Актуальность исследования координационной подготовки юных теннисистов обусловлена ранним началом занятий - в 3-5 лет - это тот возраст, который является благоприятным для развития координации. Соответственно, разработка эффективной методики развития этих способностей может стать предпосылкой эффективного освоения базовых двигательных действий в теннисе.
Цель исследования: Получить балльный эквивалент оценки координационных способностей, который подходит для оценки детей 5-6 лет.
Методы и организация исследования: анализ научной литературы, педагогическое тестирование, метод математической статистики; исследование было проведено на базе Казанской академии тенниса, в исследовании принимали участие 15 начинающих теннисистов групп начальной подготовки и возрастом 5-6 лет.
Введение. Исследования на тему координационных способностей в последние десятилетия и годы становятся всё более актуальными. Безусловно, данное направление является очень важным, в том числе и потому, что существует взаимосвязь между координационной подготовкой и скоростью усвоения технических умений и новых двигательных действий. Известный ученый, Михаил Михайлович Боген в своей книге «Обучение двигательным действиям»[Боген М.М., 1985], утверждает, что для эффективного и корректного освоения двигательного действия, необходимо обеспечить физическую, психическую, и координационную готовность.
Под физической готовностью он предполагает достаточную степень развитости для освоения движения таких качеств как: сила, быстрота, гибкость, выносливость. Координационная готовность обеспечивается сформированным у обучаемого двигательным опытом - чем шире двигательный опыт, тем быстрее будет происходить освоение нового двигательного действия. Психическая готовность – это в первую очередь мотивация обучаемого, а также его настойчивость, смелость и т.п.
Безусловно, координационная подготовка является важной частью подготовки спортсменов, особенно в игровых видах спорта. Существуют методики совершенствования координационных способностей с использованием инвентаря из различных видов спорта, на основе подвижных игр, на основе метода симметричного совершенствования. Развитие координации может быть, как комплексным, так и направленным на 1-2 разновидности координационных способностей.
Актуальность координационной подготовки в теннисе обусловлена ранним началом занятий - в 3-5 лет - это тот возраст, который является благоприятным для развития координации. Соответственно, разработка эффективной методики развития этих способностей может стать предпосылкой эффективного освоения базовых двигательных действий в теннисе.
Задачи исследования:
- Проанализировать имеющиеся данные по теме «координационные способности теннисистов и их взаимосвязь со скоростью обучения технических элементов».
- Подобрать тестирующие упражнения координационных способностей, подходящие для детей возраста 5-6 лет.
Методы и организация исследования: анализ научной литературы, педагогическое тестирование, метод математической статистики; исследование было проведено на базе Казанской академии тенниса, в исследовании принимали участие 15 начинающих теннисистов возрастом 5-6 лет.
Программа Tennis 10S комплексно выполняет эту функцию, предлагая обширный массив подводящих упражнений, имея шкалы и градации оценки для каждого уровня обучения. Однако, существует крайне мало исследований касательно того, какие разновидности координационных способностей являются наиболее важными при освоении базовых технических действий в теннисе (подразумевается удары с отскока, подача, передвижение).
Предполагается, что построение тренировочного процесса с упором на одно или несколько наиболее важных координационных качеств, будет иметь большую эффективность, и поспособствует ускоренному освоению базовых технических элементов. Наиболее эффективным возрастом для реализации такого подхода считаем возраст 5-6 лет, который является сенситивным периодом для совершенствования большинства разновидностей координационных способностей[Витковский, Лях, 2006].
На данный момент существует небольшое количество исследований, затрагивающих вопрос - какие координационные способности являются наиболее важными в таком виде спорта как теннис на этапе начального обучения.
Первое исследование [Zetou и др., 2012] - «The Effect of Coordination Training Program on Learning Tennis Skills» заключает, что способность к кинестетической дифференциации и реакции в первую очередь связана с высокоэффективными теннисными навыками. Кроме того, практика этих способностей поможет улучшить процедуру обучения сложной технике ударов слева и справа.
Эксперимент проводился на теннисистах-новичках возраста 9-13 лет. Авторы данного исследования провели анкетирование 10 тренеров. Оценивались следующие координационные способности: кинестетическая дифференциация, ориентация в пространстве и времени, ритм, реакция, равновесие.
Вывод: наиболее важными координационными способностями являются: кинестетическая дифференциация (дифференциация пространственных, временных и силовых характеристик) и реакция.
Согласно второму исследованию [Козак, 2015] (Методика формирования комплексной системы оценки координационных способностей теннисистов 5-6 лет) наиболее важными координационными способностями являются следующие: Согласованность движений, кинестетическая дифференциация, баланс, ритм.
В данном исследовании, также было проведено анкетирование 30 тренеров, в исследовании принимали участие дети 5-6 лет.
Нами также была поставлена цель выявления наиболее важных разновидностей координационных способностей на этапе начального обучения детей возраста 5-6 лет. На данный момент было протестировано 15 детей 5-6 лет со стажем занятий 1 месяц, были подобраны адекватные возрастным особенностям педагогические тесты [Курдюков, Бойкова, Стоякина, 2020], также в лабораторных условиях была проведена динамометрия и тестирования РДО с помощью программы Психотест.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕСТОВ
- Прыжок на разметку, - кинестетическое дифференцирование
- Баланс на 2 и на 1 ноге, – статическое равновесие
- Метание из положения сидя, - показатели КС баллистических движений с установкой на меткость.
- Перешагивание через гимнастическую палку, - согласованность двигательных действий или «телесная ловкость»
- Перекладывание теннисных мячей правой и левой рукой, - «ручная ловкость»
- Маятник-рывок, - способность к реакции
- Маятник – бросок – цель, - ориентация в пространстве
- Реакция – мячи, - ориентация в пространстве
- Спринт в заданном темпе, - ритм
- Динамометрия, - дифференциация мышечных усилий
- Реакция на движущийся объект, - «НС – Психотест»
Результаты исследования. Полученные данные представлены на таблице ниже.
Таблица 1.
«Балльный эквивалент оценки координационных способностей для детей 5-6 лет»
Уровень, балл |
|||
Тест |
Низкий - 1 Н </> x ± σ |
Средний - 2 С = x ± σ |
Высокий - 3 В </> x ± σ |
Прыжок |
>21,33 |
8,99-21,33 |
<8,99 |
Баланс 2 Н |
<12,32 |
12,32-107,68 |
>107,68 |
Баланс 1 (Л) |
<5,48 |
5,48-29,14 |
>29,14 |
Баланс 1 (П) |
<11,03 |
11,03-40,87 |
>40,87 |
Метание (сидя) |
>64,77 |
43,34-64,77 |
<43,31 |
Перешагивание |
<6,97 |
6,97-17,45 |
>17,45 |
Перекладывание (П) |
>23,70 |
18,10-23,70 |
<18,10 |
Перекладывание (Л) |
>24,64 |
20,08-24,64 |
<20,08 |
Маятник-рывок |
<0,57 |
0,57-5,85 |
>5,85 |
Маятник-бросок |
<2,25 |
2,25-6,75 |
>6,75 |
Реакция-мяч |
>11,79 |
9,61-11,79 |
<9,61 |
Спринт в заданном темпе |
>0,62 |
0,24-0,68 |
<0,24 |
Динамометрия- дифференциация (П) (погрешность в %) |
>83,6 |
23,83-83,6 |
<23,83 |
Динамометрия- дифференциация (Л) (погрешность в %) |
>81,42 |
40,23-81,42 |
<40,29 |
Средний уровень определялся как диапазон между разницей и суммой среднего арифметического и стандартного квадратического отклонения (Хср±σ). Низкий и высокий уровень определялись как результат, меньший разницы или больший суммы среднего арифметического и стандартного квадратического отклонения в зависимости от того, в каком направлении происходило улучшение результатов теста – от нуля или к нулю.
Вывод. Таким образом мы получили балльный эквивалент оценки координационных способностей, который подходит для оценки детей 5-6 лет. В дальнейших исследованиях планируется выявить наиболее влияющие на скорость обучения виды координационных способностей путем соотнесения полученных данных с данными касающимися скорости освоения базовых технических элементов теннисистами 5-6 лет.
Список литературы
- Боген М.М. Обучение двигательным действиям. Москва: Физкультура и спорт, 1985. 192 с.
- Витковский З., Лях В.И. Координационные способности в футболе: диагностика, прогнозирование развития, тренировка // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. №4. С. 28-31
- Козак А.М. Методика формирования комплексной системы оценки координационных способностей теннисистов 5-6 лет // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015. №4. С. 110-119
- Курдюков Б.Ф., Бойкова М.Б., Стоякина Т.В. Оценка координационных способностей у детей дошкольного возраста // Физическая Культура, Спорт - Наука И Практика. 2020. №4. С. 3-7
- Zetou E. и др. The effect of coordination training program on learning tennis skills // Sport J. 2012. Т. 15. С. 1-7