ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИСКУССТВА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИСКУССТВА

Авторы публикации

Рубрика

Искусствоведение

Просмотры

6

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 31 (33), октябрь ‘21

Дата публикации 30.09.2021

Поделиться

Дополненная реальность (AR) – новая, стремительно развивающаяся технология, потенциал которой позволяет использовать её в любой области, включая и сферу искусства. Однако вопрос рациональности применения AR не до конца изучен. С одной стороны, совмещение физического и виртуального мира открывает безграничные возможности, как перед творцом, так и перед зрителем в равной степени. Тем не менее, актуальна проблема обоснованности применения дополненной реальности не как объекта развлечения, а как инструмента, с помощью которого можно реализовать авторскую задумку. В данной статье рассматривается опыт применения данной технологии в контекстах сфер искусства и культуры художниками, музеями и арт-галереями. На основе представленных данных автор делает вывод о пользе совмещения виртуальной и физической реальности в силу усложнения концепции творческих исследований деятелями искусства и повышения уровня её восприятия зрителем. В исследовании проводится оценка использования дополненной реальности в музеях и художественных выставках. Также обосновывается необходимость внедрения AR-технологии в экспозиционное пространство для создания большей интерактивности с посетителями.

Издавна искусство являлось рефлектором общественной жизни во всех её проявлениях, отражая наиболее злободневные вопросы посредством различных средств изобразительности. Являясь образным осмыслением действительности, искусство всегда напрямую контактировало с важнейшими технологическими прорывами человечества, начиная от создания первобытных инструментов и заканчивая современными информационными технологиями.  Так, в каждую эпоху свершались те или иные научные открытия, находившие своё выражение в искусстве, что способствовало появлению новых жанров, стилей и способов самовыражения.

На сегодняшний день, одной из главных задач современного художника является освоение информационных и компьютерных технологий. Многие учёные отмечают, что сейчас наиболее чувствуется технический разрыв между искусством и наукой. Всё новые и новые технологии разрабатываются практически каждый день, в то время как художникам, прежде чем начать творить,  необходимо тщательно исследовать в функционал своего инструмента. Вместе с тем, это создаёт огромную площадку как для самых смелых экспериментов художников, так и для новых современных выставочных пространств самых разных форматов.

В XXI веке инструментами реализации художественного потенциала стали расширенные технологии (XR). И, в частности, их относительное новое ответвление – «дополненная реальность». О её актуальности и способах применения в искусстве, арт-бизнесе и музейных экспозициях и пойдёт речь в данной статье.

Для начала, стоит разобрать, что представляет собой данное явление. Дополненная реальность - (англ. augmented reality, AR- «дополненная реальность»)- это технология, позволяющая  дополнять физический мир цифровыми данными в реальном времени с помощью различных устройств - специальных очков, смартфонов, планшетов и т. п. Такая среда создаётся путём проецирования запрограммированных виртуальных объектов на реальное окружение или специальные маркеры (метки), находящиеся в нём.

 На сегодняшний день существует три направления данной технологии: «безмаркерная», где при помощи камеры на окружающий ландшафт накладывается виртуальная «сетка»;  «пространственная» технология, в которой место виртуального объекта определяется координатами и «маркерная», на базе маркеров или меток. Поскольку данная статья посвящена теме использования AR в искусстве, будет рассмотрен последний вид технологии. Это обусловлено тем, что маркерная технология наиболее удобна в считывании арт-объектов, надёжнее остальных перечисленных и работает практически без сбоев. Такая технология появилась первой и на данный момент является самой проработанной.

Основной задачей маркерной системы является определение, при помощи камеры, реальной метки в трёхмерном пространстве. Данный процесс происходит в несколько этапов. Сначала камерой фиксируется изображение. Затем алгоритмы программы распознают пятна в поисках заданной рамки маркера, которая определяется как 2D контур. После обнаружения метки в окружающем пространстве, камера определяет, что именно изображено внутри контура. Последней задачей системы является построение виртуальной 3D модели в двухмерной системе координат изображения камеры и привязка модели к метке.

Рациональное использование технологий дополненной реальности в искусстве очень актуальная проблема. Сегодня цифровое искусство находится на пике своей популярности. Это создаёт довольно сильную конкуренцию музеям и арт-галереям, где выставлены физические экспонаты, поскольку digital painting (цифровое искусство) – такая же рукописная техника, как и масляная живопись. Наличие множества бесплатных онлайн-платформ обеспечивает больший охват зрителей, а развивающиеся с каждым днём технологии дарят свободу для творчества. Эти и многие другие аспекты привлекают художников с самых разных уголков мира к переходу на цифровой формат. Данное высказывание подтверждается данными, опубликованными в статье онлайн-журнала Forbs. «Рынок невзаимозаменяемых токенов (NFT) за 2020 год вырос до $250 млн (в четыре раза по сравнению с прошлым годом) за счет того, что художники со всего мира стали продавать иллюстрации, видео и гифки своего авторства на специализированных маркетплейсах». Однако проектов, совмещающих физическое произведение искусства с AR на сегодняшний день мало.

Тем не менее, очевидный потенциал  дополненной реальности делает её область применения в искусстве практически безграничной. Объектом наложения виртуального концепта может быть практически любой предмет, что позволяет художникам размещать свои проекты по всему миру даже в самых неожиданных местах. Так, разработчики программы Alchemy AR совместно с художниками, сделав маркерами дорожные знаки, анимировали их представив техническое средство безопасности предметом урбанистического искусства. В 2019 году эта же команда разместила в нескольких залах Главного Штаба Государственного Эрмитажа свои работы в дополненной реальности, взяв за основу исторические картины. "Мы стараемся делать так, чтобы искусство стало ближе к зрителю. Для этого мы выходим непосредственно в городскую среду, размещая в ней арт-объекты в пространстве дополненной реальности. Например, в рамках «Ночи музеев» мы разместили объекты на дорожных знаках и картах метрополитена Санкт-Петербурга"[13].

Так, на стыке виртуальной реальности и искусства рождается совершенно новый, практически революционный жанр.

Через AR современные художники предлагают посмотреть на процесс созидания представленного творения, дополняют собственные картины, скульптуры или инсталляции видео-перфомансами и манифестами, а так же мультимедийными роликами. Совмещение цифрового искусства с физическим произведением даёт художнику огромную свободу и новые способы самовыражения, позволяя усовершенствовать, при необходимости, собственную работу или её концепцию.

В данный момент дополненная реальность является новой технологией для современной аудитории, применением которой довольно просто удивить. Однако, со временем, это станет чем- то привычным. Именно по этой причине важным аспектом является обоснованность применения дополненной реальности. Использование AR должно лежать в концепции самого произведения, а не являться декоративным эффектом для привлечения внимания зрителя. В противном случае, дополненная реальность будет играть роль развлекательного инструмента, обесценивая искусство как таковое. Одним из ярчайших примеров грамотного использования рассматриваемой технологии является работа студии  Adrien M & Claire B Company, представленная на выставке  «AR art, Mirages and Miracles», прошедшей в 2018 году в Нидерландах. Работа представляет собой серию разномасштабных инсталляций, которая «предлагает тонкое совпадение между виртуальным и материальным с помощью дополненных рисунков, голографических иллюзий, гарнитур виртуальной реальности, крупномасштабных проекций»[4].

С дополненной реальностью работает и австрийский художник SIMON GORITSCHNIG (Симон Горичниг). Он занимается исследованиями явлений жизни и живой материи, используя ряд различных техник. Горичниг С. Часто объединяет  несколько собственных работ в инсталляции, где при помощи приложения дополненной реальности, предлагает зрителю «становиться исследователем, ищущим общую нить, которая связывает все воедино»[6].

Американский программист и медиахудожник Зак Либерман через AR исследует звук, используя звуковые колебания. Произнесённые с разной интонацией слова, фразы или целые предложения перерабатываются алгоритмами, преобразуя звуковые колебания в абстрактные формы, распространяющиеся в окружающем пространстве. Используя камеру смартфона в качестве инструмента, аудитория или одиночные посетители могут таким образом создавать в пространстве целые абстрактные композиции [7].

С появлением VR и AR- работ, возникла необходимость в новых форматах экспонирования современных произведений искусств. К внедрению новых информационных технологий побуждает и желание привлечь как можно большее количество посетителей. Поэтому дополненная реальность открывает новые возможности не только для художников, но и для музеев и художественных галерей.  Многие музеи мира уже разместили в залах QR-коды и маячки-метки, дополнительно организовав прокат гаджетов для ознакомления с коллекциями.

Одним из первых музеев, вставших на путь интерактивности, был Кливлендский художественный музей (Cleveland Museum of Art). Этому предшествовал ряд исследований, проведённых научными сотрудниками учреждения и направленных на поиски импульсов, способствующих взаимодействию посетителей с искусством. В результате, был открыт ещё один зал - интерактивное пространство Gallery One [9]. Здесь зрители должны были получать информацию об искусстве не с помощью лекций и пояснительных карточек, а через собственный опыт взаимодействия с предметами искусства и культуры. На сегодняшний день музей оснащён мультитач экранами, AR-метками и многофункциональными гаджетами.

Галерея Бельведера (Belvedere Museum) совместно с разработчиками приложения дополненной реальности Artivive создали проект, в котором аудитория может ознакомиться с историей восьми картин Эгона Шиле. «Восемь всемирно известных работ австрийского художника снабжены дополнительным цифровым уровнем изображения с помощью дополненной реальности. Это приведет вас к тайнам произведений искусства. Можно увидеть, например, сенсационные рентгеновские, инфракрасные и макросъемки, разработанные в реставрации Бельведера»[8].

Однако технологию дополненной реальности можно применять не только в качестве привлечения аудитории и развлечения. Бостонский музей Изабеллы Стюарт Гарднер (Isabella Stewart Gardner Museum) использовал AR, чтобы восполнить коллекцию похищенными картинами. Как известно, в 1990 году произошло крупнейшее ограбление частной собственности в истории, в ходе которого из музея были вынесены 13 произведений искусства. Часть из них так и не была найдена. К годовщине трагедии, Бостонский музей представил посетителям мобильное приложение дополненной реальности Hacking the Heist. С его помощью можно увидеть изображения утраченных полотен на месте пустых рам, которые возвращаются к нам благодаря дополненной реальности.

 Подобный способ мог бы являться решением в тех случаях, когда экспонат находится на реставрации и отсутствует на своём месте. Так же, голографической копией можно было бы заменять предмет искусства, временно находящийся на выставке в другом городе или в другой стране.

Разумеется, не у всех внедрение технологий расширенной реальности вызывает положительные эмоции. Многим музеям и выставочным пространствам такая игровая форма подачи произведений искусства, представляющих мировую ценность, кажется неуместной. Опасения вызывает то, что главным объектом внимания в таком случае будет не сам шедевр, а анимация, созданная на его основе, в результате чего произойдёт обесценивание  оригинала. Однако первый опыт музеев показывает обратное: люди с ещё большим интересом стали изучать искусство, поскольку оно стало доступнее и ближе для них.

Как бы то ни было, локдаун во время пандемии Covid-19, сопровождающийся закрытием всех площадок для мероприятий, музеев и выставок, вынудил перейти многие музеи мира на онлайн-формат. В это время жизненно важной стала возможность взаимодействия выставочных пространств с аудиторией именно таким способом. Отчасти, это непростое время и дало мощный толчок к появлению различных виртуальных галерей, что позволило людям посещать выставки и изучать предметы искусства не выходя из своих квартир.

Например, Google Arts & Culture разработали для этого специальное приложение Pocket Galleries. Это «карманная галерея», позволяющая пользователям прогуляться по собственному дому, рассматривая произведения искусства так, как будто они находятся в музее. «Функция карманной галереи Google Arts and Culture позволяет разместить всю галерею на журнальном столике и бродить по ней в виртуальном пространстве»[10]. На выбор можно решить, какое выставочное пространство мира сегодня посетить будь то музей Виктории и Альберта, Лувр или же Музей изящных искусств Бостона. Так же в приложении предложены различные квесты, игры, головоломки, викторины и лектории в формате дополненной реальности.

Потенциал AR- технологий для музеев на этом не заканчивается. В начале апреля 2021 года аукционный дом Sotheby`s в поддержку майских торгов Magnificent and Noble Jewels в Женеве выпустил Instagram-маску, вызвавшую восторг как среди любителей украшений, так и среди экспертов. Маска позволяла примерить любому «гостю» тиару герцогов Савойских и при этом помещала их в дворцовые интерьеры. Так примерка «цифровой тиары» стала частью промокампании торгов, где ее оригинал должен стать главным «гвоздем программы».

Карантин во время Covid-19 оказался страшен в первую очередь из-за отсутствия самопрезентации. Это нанесло удар не только по музейным пространствам, но по художественным галереям, в которых раньше посетители и коллекционеры могли приобрести понравившуюся работу художника. Галерея Saatchi Art «убила двух зайцев», разработав онлайн приложение, позволяющее потенциальным покупателям не только посмотреть на предмет искусства и ознакомиться с информацией о нем, но и примерить его в собственном интерьере. «Мы знаем из опросов клиентов, что более 70% покупателей искусства не решаются покупать, потому что они не могут увидеть произведение искусства заранее. Предлагая возможность просмотра произведения искусства с помощью дополненной реальности на мобильном устройстве, покупатели мгновенно увидят красоту произведения искусства в своем доме и почувствуют уверенность в своей покупке»[17].

Художники Cебастиан Эррасурис и Зандер Экблад во время локдауна разработали  самопубликационную платформу для художников. Платформа позволяет как загружать работы и продавать их в дополненной реальности, так и создавать персональные и колоборационные AR- выставки. Коллекционеры могут открыть ссылку и через камеру смартфона увидеть творения в натуральную величину.

Огромным плюсом такого формата самопрезентации является то, что художники, у которых по тем или иным причинам было бы мало шансов стать замеченными, теперь способны выставляться непосредственно в личном пространстве коллекционеров. Это позволит всех интересующихся искусством обнаружить для себя совершенно новые таланты. «Есть крайняя неэффективность в индустрии искусства, которую AR может облегчить, — говорит художник и дизайнер Cебастиан Эррасурис. — Пандемия откроет следующую волну творческого самовыражения. Коллекционеры испытывают финансовые трудности, но всегда будут открыты для инвестиций в искусство, особенно если они могут помочь тем художникам, которые их вдохновляют»[12].

Появлением AR- приложений для арт-бизнеса решается ещё одна важная проблема. Отсутствие необходимой площади выставочного пространства для постоянно растущей коллекции - острый вопрос для любых коллекционеров и галеристов. Зачастую, в галерее может быть представлена лишь часть коллекции, остальные же работы художников, как правило, находятся в хранилищах и остаются невидимыми. Онлайн-каталоги решают данную проблему, поскольку «сеть» вмещает в себя практически неограниченное количество работ, каждую из которых пользователь может изучить в интерьере собственного дома.

На сегодняшний день существует довольно много подобных платформ с дополненной реальностью в самых разных странах мира. В России, к примеру, запустили приложение Vivart, коллекцию которого составляют, как и в обычной галерее, эксперты в сфере искусства и арт- бизнеса. Они оценивают потенциал картин и их эстетическую составляющую. Пользователи же приложения могут воспользоваться различными фильтрами для поиска по художнику, тематике картины или цветовой гамме, цене, стилю и т.п.

Резюмируя текст данной статьи, стоит ещё раз подчеркнуть актуальность использования технологий дополненной реальности в различных сферах искусства и культуры.

Несмотря на то, что технология дополненной реальности - новая, очевидность большого потенциала открывает безграничные возможности её применения. В первую очередь, это открытое поле для всевозможных экспериментов художников. Благодаря AR, искусство в прямом смысле выходит за рамки 2D и даже 3D, совмещая эти форматы в одном произведении, сближая автора с его же работой. Возможность объединять реальный и виртуальный миры открывает возможности для более глубоких и уникальных концептов и художественных решений. Посредством этого совмещения художник так же сближается со зрителем, делает его соучастником инсталляции, что позволяет прийти к лучшему пониманию замысла того или иного произведения.

Для музеев актуальность использования дополненной реальности состоит в привлечении разновозрастной и разнополярной аудитории. Это прекрасная промоакция, способствующая достижению максимальной коммуникации посетителя и экспоната, что способно улучшить культурно - образовательную функцию музеев. Помимо того, AR помогает решить проблему с экспонированием утерянных, уничтоженных или украденных предметов, а так же произведений, временно отсутствующих в связи с реставрационными работами или гастролями.

Так же, дополненная реальность - это удобные приложения для онлайн презентации и продажи произведений искусства через художественные галереи. Художники, даже самые малоизвестные,  имеют возможность выставить результат своего труда или составить персональную выставку в онлайн - формате. А любой пользователь, от простого любителя до коллекционера может в спокойной комфортной обстановке изучить полную коллекцию работ примерив их на собственный интерьер. Этим же решается проблема с выставочным пространством, которого зачастую не хватает.

Список литературы

  1. Петрухина О.В. Дополненная реальность в пространстве музея // Месмахеровские чтения – 2019: материалы междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 21–22 марта 2019 г. / науч. ред. А.О. Котломанов. СПб.: СПГХПА им. А. Л. Штиглица, 2019. С. 122–125
  2. Сколота, З. Н. Современное искусство: формы и технологии / З. Н. Сколота. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 852-856.
  3. Соловьева А.А. Технологии дополненной реальности в музейном пространстве // Наука без границ. 2020. № 1(41). С. 48-53.
  4. Adrien M & Claire B. Миражи и чудеса. 2017 г. Серия инсталляций, населенная цифровым анимизмом. [Электронный ресурс] URL: https://www.am-cb.net/en/projets/mirages-miracles
  5. Компания Adrien M & Claire B. Исследования и творчество в области живого и цифрового искусства. Шоу и инсталляции. [Электронный ресурс] URL: https://www.am-cb.net/en/a-propos
  6. SIMON GORITSCHNIG. ARTIST STATEMENT. [Электронный ресурс] URL: https://www.simongoritschnig.com/about/
  7. Zach Lieberman. [Электронный ресурс] URL: http://zach.li/
  8. Belvedere museum Wien. Augmented Reality. [Электронный ресурс] URL: https://www.belvedere.at/augmented-reality
  9. МАРТ. Портал о музейных технологиях и маркетинге. Gallery One – трансформация эмоций. [Электронный ресурс] URL:http://mart-museum.ru/portfolio/gallery-one-part-1/
  10. Google Arts & Culture. Discover a Virtual Gallery in Your Pocket. [Электронный ресурс], URL:https://artsandculture.google.com/story/5QWhvYU1kBJfgw
  11. The Village. AR-приложение для примерки и покупки произведений искусства. [Электронный ресурс] URL: https://www.the-village.ru/city/news/321583-vivart (дата ображения: )
  12. INTERIOR+DESIGN. Искусство в онлайн: платформа AR для художников и коллекционеров. [Электронный ресурс] URL:https://www.interior.ru/art/9215-iskusstvo-v-onlain-platforma-ar-dlya-hudozhnikov-i-kollektsionerov.html
  13. TJ. Банда художников захватила Эрмитаж. [Электронный ресурс] URL:https://tjournal.ru/tech/130321-banda-hudozhnikov-zahvatila-ermitazh
  14. Artivive. The Augmented Reality Platform For Art. [Электронный ресурс] URL:https://artivive.com/
  15. TEO by Cosmoscow. AR и VR-технологии в современном искусстве. [Электронный ресурс] URL: https://teodorus.art/blog/ar_i_vr-tekhnologii_v_sovremennom_iskusstve/?sphrase_id=4991
  16. PHYGITALISM. Moscow based company, developing phygital products for business. Выставка в дополненной реальности. [Электронный ресурс] URL: https://medium.com/phygitalism/phygital-art-exhibition-19b2e5f87b76
  17. ar.rocks. Augmented Reality News & Insights Hub. Saatchi Art Launches ‘View In A Room’ In WebAR. [Электронный ресурс] URL: https://www.ar.rocks/posts/saatchi-art-webar
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее