В России наблюдается растущий интерес к цифровым экосистемам, которые становятся значимой составляющей различных секторов экономики. Эти системы интегрируют разнообразные цифровые технологии, создавая единое пространство для обмена данными и взаимодействия. Интерес к данным системам можно оценить на графике 1, где представлено количество подписчиков наиболее крупных российских игроков рынка экосистем — Яндекс и Сбер. Как можно заметить, на рынке экосистем наблюдается устойчивый рост интереса аудитории к продуктам компаний.
График 1. Количество подписок на экосистемы
Применение концепций цифровых экосистем в образовательном контексте открывает новые возможности [3, c. 42]. Особенно это актуально для магистрантов, которые находятся на пороге своей профессиональной карьеры. Цифровые платформы служат инструментом для расширения образовательных возможностей, предлагая доступ к разнообразным материалам, интерактивным заданиям и онлайн-семинарам.
Одной из ключевых задач, стоящих перед образовательными учреждениями, является разработка и размещение на этих платформах заданий, которые помогут будущим специалистам не только усваивать теоретические знания, но и развивать необходимые практические навыки. Как замечает Шахид Рафик, «появление цифровых инструментов и платформ онлайн-обучения ускорило существенные преобразования в высшем образовании, изменив традиционные педагогические подходы и преобразив результаты обучения» [4, c. 359]. Это включает использование различных инструментов для совместной работы, аналитического анализа и критического мышления, что делает студентов более конкурентоспособными и готовыми к вызовам современного рынка труда
Критическое мышление является одним из важнейших навыков в системе образования современного общества [2, c. 15]. А правильно подобранные задания могут стать мощным инструментом, способствующим его формированию у студентов.
Важным аспектом является то, что задания должны не только соответствовать учебной программе, но и быть адаптированы под реальные запросы рынка труда. Это позволяет подготовить магистрантов к вызовам, с которыми они столкнутся в своей профессиональной жизни, и сделать их более конкурентоспособными. Поэтому внимательное и осмысленное проектирование заданий на цифровых платформах становится основополагающим элементом в процессе их обучения, определяя, насколько успешно они смогут проявить себя как специалисты в своей области.
Таблица 1.
Типы заданий для магистрантов
Тип задания |
Описание |
Цели и навыки, которые развиваются |
Исследовательские проекты |
Проекты, требующие глубокого анализа и применения теоретических знаний. |
Формулирование исследовательских вопросов, разработка гипотез, проведение экспериментов. |
Групповые проекты |
Совместная работа над проектами по определенной теме. |
Коммуникация, сотрудничество, распределение задач, развитие лидерских качеств. |
Презентации и публичные выступления |
Подготовка и проведение презентаций по исследованиям. |
Навыки публичного выступления, защита своих идей. |
Онлайн-опросы и анкетирования |
Проектирование и проведение опросов для получения первичных данных. |
Сбор и анализ данных, интерпретация результатов. |
Критический анализ статей |
Анализ научных статей для выявления их сильных и слабых сторон. |
Формирование аргументированных суждений, критическое мышление. |
Таблица 1 представляет собой обобщение различных типов заданий, которые могут быть применены в образовательном процессе для магистрантов и студентов, занимающихся исследовательской деятельностью. Каждый тип задания направлен на развитие определенных навыков и формирование профессиональных компетенций.
Например, исследовательские проекты требуют глубокого аналитического подхода и применения теоретических знаний, что помогает студентам формулировать исследовательские вопросы, развивать гипотезы и проводить эксперименты. Групповые проекты предполагают совместную работу над темами, что развивает навыки коммуникации и сотрудничества, а также лидерские качества у студентов. Презентация – это современная модель публичного выступления. С ее помощью можно представить достижения организации, новые услуги, научные разработки и многое другое [1, c. 34]. Публичные выступления позволяют студентам научиться ясно и убедительно излагать свои идеи и защищать результаты исследований. Онлайн-опросы и анкетирования учат студентов собирать и анализировать первичные данные, что является ключевым навыком в исследовательской практике. Критический анализ статей помогает выявлять сильные и слабые стороны научных публикаций, развивая аргументированное мышление.
Мэри Акуджиезе считает, что «платформы онлайн-обучения стали эффективными инструментами как для очного, так и для дистанционного обучения» [5, с. 1]. Однако, чтобы студенты могли извлечь максимальную пользу от выполнения заданий в цифровой экосистеме для магистрантов, необходимо не только правильно преподнести материал, но и создать условия, способствующие глубокому пониманию и активному вовлечению в учебный процесс. Важно адаптировать содержание под потребности студентов, предоставляя ресурсы, которые соответствуют их уровню подготовки и интересам.
Для исследовательских проектов можно использовать специализированные платформы для хранения и обмена данными, такие как Я.Диск или Google Drive. Эти инструменты предоставляют студентам удобный интерфейс для загрузки и организации своих работ, что позволяет им легко делиться результатами проектов с однокурсниками и преподавателями. На таких платформах можно также оставлять заметки и комментарии, что способствует активному взаимодействию и обмену идеями среди участников проекта.
Групповые проекты можно организовать через инструменты управления проектами, такие как Trello, которые помогут студентам разделять задачи, ставить дедлайны и отслеживать прогресс. Это позволяет каждому участнику видеть свою роль в общем деле и результаты работы команды.
Для презентаций и публичных выступлений полезно использовать платформы для видеоконференций, такие как Zoom или Microsoft Teams, где студенты могут проводить онлайн-презентации и получать обратную связь в реальном времени. Также можно использовать инструменты для создания презентаций, где можно иметь общий доступ к файлам и делиться с ними, например, SUPA или Prezi.
Онлайн-опросы и анкетирования можно эффективно проводить с помощью платформ, таких как Яндекс формы, которые позволяют легко создавать анкеты, собирать и анализировать данные. Результаты опросов могут быть автоматически агрегированы и представлены в виде графиков.
Для критического анализа статей можно создать виртуальные дискуссионные группы на платформах, где студенты могут делиться мнениями о прочитанных статьях и вести аргументированные обсуждения, что очень развивает критическое мышление.
Адаптация образовательного процесса к цифровым платформам обеспечивает доступ студентов к актуальным ресурсам и современным методам исследования, что является неотъемлемой частью их подготовки к реальным вызовам на рынке труда. Правильное проектирование и размещение заданий на этих платформах, включая использование инструментов для совместной работы, анализа данных и проведения обсуждений, играют ключевую роль в повышении качества образования.
Таким образом, успешная реализация предложенных решений для размещения заданий в цифровой экосистеме станет мощным стимулом для развития исследовательских компетенций магистрантов, обогащая их образовательный опыт и подготавливая к будущим научным и профессиональным достижениям.
Список литературы
- Организация самостоятельной работы в магистратуре учебно-методический комплекс, для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям педагогического образования, преподавателей вузов, слушателей системы дополнительного образования / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; [сост.: Л.К. Боровик, Е.Н. Глубокова]. — Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ, 2009. — 139 с.; 20. — (Учебно-методический комплекс); ISBN 978-5-8064-1348-3
- Sulhan, Alhaerani & Wilujeng, Insih & Prasetyo, Zuhdan. (2023). Improving Critical Thinking Skills Students Through Problem Based Learning E-Module. Jurnal Penelitian Pendidikan IPA. 9. 9481-9486. 10.29303/jppipa.v9i11.5231
- Gomez, Stephen & Holger, Andersson & Park, Julian & Maw, Stephen & Crook, Anne & Orsmond, Paul. (2024). A Digital Ecosystems Model of Assessment Feedback on Student Learning. Higher Education Studies. 3. 41-41
- Rafiq, Shahid & Iqbal, Saleem & Afzal, Dr. (2024). The Impact of Digital Tools and Online Learning Platforms on Higher Education Learning Outcomes
- Akujieze MO. The Role of Digital Pedagogy in Enhancing Teacher Education. Open Access J Educ & Lang Stud. 2024; 1(3): 555565. DOI:10.19080/OAJELS.2024.01.555565