ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИСКУССТВА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИСКУССТВА

Дополненная реальность (AR) – новая, стремительно развивающаяся технология, потенциал которой позволяет использовать её в любой области, включая и сферу искусства. Однако вопрос рациональности применения AR не до конца изучен. С одной стороны, совмещение физического и виртуального мира открывает безграничные возможности, как перед творцом, так и перед зрителем в равной степени. Тем не менее, актуальна проблема обоснованности применения дополненной реальности не как объекта развлечения, а как инструмента, с помощью которого можно реализовать авторскую задумку. В данной статье рассматривается опыт применения данной технологии в контекстах сфер искусства и культуры художниками, музеями и арт-галереями. На основе представленных данных автор делает вывод о пользе совмещения виртуальной и физической реальности в силу усложнения концепции творческих исследований деятелями искусства и повышения уровня её восприятия зрителем. В исследовании проводится оценка использования дополненной реальности в музеях и художественных выставках. Также обосновывается необходимость внедрения AR-технологии в экспозиционное пространство для создания большей интерактивности с посетителями.

Авторы публикации

Рубрика

Искусствоведение

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 31 (33), октябрь ‘21

Дата публикации 30.09.2021

Поделиться

Издавна искусство являлось рефлектором общественной жизни во всех её проявлениях, отражая наиболее злободневные вопросы посредством различных средств изобразительности. Являясь образным осмыслением действительности, искусство всегда напрямую контактировало с важнейшими технологическими прорывами человечества, начиная от создания первобытных инструментов и заканчивая современными информационными технологиями.  Так, в каждую эпоху свершались те или иные научные открытия, находившие своё выражение в искусстве, что способствовало появлению новых жанров, стилей и способов самовыражения.

На сегодняшний день, одной из главных задач современного художника является освоение информационных и компьютерных технологий. Многие учёные отмечают, что сейчас наиболее чувствуется технический разрыв между искусством и наукой. Всё новые и новые технологии разрабатываются практически каждый день, в то время как художникам, прежде чем начать творить,  необходимо тщательно исследовать в функционал своего инструмента. Вместе с тем, это создаёт огромную площадку как для самых смелых экспериментов художников, так и для новых современных выставочных пространств самых разных форматов.

В XXI веке инструментами реализации художественного потенциала стали расширенные технологии (XR). И, в частности, их относительное новое ответвление – «дополненная реальность». О её актуальности и способах применения в искусстве, арт-бизнесе и музейных экспозициях и пойдёт речь в данной статье.

Для начала, стоит разобрать, что представляет собой данное явление. Дополненная реальность - (англ. augmented reality, AR- «дополненная реальность»)- это технология, позволяющая  дополнять физический мир цифровыми данными в реальном времени с помощью различных устройств - специальных очков, смартфонов, планшетов и т. п. Такая среда создаётся путём проецирования запрограммированных виртуальных объектов на реальное окружение или специальные маркеры (метки), находящиеся в нём.

 На сегодняшний день существует три направления данной технологии: «безмаркерная», где при помощи камеры на окружающий ландшафт накладывается виртуальная «сетка»;  «пространственная» технология, в которой место виртуального объекта определяется координатами и «маркерная», на базе маркеров или меток. Поскольку данная статья посвящена теме использования AR в искусстве, будет рассмотрен последний вид технологии. Это обусловлено тем, что маркерная технология наиболее удобна в считывании арт-объектов, надёжнее остальных перечисленных и работает практически без сбоев. Такая технология появилась первой и на данный момент является самой проработанной.

Основной задачей маркерной системы является определение, при помощи камеры, реальной метки в трёхмерном пространстве. Данный процесс происходит в несколько этапов. Сначала камерой фиксируется изображение. Затем алгоритмы программы распознают пятна в поисках заданной рамки маркера, которая определяется как 2D контур. После обнаружения метки в окружающем пространстве, камера определяет, что именно изображено внутри контура. Последней задачей системы является построение виртуальной 3D модели в двухмерной системе координат изображения камеры и привязка модели к метке.

Рациональное использование технологий дополненной реальности в искусстве очень актуальная проблема. Сегодня цифровое искусство находится на пике своей популярности. Это создаёт довольно сильную конкуренцию музеям и арт-галереям, где выставлены физические экспонаты, поскольку digital painting (цифровое искусство) – такая же рукописная техника, как и масляная живопись. Наличие множества бесплатных онлайн-платформ обеспечивает больший охват зрителей, а развивающиеся с каждым днём технологии дарят свободу для творчества. Эти и многие другие аспекты привлекают художников с самых разных уголков мира к переходу на цифровой формат. Данное высказывание подтверждается данными, опубликованными в статье онлайн-журнала Forbs. «Рынок невзаимозаменяемых токенов (NFT) за 2020 год вырос до $250 млн (в четыре раза по сравнению с прошлым годом) за счет того, что художники со всего мира стали продавать иллюстрации, видео и гифки своего авторства на специализированных маркетплейсах». Однако проектов, совмещающих физическое произведение искусства с AR на сегодняшний день мало.

Тем не менее, очевидный потенциал  дополненной реальности делает её область применения в искусстве практически безграничной. Объектом наложения виртуального концепта может быть практически любой предмет, что позволяет художникам размещать свои проекты по всему миру даже в самых неожиданных местах. Так, разработчики программы Alchemy AR совместно с художниками, сделав маркерами дорожные знаки, анимировали их представив техническое средство безопасности предметом урбанистического искусства. В 2019 году эта же команда разместила в нескольких залах Главного Штаба Государственного Эрмитажа свои работы в дополненной реальности, взяв за основу исторические картины. "Мы стараемся делать так, чтобы искусство стало ближе к зрителю. Для этого мы выходим непосредственно в городскую среду, размещая в ней арт-объекты в пространстве дополненной реальности. Например, в рамках «Ночи музеев» мы разместили объекты на дорожных знаках и картах метрополитена Санкт-Петербурга"[13].

Так, на стыке виртуальной реальности и искусства рождается совершенно новый, практически революционный жанр.

Через AR современные художники предлагают посмотреть на процесс созидания представленного творения, дополняют собственные картины, скульптуры или инсталляции видео-перфомансами и манифестами, а так же мультимедийными роликами. Совмещение цифрового искусства с физическим произведением даёт художнику огромную свободу и новые способы самовыражения, позволяя усовершенствовать, при необходимости, собственную работу или её концепцию.

В данный момент дополненная реальность является новой технологией для современной аудитории, применением которой довольно просто удивить. Однако, со временем, это станет чем- то привычным. Именно по этой причине важным аспектом является обоснованность применения дополненной реальности. Использование AR должно лежать в концепции самого произведения, а не являться декоративным эффектом для привлечения внимания зрителя. В противном случае, дополненная реальность будет играть роль развлекательного инструмента, обесценивая искусство как таковое. Одним из ярчайших примеров грамотного использования рассматриваемой технологии является работа студии  Adrien M & Claire B Company, представленная на выставке  «AR art, Mirages and Miracles», прошедшей в 2018 году в Нидерландах. Работа представляет собой серию разномасштабных инсталляций, которая «предлагает тонкое совпадение между виртуальным и материальным с помощью дополненных рисунков, голографических иллюзий, гарнитур виртуальной реальности, крупномасштабных проекций»[4].

С дополненной реальностью работает и австрийский художник SIMON GORITSCHNIG (Симон Горичниг). Он занимается исследованиями явлений жизни и живой материи, используя ряд различных техник. Горичниг С. Часто объединяет  несколько собственных работ в инсталляции, где при помощи приложения дополненной реальности, предлагает зрителю «становиться исследователем, ищущим общую нить, которая связывает все воедино»[6].

Американский программист и медиахудожник Зак Либерман через AR исследует звук, используя звуковые колебания. Произнесённые с разной интонацией слова, фразы или целые предложения перерабатываются алгоритмами, преобразуя звуковые колебания в абстрактные формы, распространяющиеся в окружающем пространстве. Используя камеру смартфона в качестве инструмента, аудитория или одиночные посетители могут таким образом создавать в пространстве целые абстрактные композиции [7].

С появлением VR и AR- работ, возникла необходимость в новых форматах экспонирования современных произведений искусств. К внедрению новых информационных технологий побуждает и желание привлечь как можно большее количество посетителей. Поэтому дополненная реальность открывает новые возможности не только для художников, но и для музеев и художественных галерей.  Многие музеи мира уже разместили в залах QR-коды и маячки-метки, дополнительно организовав прокат гаджетов для ознакомления с коллекциями.

Одним из первых музеев, вставших на путь интерактивности, был Кливлендский художественный музей (Cleveland Museum of Art). Этому предшествовал ряд исследований, проведённых научными сотрудниками учреждения и направленных на поиски импульсов, способствующих взаимодействию посетителей с искусством. В результате, был открыт ещё один зал - интерактивное пространство Gallery One [9]. Здесь зрители должны были получать информацию об искусстве не с помощью лекций и пояснительных карточек, а через собственный опыт взаимодействия с предметами искусства и культуры. На сегодняшний день музей оснащён мультитач экранами, AR-метками и многофункциональными гаджетами.

Галерея Бельведера (Belvedere Museum) совместно с разработчиками приложения дополненной реальности Artivive создали проект, в котором аудитория может ознакомиться с историей восьми картин Эгона Шиле. «Восемь всемирно известных работ австрийского художника снабжены дополнительным цифровым уровнем изображения с помощью дополненной реальности. Это приведет вас к тайнам произведений искусства. Можно увидеть, например, сенсационные рентгеновские, инфракрасные и макросъемки, разработанные в реставрации Бельведера»[8].

Однако технологию дополненной реальности можно применять не только в качестве привлечения аудитории и развлечения. Бостонский музей Изабеллы Стюарт Гарднер (Isabella Stewart Gardner Museum) использовал AR, чтобы восполнить коллекцию похищенными картинами. Как известно, в 1990 году произошло крупнейшее ограбление частной собственности в истории, в ходе которого из музея были вынесены 13 произведений искусства. Часть из них так и не была найдена. К годовщине трагедии, Бостонский музей представил посетителям мобильное приложение дополненной реальности Hacking the Heist. С его помощью можно увидеть изображения утраченных полотен на месте пустых рам, которые возвращаются к нам благодаря дополненной реальности.

 Подобный способ мог бы являться решением в тех случаях, когда экспонат находится на реставрации и отсутствует на своём месте. Так же, голографической копией можно было бы заменять предмет искусства, временно находящийся на выставке в другом городе или в другой стране.

Разумеется, не у всех внедрение технологий расширенной реальности вызывает положительные эмоции. Многим музеям и выставочным пространствам такая игровая форма подачи произведений искусства, представляющих мировую ценность, кажется неуместной. Опасения вызывает то, что главным объектом внимания в таком случае будет не сам шедевр, а анимация, созданная на его основе, в результате чего произойдёт обесценивание  оригинала. Однако первый опыт музеев показывает обратное: люди с ещё большим интересом стали изучать искусство, поскольку оно стало доступнее и ближе для них.

Как бы то ни было, локдаун во время пандемии Covid-19, сопровождающийся закрытием всех площадок для мероприятий, музеев и выставок, вынудил перейти многие музеи мира на онлайн-формат. В это время жизненно важной стала возможность взаимодействия выставочных пространств с аудиторией именно таким способом. Отчасти, это непростое время и дало мощный толчок к появлению различных виртуальных галерей, что позволило людям посещать выставки и изучать предметы искусства не выходя из своих квартир.

Например, Google Arts & Culture разработали для этого специальное приложение Pocket Galleries. Это «карманная галерея», позволяющая пользователям прогуляться по собственному дому, рассматривая произведения искусства так, как будто они находятся в музее. «Функция карманной галереи Google Arts and Culture позволяет разместить всю галерею на журнальном столике и бродить по ней в виртуальном пространстве»[10]. На выбор можно решить, какое выставочное пространство мира сегодня посетить будь то музей Виктории и Альберта, Лувр или же Музей изящных искусств Бостона. Так же в приложении предложены различные квесты, игры, головоломки, викторины и лектории в формате дополненной реальности.

Потенциал AR- технологий для музеев на этом не заканчивается. В начале апреля 2021 года аукционный дом Sotheby`s в поддержку майских торгов Magnificent and Noble Jewels в Женеве выпустил Instagram-маску, вызвавшую восторг как среди любителей украшений, так и среди экспертов. Маска позволяла примерить любому «гостю» тиару герцогов Савойских и при этом помещала их в дворцовые интерьеры. Так примерка «цифровой тиары» стала частью промокампании торгов, где ее оригинал должен стать главным «гвоздем программы».

Карантин во время Covid-19 оказался страшен в первую очередь из-за отсутствия самопрезентации. Это нанесло удар не только по музейным пространствам, но по художественным галереям, в которых раньше посетители и коллекционеры могли приобрести понравившуюся работу художника. Галерея Saatchi Art «убила двух зайцев», разработав онлайн приложение, позволяющее потенциальным покупателям не только посмотреть на предмет искусства и ознакомиться с информацией о нем, но и примерить его в собственном интерьере. «Мы знаем из опросов клиентов, что более 70% покупателей искусства не решаются покупать, потому что они не могут увидеть произведение искусства заранее. Предлагая возможность просмотра произведения искусства с помощью дополненной реальности на мобильном устройстве, покупатели мгновенно увидят красоту произведения искусства в своем доме и почувствуют уверенность в своей покупке»[17].

Художники Cебастиан Эррасурис и Зандер Экблад во время локдауна разработали  самопубликационную платформу для художников. Платформа позволяет как загружать работы и продавать их в дополненной реальности, так и создавать персональные и колоборационные AR- выставки. Коллекционеры могут открыть ссылку и через камеру смартфона увидеть творения в натуральную величину.

Огромным плюсом такого формата самопрезентации является то, что художники, у которых по тем или иным причинам было бы мало шансов стать замеченными, теперь способны выставляться непосредственно в личном пространстве коллекционеров. Это позволит всех интересующихся искусством обнаружить для себя совершенно новые таланты. «Есть крайняя неэффективность в индустрии искусства, которую AR может облегчить, — говорит художник и дизайнер Cебастиан Эррасурис. — Пандемия откроет следующую волну творческого самовыражения. Коллекционеры испытывают финансовые трудности, но всегда будут открыты для инвестиций в искусство, особенно если они могут помочь тем художникам, которые их вдохновляют»[12].

Появлением AR- приложений для арт-бизнеса решается ещё одна важная проблема. Отсутствие необходимой площади выставочного пространства для постоянно растущей коллекции - острый вопрос для любых коллекционеров и галеристов. Зачастую, в галерее может быть представлена лишь часть коллекции, остальные же работы художников, как правило, находятся в хранилищах и остаются невидимыми. Онлайн-каталоги решают данную проблему, поскольку «сеть» вмещает в себя практически неограниченное количество работ, каждую из которых пользователь может изучить в интерьере собственного дома.

На сегодняшний день существует довольно много подобных платформ с дополненной реальностью в самых разных странах мира. В России, к примеру, запустили приложение Vivart, коллекцию которого составляют, как и в обычной галерее, эксперты в сфере искусства и арт- бизнеса. Они оценивают потенциал картин и их эстетическую составляющую. Пользователи же приложения могут воспользоваться различными фильтрами для поиска по художнику, тематике картины или цветовой гамме, цене, стилю и т.п.

Резюмируя текст данной статьи, стоит ещё раз подчеркнуть актуальность использования технологий дополненной реальности в различных сферах искусства и культуры.

Несмотря на то, что технология дополненной реальности - новая, очевидность большого потенциала открывает безграничные возможности её применения. В первую очередь, это открытое поле для всевозможных экспериментов художников. Благодаря AR, искусство в прямом смысле выходит за рамки 2D и даже 3D, совмещая эти форматы в одном произведении, сближая автора с его же работой. Возможность объединять реальный и виртуальный миры открывает возможности для более глубоких и уникальных концептов и художественных решений. Посредством этого совмещения художник так же сближается со зрителем, делает его соучастником инсталляции, что позволяет прийти к лучшему пониманию замысла того или иного произведения.

Для музеев актуальность использования дополненной реальности состоит в привлечении разновозрастной и разнополярной аудитории. Это прекрасная промоакция, способствующая достижению максимальной коммуникации посетителя и экспоната, что способно улучшить культурно - образовательную функцию музеев. Помимо того, AR помогает решить проблему с экспонированием утерянных, уничтоженных или украденных предметов, а так же произведений, временно отсутствующих в связи с реставрационными работами или гастролями.

Так же, дополненная реальность - это удобные приложения для онлайн презентации и продажи произведений искусства через художественные галереи. Художники, даже самые малоизвестные,  имеют возможность выставить результат своего труда или составить персональную выставку в онлайн - формате. А любой пользователь, от простого любителя до коллекционера может в спокойной комфортной обстановке изучить полную коллекцию работ примерив их на собственный интерьер. Этим же решается проблема с выставочным пространством, которого зачастую не хватает.

Список литературы

  1. Петрухина О.В. Дополненная реальность в пространстве музея // Месмахеровские чтения – 2019: материалы междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 21–22 марта 2019 г. / науч. ред. А.О. Котломанов. СПб.: СПГХПА им. А. Л. Штиглица, 2019. С. 122–125
  2. Сколота, З. Н. Современное искусство: формы и технологии / З. Н. Сколота. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 852-856.
  3. TJ. Банда художников захватила Эрмитаж. [Электронный ресурс] URL:https://tjournal.ru/tech/130321-banda-hudozhnikov-zahvatila-ermitazh
  4. Artivive. The Augmented Reality Platform For Art. [Электронный ресурс] URL:https://artivive.com/
  5. TEO by Cosmoscow. AR и VR-технологии в современном искусстве. [Электронный ресурс] URL: https://teodorus.art/blog/ar_i_vr-tekhnologii_v_sovremennom_iskusstve/?sphrase_id=4991
  6. PHYGITALISM. Moscow based company, developing phygital products for business. Выставка в дополненной реальности. [Электронный ресурс] URL: https://medium.com/phygitalism/phygital-art-exhibition-19b2e5f87b76
  7. ar.rocks. Augmented Reality News & Insights Hub. Saatchi Art Launches ‘View In A Room’ In WebAR. [Электронный ресурс] URL: https://www.ar.rocks/posts/saatchi-art-webar
  8. Adrien M & Claire B. Миражи и чудеса. 2017 г. Серия инсталляций, населенная цифровым анимизмом. [Электронный ресурс] URL: https://www.am-cb.net/en/projets/mirages-miracles
  9. Компания Adrien M & Claire B. Исследования и творчество в области живого и цифрового искусства. Шоу и инсталляции. [Электронный ресурс] URL: https://www.am-cb.net/en/a-propos
  10. SIMON GORITSCHNIG. ARTIST STATEMENT. [Электронный ресурс] URL: https://www.simongoritschnig.com/about/
  11. Zach Lieberman. [Электронный ресурс] URL: http://zach.li/
  12. Соловьева А.А. Технологии дополненной реальности в музейном пространстве // Наука без границ. 2020. № 1(41). С. 48-53.
  13. Belvedere museum Wien. Augmented Reality. [Электронный ресурс] URL: https://www.belvedere.at/augmented-reality
  14. МАРТ. Портал о музейных технологиях и маркетинге. Gallery One – трансформация эмоций. [Электронный ресурс] URL:http://mart-museum.ru/portfolio/gallery-one-part-1/
  15. Google Arts & Culture. Discover a Virtual Gallery in Your Pocket. [Электронный ресурс], URL:https://artsandculture.google.com/story/5QWhvYU1kBJfgw
  16. The Village. AR-приложение для примерки и покупки произведений искусства. [Электронный ресурс] URL: https://www.the-village.ru/city/news/321583-vivart (дата ображения: )
  17. INTERIOR+DESIGN. Искусство в онлайн: платформа AR для художников и коллекционеров. [Электронный ресурс] URL:https://www.interior.ru/art/9215-iskusstvo-v-onlain-platforma-ar-dlya-hudozhnikov-i-kollektsionerov.html

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary