ВНУТРИШКОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

ВНУТРИШКОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Авторы публикации

Рубрика

Образование

Просмотры

39

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (202), Январь ‘24

Дата публикации 06.01.2025

Поделиться

Статья рассматривает вопросы внутришкольного формирования профессиональных компетенций педагогов. В ней детально исследуются теоретические основы профессионального роста учителей, включая определение и актуальность данного понятия в современных условиях.

Успешность образовательного процесса в современной школе во многом определяется профессиональной подготовкой педагога, его индивидуальными характеристиками и стремлением к развитию в профессиональной сфере. Анализ теоретических источников и практики образовательных учреждений выявил противоречие между растущей потребностью в развитии профессиональных навыков педагогов и недостаточной проработкой организационно-педагогических механизмов управления этим процессом. Современные изменения в образовательной системе повышают требования к профессиональным качествам учителей. Педагогам важно осознавать свою роль в этом процессе, стремиться к развитию навыков, соответствующих запросам общества, и активно заниматься саморазвитием. Профессиональная компетентность учителя включает владение знаниями, навыками и отношение к своей деятельности. Это системное качество, формирующееся в процессе профессиональной подготовки и необходимое для успешного выполнения задач.

 

Современная школа ориентирована на личностное развитие учеников, создание условий для их всестороннего роста. Это требует от педагогов умения разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты и учитывать особенности каждого ученика. Профессиональная компетентность педагога предполагает способность действовать в условиях неопределённости, что становится особенно важным в современных условиях. Она включает как профессиональные, так и личностные качества, необходимые для успешной педагогической практики. Исследователи, такие как Л.М. Митина, подчёркивают, что профессиональное развитие педагога — это активное преобразование внутреннего мира, ведущее к новому способу профессиональной деятельности. [2, с. 48].

 

Многие исследователи, такие как С.Г. Вершловский, Г.Л. Ильин, И.А. Колесникова, Е.И. Рогов и другие, подчеркивают, что профессиональный рост учителя включает в себя объединение и воплощение в педагогической деятельности значимых личностных и профессиональных качеств, а также знаний и навыков. При этом педагог демонстрирует готовность к освоению нового опыта и знаний.  Ученые рассматривают профессиональное развитие педагога с двух позиций: как использование профессиональных компетенций в практике преподавания и как трансформацию психологических особенностей личности учителя.  Для успешной работы образовательного учреждения важно уделять внимание профессиональному росту каждого педагога. Это развитие может осуществляться двумя взаимосвязанными способами: через самостоятельное обучение учителей и систематическую методическую деятельность. Профессиональное совершенствование педагогических кадров может происходить через разнообразные формы взаимодействия и обмена опытом.  В современных условиях методические службы играют ключевую роль в повышении уровня педагогического мастерства. Эти структуры, функционирующие в муниципальных районах и городских округах, созданы для оказания консультационной помощи и поддержки в вопросах повышения квалификации и профессионального развития педагогов.

 

Развитие профессионального мастерства педагога предполагает становление творческой индивидуальности, готовность к внедрению инноваций в образовательный процесс и умение адаптироваться к динамичным изменениям в сфере обучения. Уровень профессионализма учителя оказывает прямое воздействие на социально-экономический и культурный прогресс общества. Современные преобразования в системе образования требуют непрерывного совершенствования навыков и знаний педагогов, что составляет основу их профессиональной компетентности.  Главная задача современного образования заключается в удовлетворении текущих и перспективных запросов личности, общества и государства, а также в подготовке учащихся к реалиям жизни. Всесторонне развитый гражданин обладает высокой степенью социальной адаптации, готовностью к трудовой деятельности, стремлением к саморазвитию и постоянному обучению. Учитель, способный мыслить креативно, прогнозировать результаты своей деятельности и проектировать учебный процесс, становится ключевым звеном в достижении образовательных целей. В связи с этим возрастает спрос на квалифицированных, инициативных и конкурентоспособных педагогов, способных воспитать гармоничную личность в условиях современного, быстро меняющегося мира.

 

Методическая деятельность, по нашему мнению, играет ключевую роль в системе управления общеобразовательной организацией, поскольку она в первую очередь стимулирует профессиональную активность педагога и раскрывает его творческий потенциал. Все её формы ориентированы на повышение уровня квалификации и педагогического мастерства. Постоянное взаимодействие содержания методической работы с практическими результатами деятельности учителей обеспечивает непрерывное совершенствование их профессиональных навыков. Одновременно методическая работа выполняет опережающую функцию, способствуя развитию и улучшению деятельности всего педагогического коллектива в соответствии с современными достижениями в области педагогики и психологии. Она направлена на внедрение инноваций и адаптацию образовательного процесса к актуальным научным требованиям.

Список литературы

  1. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2015. – №3. – С. 37-43
  2. Митина Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения [Текст] / Л.М. Митина // Вестник образования России. – 2015. – №7. – С. 48-58
  3. Умникова Е.Л. Образование и наука. Т. 2. – 2009. – №6 (63)
  4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
  5. Абдалина, Л. Профессионализм педагога: компоненты, критерии оценки / Л. Абдалина, И. Бережная // Высшее образование в России. - 2008 - №10. - С. 146-148
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее