РЕАЛИЗАЦИЯ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

118

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 51 (201), Декабрь ‘24

Поделиться

Инициативное бюджетирование показывает высокую эффективность как механизм участия граждан в решениях о выборе наиболее приоритетных направлений использования бюджетных средств и применяется в значительной части стран мира, в том числе и Российской Федерации. За более чем пятнадцать лет с момента запуска первых практик инициативного бюджетирования в России был накоплен существенный опыт в рамках привлечения граждан к управлению бюджетами публично-правовых образований. Инициативное бюджетирование обеспечивает достижение ряда важных социальных, экономических и управленческих эффектов, что является одним из ключевых факторов широкого распространения практик инициативного бюджетирования на региональном и муниципальном уровнях в Российской Федерации.

Доходная часть государственного бюджета в значительной степени формируется за счет налоговых отчислений населения. Лишь немногие граждане имеют представление о механизмах работы и структуре бюджетной системы, тогда как большинство населения скептически относится к целевому использованию финансовых ассигнований, полагая, что средства распределяются непрозрачно и направляются в неопределенное русло. Недостаточная эффективность программ расходования бюджетных средств часто обусловлена отсутствием своевременного и адекватного отклика на запросы и потребности граждан со стороны местных административных и государственных структур. Проблематика касается качества услуг в сферах оказания образовательных услуг, жилищно-коммунального хозяйства, а также вопросов благоустройства и поддержания надлежащего состояния общественных пространств и инфраструктуры.

Партиципаторный бюджетирование представляет собой модель финансирования, при которой ключевую роль в процессе определения расходования средств играют сами граждане. Этот подход позволяет напрямую адресовать и решать самые актуальные проблемы, которые затрагивают интересы жителей определённого района или города, будь то необходимость в установке дополнительного уличного освещения, строительство новых тротуаров, обустройство площадок для детей или сооружение спортивных комплексов. Участники процесса имеют возможность самостоятельно высказать свои приоритеты и определить, на что в первую очередь должны быть направлены бюджетные средства. В дополнение к этому, существуют специализированные программы, которые способствуют активному вовлечению граждан в дискуссии о важнейших направлениях развития своих территорий. Эмпирический опыт применения такого подхода показывает его высокую эффективность: регионы, где действуют механизмы партиципаторного бюджетирования, демонстрируют наглядные улучшения условий жизни населения и общую трансформацию облика городов и сел.

Зародившееся в 1989 году в Порту-Аллегри, Бразилия, практика бюджетного участия граждан значительно повысила инвестиции в здравоохранение и образование до 40%. В Германии, ежегодно насчитывается примерно 100 инициатив по участию граждан в бюджете. Такая модель, называемая инициативным бюджетированием, представляет собой метод распределения финансовых ресурсов, который привлекает граждан и местный бизнес к участию в решении актуальных проблем на уровне общин, продвигая региональное развитие и обеспечивая прозрачность бюджетных расходов.

Инициативное бюджетирование представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вовлечение граждан в процесс определения приоритетов и выбора проектов местного уровня, финансирование которых осуществляется за счет средств муниципального бюджета, с возможностью получения дополнительных средств в виде субсидий из регионального бюджета, а также вкладов от частных лиц, предпринимателей и организаций. Эта модель также предусматривает активное участие граждан в контроле за ходом и результатами реализации одобренных проектов.[1]

Муниципальная практика ИБ реализуется исключительно за счет средств бюджета муниципального образования, а также внебюджетных источников финансового обеспечения проектов, то есть в рамках софинансирования.[2] Данный тип практик инициативного бюджетирования регулируется нормативными актами муниципальных образований, непосредственное управление процессом и конкурсный отбор проектов осуществляется органами местного самоуправления.

Инициативное бюджетирование способствует выявлению и адресации ключевых проблем на уровне сообщества. Эффективное взаимодействие между населением и муниципальными органами укрепляет доверие к власти, поскольку граждане непосредственно наблюдают процесс использования государственных финансов.[3]

Участие граждан в финансировании проектов через механизмы софинансирования является ключевым элементом практик партиципативного бюджетирования. Это способствует оптимизации бюджетных расходов и открывает возможность реализации более амбициозных инициатив по разумным ценам. Включение общественности не только усиливает финансовую поддержку проектов, но и способствует выбору наиболее рациональных и экономически обоснованных решений для местных задач.[4]

В соответствии с анализом, проведенным экспертами в области финансов, программа инициативного бюджетирования значительно способствует улучшению фискальной ситуации, что выражается в росте индикаторов эффективности налогового сбора и инкременте доходной части региональных бюджетов. Это достигается благодаря внедрению и развитию систем стимулирования населения к выполнению налоговых обязательств и совершению добровольных взносов.[5]

Процесс инициативного бюджетирования способствует росту активности гражданского общества, путем интеграции жителей в процессы принятия решений, развития навыков участия и представления интересов сообщества. Формирование ответственности и укрепление социального капитала происходит через активное участие граждан в управлении муниципалитетом, что представляет собой ключевой элемент для достижения устойчивого развития на местном уровне.[6]

Инициативное бюджетирование способствует улучшению управленческих процессов, благодаря продолжительному взаимодействию с общественными инициативами. Это ведет к приобретению муниципальными служащими ценных управленческих умений, включая эффективное общение, стратегическое планирование, выделение приоритетов и командную работу. Систематическая двусторонняя коммуникация и совместные инициативы с населением способствуют профессиональному развитию руководителей и повышению качества управленческих решений.

Применение инструментов общественного контроля и активное участие граждан в реализации проектов посредством инициативного бюджетирования способствуют минимизации коррупцийных проявлений и укреплению прозрачности распоряжения государственными финансами. Важно подчеркнуть, что такой подход ведет к улучшению качества работ и увеличению срока службы инфраструктурных объектов, поскольку население, которое поддержало тот или иной проект и внесло средства с целью его сопровождения, заинтересовано в надежном исполнении и долговременной эксплуатации результатов. В перспективе это влечет за собой усовершенствование уровня предоставляемых общественных услуг и улучшение доступа к ним, что, в свою очередь, благотворно сказывается на качестве жизни граждан.

Активное участие населения в процессах инициативного бюджетирования способствует улучшению бюджетной грамотности. Такое участие включает в себя обогащение знаний о компонентах бюджетной системы страны, ее организации и ключевых аспектах, а также повышение компетенций в области планирования и реализации бюджетных проектов. Умение населения обращаться с бюджетными и финансовыми вопросами становится значимым элементом в укреплении финансовой устойчивости и развитии государственной и муниципальной экономики.

В рамках повышения эффективности взаимодействия федерального и местного бюджетирования в Чеченской Республике была разработана комплексная нормативно-правовая и методическая основа для проведения инициативного бюджетирования. Это позволяет муниципалитетам на конкурсной основе получать субсидии из республиканского бюджета для частичного финансирования своих затрат, связанных с выполнением инициативных проектов, способствуя тем самым развитию местных бюджетов Чеченской Республики.

В рамках реализации государственной инициативы по стимулированию развития инициативного бюджетирования, предполагается выделение субсидий из республиканского бюджета в пользу бюджетов муниципальных образований и урбанистических территорий Чеченской Республики для поддержки проектов, предложенных инициативной общественностью. Механизмы предоставления и дистрибьюции финансовых средств регламентируются специальным приложением к соответствующей государственной программе. Финансовый объем поддержки на 2024 год составляет 47 657,394 тыс. рублей, что отражает увеличение по сравнению с объемом в 2023 году в размере 43 099,267 тыс. рублей.

Для оформления договоренности муниципалитет предъявляет в Министерство финансов Чеченской Республики документацию, подтверждающую удовлетворение условий для получения субсидий, как это указано в подпункте «а» пункта 4 соответствующих Правил. В ситуации, когда на территории муниципалитета реализуются несколько инициативных программ, для каждой из них формируется отдельное соглашение. Это соглашение включает обязательства муниципалитета, становящегося бенефициаром субсидии, касательно финансовой поддержки инициативного проекта с использованием средств, предусмотренных через инициативные взносы. Модификации в договоренности могут быть внесены только в рамках ситуаций, определённых Правилами по организации, выделению и распределению субсидий, и это должно быть выполнено не позже 15 ноября текущего года. Конечным же результатом выделения субсидий становится успешная реализация инициативного проекта, отобранного посредством конкурса.

Следовательно, практика участия граждан в распределении бюджетных средств через механизм инициативного бюджетирования представляет собой один из наиболее обещающих и динамично развивающихся подходов к вовлечению населения в процессы управления финансами публичных управленческих структур. Анализ количества успешно реализованных инициатив, объемов финансирования, стоимости внедренных практик ИБ и изученный опыт на местах подтверждает расширение применения инициативного бюджетирования на уровне местных сообществ. Однако следует подчеркнуть, что это сложный процесс с значительным потенциалом к усовершенствованию, требующий активной вовлеченности как со стороны местных властей, так и со стороны граждан.

 

[1] Вагин, В.В. Теоретические аспекты развития инициативного бюджетирования в России // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. — 2016. — №3 (31). — С. 105-114

[2] Шаповалова, Н.А. Муниципальные практики инициативного бюджетирования: характеристика и механизмы поддержки // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2020. — №4 (35). — С. 24-38

[3] Гребенюк, А.А. Психологические особенности инициативного бюджетирования // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. — 2021. — Т. 7(73). —№3. — С. 118-126

[4] Вагин В.В., Гаврилова Н.В., Шаповалова Н.А. Инициативное бюджетирование в России: лучшие практики и направления развития // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 4.С. 94-103

[5] Вагин, В.В., Пинская, М.Р. Фискальные эффекты применения методологии инициативного бюджетирования в сфере общественных финансов // Финансы: теория и практика. — 2022. — Т. 26. — №1. — С. 115-125

[6] Рогач, О.В. Возможности использования механизма инициативного бюджетирования при формировании социального капитала местных сообществ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2020. — №9. — С. 52-56

Список литературы

  1. Вагин В.В., Гаврилова Н.В., Шаповалова Н.А. Инициативное бюджетирование в России: лучшие практики и направления развития // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. №4.С. 94-103
  2. Вагин, В.В. Теоретические аспекты развития инициативного бюджетирования в России // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. — 2016. — №3 (31). — С. 105-114
  3. Вагин В.В., Гаврилова Н.В., Шаповалова Н.А. Инициативное бюджетирование в России: лучшие практики и направления развития // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 4.С. 94-103
  4. Вагин, В.В., Пинская, М.Р. Фискальные эффекты применения методологии инициативного бюджетирования в сфере общественных финансов // Финансы: теория и практика. — 2022. — Т. 26. — №1. — С. 115-125
  5. Гребенюк, А.А. Психологические особенности инициативного бюджетирования // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. — 2021. — Т. 7 (73). —№3. — С. 118-126
  6. Рогач, О.В. Возможности использования механизма инициативного бюджетирования при формировании социального капитала местных сообществ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2020. — №9. — С. 52-56
  7. Шаповалова, Н.А. Муниципальные практики инициативного бюджетирования: характеристика и механизмы поддержки // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2020. — №4 (35). — С. 24-38
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее