За последние несколько десятилетий цифровизация стала важной вехой в трансформации бизнеса. Этот процесс подразумевает фундаментальные изменения в том, как компании работают и взаимодействуют со своей средой. Цифровизация бизнеса — это стратегический процесс, посредством которого компания трансформирует и модернизирует свои функции и операции, переходя от аналогового подхода к цифровой среде.
Это представляет собой эволюцию способа ведения организациями своей деятельности; более того, это знаменует собой структурный переход от традиционных моделей управления к подходам, которые обеспечивают более высокий уровень производительности, эффективности и прибыльности.
Этот процесс трансформации возможен благодаря использованию технологий и цифровых инструментов, которые оптимизируют рабочие процессы и сокращают затраты, а также позволяют строить более устойчивое будущее.
Наглядное воплощение идеи цифровой трансформации можно наблюдать в сфере государственных закупок. Система закупок относится к сложной структуре или программному обеспечению, разработанному для оптимизации и автоматизации различных этапов процесса закупок в организации. Лучшие в своем классе решения часто специализируются на определенных аспектах закупок, в то время как полнофункциональные решения легко автоматизируют несколько этапов процесса [1].
Электронные государственные закупки относятся к использованию цифровых технологий для обеспечения более эффективного и прозрачного обмена информацией, а также взаимодействия и транзакций между правительством и бизнес-сообществом при закупке товаров, услуг и работ. Качество, своевременность, местная уместность и доступность этих закупаемых ресурсов могут в значительной степени определить, будут ли государственные инвестиции успешными или нет.
Закупки являются важной частью работы любой организации, обеспечивая коммерческие организации и иные хозяйственные общества товарами, необходимыми для бесперебойной и конкурентоспособной работы. По своей сути закупки включают стратегический выбор и закупку материалов, но это гораздо больше, чем просто покупка товаров. Речь идет о поиске правильных поставщиков, заключении договор с контрагентами и управлении отношениями для обеспечения ценности, качества и надежности. С развитием цифровизации не только в России, но и во всем мире, ландшафт закупок стремительно развивается, что делает его захватывающей областью для инноваций и повышения эффективности.
Также закупки — это стратегический процесс поиска и приобретения товаров и услуг, необходимых организации для выполнения ее бизнес-целей. В отличие от закупок, которые часто рассматриваются как транзакционная функция, сосредоточенная на акте покупки, закупки охватывают более широкий спектр деятельности. Эти виды деятельности включают определение потребностей бизнеса, проведение маркетинговых исследований, оценку поставщиков, ведение переговоров по контрактам и управление отношениями с поставщиками. Цель состоит не только в том, чтобы купить, но и в том, чтобы закупки поддерживали стратегические цели организации, такие как экономия средств, инновации, повышение качества и управление рисками [2].
Важность закупок выходит за рамки простого приобретения товаров и услуг. Они играют решающую роль в общем финансовом благополучии и операционной эффективности организации. Эффективные стратегии закупок могут привести к значительной экономии средств за счет оптимизации расходов, использования отношений с поставщиками для получения лучших условий и сокращения отходов и неэффективности. Кроме того, закупки играют решающую роль в обеспечении качества и надежности входов в деятельность организации, напрямую влияя на конечный продукт или услугу, предоставляемые клиентам. Закупки также играют стратегическую роль в управлении цепочками поставок. Тесно сотрудничая с поставщиками и интегрируя стратегии закупок с операциями цепочек поставок, организации могут повысить свою рыночную отзывчивость, повысить устойчивость цепочек поставок и способствовать инновациям. В сегодняшней глобальной экономике, где цепочки поставок становятся все более сложными и подвержены различным рискам, способность эффективно управлять закупками может стать значительным конкурентным преимуществом [3].
Другим важным аспектом закупок является их влияние на устойчивость и этичное снабжение. Организации все чаще несут ответственность за практику своей цепочки поставок, от воздействия на окружающую среду до трудовой практики своих поставщиков. Стратегические закупки позволяют организациям применять стандарты устойчивости и этичные практики среди своих поставщиков, согласуюсь с целями корпоративной социальной ответственности и нормативными требованиями.
Согласно ст. 31 Закон г. Москвы от 06.11.2002 N 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» Закупки для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [4].
Что касается цифровой трансформации в России, тут следует согласиться с утверждением из доклада «Государство как платформа: люди и технологии». В Москве принят комплекс управленческих решений, позволивших создать цифровую платформу закупок в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации, концепция «государство как платформа требует в первую очередь переосмысления принципов и подходов к системе государственного управления. М. В. Петров, М. В. Потеев и М. С. Шклярук [3, с. 67-71] предлагают структуру управления цифровой трансформацией, которая подразумевает решение следующих задач: управление данными, разработка стратегий и планов, практическая реализация цифровой трансформации.
Цифровизация столичных закупок к настоящему моменту дала следующие положительные результаты [5]:
- автоматическое формирование типовой документации - сокращение времени подготовки процедур до 80%;
- интеграция с отраслевыми системами - сокращение трудозатрат заказчиков до 40%;
- форматно-логический контроль вносимых сведений, в том числе исключение ввода недопустимых символов;
- система предельных ценовых показателей -автоматический расчет цен контрактов, гарантированная обоснованность цен;
- автоматизированное исполнение контрактов -своевременность исполнения и гарантированная оплата.
В заключение исследования системы закупок города Москвы можно отметить, что данная система демонстрирует значительный прогресс в направлении повышения прозрачности и эффективности использования бюджетных средств. Проведенный анализ показал, что внедрение современных цифровых технологий существенно упростило процесс закупок, сделав его более доступным и удобным для участников.
Важным достижением является и рост уровня конкуренции, что способствует снижению издержек и повышению качества поставляемых товаров и услуг. Несмотря на положительные сдвиги, оставались нерешенными вопросы, связанные с бюрократическими препятствиями и необходимостью дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы. Усилия, направленные на улучшение системы обучения и поддержки сотрудников, также представляются ключевыми для дальнейшего развития [6].
Опыт Москвы может служить полезным примером для других регионов России и стран, стремящихся к модернизации своих систем закупок. Продолжение работы в данном направлении, а также внедрение международного опыта помогут не только улучшить экономическую эффективность закупок, но и укрепить доверие общества к государственным институтам в целом.
Список литературы
- Постановление Правительства Москвы от 19.07.2019 N 899-ПП (ред. от 21.11.2023) «О системе закупок города Москвы" (вместе с "Положением о системе закупок го- рода Москвы, «Перечнем правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы, признаваемых утратившими силу) // СПС КонсультантПлюс
- Государство как платформа: Люди и технологии / под ред. М.С. Шклярук. М: РАНХиГС, 2019. 111 с.
- Гладилина И.П. Основы цифровой экономики и кадровое обеспечение сферы закупок // Современное педагогическое образование. 2018. №4. С. 98-100
- Закон г. Москвы от 06.11.2002 N 56 (ред. от 08.05.2024) «Об организации местного самоуправления в городе Москве (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2024) // [Электронный ресурс]: https://www.mos.ru/mgi/documents/normativnye-pravovye-ak ty/view/52378220/
- Департамент города Москвы по конкурентной политике. URL: https://www.mos. ru/tender
- Грибанов Ю.И. Цифровая трансформация социально-экономических систем на основе развития института сервисной интеграции: дисс. д-ра экон. наук: 08.00.05. СПб., 2019. 355 с.