лет в рамках перечня избранных упражнений.

Актуальность исследования координационной подготовки юных теннисистов обусловлена ранним началом занятий - в 3-5 лет - это тот возраст, который является благоприятным для развития координации. Соответственно, разработка эффективной методики развития этих способностей может стать предпосылкой эффективного освоения базовых двигательных действий в теннисе.

Цель исследования: Получить балльный эквивалент оценки координационных способностей, который подходит для оценки детей 5-6 лет.

Методы и организация исследования: анализ научной литературы, педагогическое тестирование, метод математической статистики; исследование было проведено на базе Казанской академии тенниса, в исследовании принимали участие 15 начинающих теннисистов групп начальной подготовки и возрастом 5-6 лет.

Введение. Исследования на тему координационных способностей в последние десятилетия и годы становятся всё более актуальными. Безусловно, данное направление является очень важным, в том числе и потому, что существует взаимосвязь между координационной подготовкой и скоростью усвоения технических умений и новых двигательных действий. Известный ученый, Михаил Михайлович Боген в своей книге «Обучение двигательным действиям»[Боген М.М., 1985], утверждает, что для эффективного и корректного освоения двигательного действия, необходимо обеспечить физическую, психическую, и координационную готовность. 

Под физической готовностью он предполагает достаточную степень развитости для освоения движения таких качеств как: сила, быстрота, гибкость, выносливость. Координационная готовность обеспечивается сформированным у обучаемого двигательным опытом - чем шире двигательный опыт, тем быстрее будет происходить освоение нового двигательного действия. Психическая готовность – это в первую очередь мотивация обучаемого, а также его настойчивость, смелость и т.п.

Безусловно, координационная подготовка является важной частью подготовки спортсменов, особенно в игровых видах спорта. Существуют методики совершенствования координационных способностей с использованием инвентаря из различных видов спорта, на основе подвижных игр, на основе метода симметричного совершенствования. Развитие координации может быть, как комплексным, так и направленным на 1-2 разновидности координационных способностей.

Актуальность координационной подготовки в теннисе обусловлена ранним началом занятий - в 3-5 лет - это тот возраст, который является благоприятным для развития координации. Соответственно, разработка эффективной методики развития этих способностей может стать предпосылкой эффективного освоения базовых двигательных действий в теннисе.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать имеющиеся данные по теме «координационные способности теннисистов и их взаимосвязь со скоростью обучения технических элементов».
  2. Подобрать тестирующие упражнения координационных способностей, подходящие для детей возраста 5-6 лет.

Методы и организация исследования: анализ научной литературы, педагогическое тестирование, метод математической статистики; исследование было проведено на базе Казанской академии тенниса, в исследовании принимали участие 15 начинающих теннисистов возрастом 5-6 лет.

Программа Tennis 10S комплексно выполняет эту функцию, предлагая обширный массив подводящих упражнений, имея шкалы и градации оценки для каждого уровня обучения. Однако, существует крайне мало исследований касательно того, какие разновидности координационных способностей являются наиболее важными при освоении базовых технических действий в теннисе (подразумевается удары с отскока, подача, передвижение).

Предполагается, что построение тренировочного процесса с упором на одно или несколько наиболее важных координационных качеств, будет иметь большую эффективность, и поспособствует ускоренному освоению базовых технических элементов. Наиболее эффективным возрастом для реализации такого подхода считаем возраст 5-6 лет, который является сенситивным периодом для совершенствования большинства разновидностей координационных способностей[Витковский, Лях, 2006].

На данный момент существует небольшое количество исследований, затрагивающих вопрос -  какие координационные способности являются наиболее важными в таком виде спорта как теннис на этапе начального обучения.

Первое исследование [Zetou и др., 2012] - «The Effect of Coordination Training Program on Learning Tennis Skills» заключает, что способность к кинестетической дифференциации и реакции в первую очередь связана с высокоэффективными теннисными навыками. Кроме того, практика этих способностей поможет улучшить процедуру обучения сложной технике ударов слева и справа.

Эксперимент проводился на теннисистах-новичках возраста 9-13 лет. Авторы данного исследования провели анкетирование 10 тренеров. Оценивались следующие координационные способности: кинестетическая дифференциация, ориентация в пространстве и времени, ритм, реакция, равновесие.

Вывод: наиболее важными координационными способностями являются: кинестетическая дифференциация (дифференциация пространственных, временных и силовых характеристик) и реакция.

Согласно второму исследованию [Козак, 2015] (Методика формирования комплексной системы оценки координационных способностей теннисистов 5-6 лет) наиболее важными координационными способностями являются следующие: Согласованность движений, кинестетическая дифференциация, баланс, ритм.

В данном исследовании, также было проведено анкетирование 30 тренеров, в исследовании принимали участие дети 5-6 лет.

Нами также была поставлена цель выявления наиболее важных разновидностей координационных способностей на этапе начального обучения детей возраста 5-6 лет. На данный момент было протестировано 15 детей 5-6 лет со стажем занятий 1 месяц, были подобраны адекватные возрастным особенностям педагогические тесты [Курдюков, Бойкова, Стоякина, 2020], также в лабораторных условиях была проведена динамометрия и тестирования РДО с помощью программы Психотест.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕСТОВ

  1. Прыжок на разметку, - кинестетическое дифференцирование
  2. Баланс на 2 и на 1 ноге, статическое равновесие
  3. Метание из положения сидя, - показатели КС баллистических движений с установкой на меткость.
  4. Перешагивание через гимнастическую палку, - согласованность двигательных действий или «телесная ловкость»
  5. Перекладывание теннисных мячей правой и левой рукой, - «ручная ловкость»
  6. Маятник-рывок, - способность к реакции
  7. Маятник – бросок – цель, - ориентация в пространстве
  8. Реакция – мячи, - ориентация в пространстве
  9. Спринт в заданном темпе, - ритм
  10. Динамометрия, - дифференциация мышечных усилий
  11. Реакция на движущийся объект, - «НС – Психотест»

Результаты исследования. Полученные данные представлены на таблице ниже.

Таблица 1.

«Балльный эквивалент оценки координационных способностей для детей 5-6 лет»

 

Уровень, балл

Тест

Низкий - 1

Н </> x ± σ

Средний - 2

С = x ± σ

Высокий - 3

В </> x ± σ

Прыжок

>21,33

8,99-21,33

<8,99

Баланс 2 Н

<12,32

12,32-107,68

>107,68

Баланс 1 (Л)

<5,48

5,48-29,14

>29,14

Баланс 1 (П)

<11,03

11,03-40,87

>40,87

Метание (сидя)

>64,77

43,34-64,77

<43,31

Перешагивание

<6,97

6,97-17,45

>17,45

Перекладывание (П)

>23,70

18,10-23,70

<18,10

Перекладывание (Л)

>24,64

20,08-24,64

<20,08

Маятник-рывок

<0,57

0,57-5,85

>5,85

Маятник-бросок

<2,25

2,25-6,75

>6,75

Реакция-мяч

>11,79

9,61-11,79

<9,61

Спринт в заданном темпе

>0,62

0,24-0,68

<0,24

Динамометрия- дифференциация (П) (погрешность в %)

>83,6

23,83-83,6

<23,83

Динамометрия- дифференциация (Л) (погрешность в %)

>81,42

40,23-81,42

<40,29

 

Средний уровень определялся как диапазон между разницей и суммой среднего арифметического и стандартного квадратического отклонения (Хср±σ). Низкий и высокий уровень определялись как результат, меньший разницы или больший суммы среднего арифметического и стандартного квадратического отклонения в зависимости от того, в каком направлении происходило улучшение результатов теста – от нуля или к нулю.

 

Вывод. Таким образом мы получили балльный эквивалент оценки координационных способностей, который подходит для оценки детей 5-6 лет. В дальнейших исследованиях планируется выявить наиболее влияющие на скорость обучения виды координационных способностей путем соотнесения полученных данных с данными касающимися скорости освоения базовых технических элементов теннисистами 5-6 лет.

Список литературы

  1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. Москва: Физкультура и спорт, 1985. 192 с.
  2. Витковский З., Лях В.И. Координационные способности в футболе: диагностика, прогнозирование развития, тренировка // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. №4. С. 28-31
  3. Козак А.М. Методика формирования комплексной системы оценки координационных способностей теннисистов 5-6 лет // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015. №4. С. 110-119
  4. Курдюков Б.Ф., Бойкова М.Б., Стоякина Т.В. Оценка координационных способностей у детей дошкольного возраста // Физическая Культура, Спорт - Наука И Практика. 2020. №4. С. 3-7
  5. Zetou E. и др. The effect of coordination training program on learning tennis skills // Sport J. 2012. Т. 15. С. 1-7
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее